Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.02.2022 09:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мат – это сквернословие или неотъемлемая часть русского языка?

Автор: М. Владимирова

Во всем мире борьба с ненормативной лексикой ведется с переменным успехом. Созываются комитеты, привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы. Но решить эту проблему пока не получается. К сожалению, непечатные слова порой звучат в популярных видеороликах и попадаются в различных статьях. Молодое поколение восторженно подхватывает брань, и употребление ненормативной лексики становится модным. На самом деле использование мата говорит о скудном словарном запасе человека, у которого в памяти не хватает фраз для выражения собственных эмоций, поэтому люди и идут по кратчайшему пути, высказываясь короткими бранными выражениями.

В последнее время мне казалось, что нецензурная брань почти исчезла из лексикона палешан. Оказывается, я заблуждалась. Мои заблуждения рассеяла группа молодых ребят, отправлявшихся в новогодние праздничные дни на автобусе вечером из Палеха в Иваново. Один из них говорил друзьям, что он имел половые отношения с бочкой, а другой в разговоре с приятелем говорил, что имел половой контакт с его матерью. За такие слова надо на дуэль вызывать или, по крайней мере, набить морду, а приятели продолжали как ни в чем не бывало разговаривать дальше. Подобные выражения у них служили для связки слов.

Почему они не вдумываются в слова, которые произносят? Ведь нормальных людей от таких словооборотов просто тошнит.

Но прежде чем писать статью я решила посмотреть в интернете, каково же мнение людей на тему использования мата? И с удивлением узнала, что наряду с теми людьми, кто категорически не приемлет использование нецензурной брани, есть люди, которые оправдывают её применение и сами довольно часто матерятся.

Что думают об этом палешане?

Не буду называть фамилий людей, к которым я обратилась с вопросами, укажу только имя и возраст.

Татьяна, 70 лет:

– Когда я после окончания института решила поехать работать на завод в Пермь, то однокурсники, ранее побывавшие на этом заводе на практике, говорили, что мне не стоит туда ехать. «Ты не переносишь мат, а там сплошь используют нецензурные выражения»,– говорили они. Я пять лет прожила в Перми и работала на заводе. За все пять лет я только однажды услышала на нашем участке мат. По каким-то делам зашла в слесарку, где собрались на отдых все мужчины и услышала, как Ринат, аппаратчик из нашей смены, что-то рассказывает, пересыпая речь матерными словами. Его толкнули в бок, он оглянулся, увидел меня, уши его покраснели, и он продолжил речь без единого матерного слова. Так что считаю, что любой человек может воздержаться от нецензурной брани, если захочет.

Ирина, 50 лет:

– Как-то раз мы с мужем шли по Полевой улице. Впереди нас шли три совсем молоденьких, красивых и со вкусом одетых девушки. Мы любовались их красивой походкой и стройными фигурками. Мы ускорили шаг, обгоняя их. То, что мы невольно услышали, прокомментировал муж несколькими словами: «Лучше бы они не открывали рот. Как будто грязью окатили». Потому что в разговоре они использовали сплошной мат.

Мария, 36 лет:

– В детстве я никогда не слышала нецензурных слов от своих родителей. Я же не вижу в использовании мата ничего плохого. Например, когда вы уроните кирпич на ногу, то едва ли будете выбирать выражения, а при использовании мата, сразу становится ясно, что вам больно. Я и на работе часто применяю нецензурные выражения, когда категорически с чем-то не согласна.

Александр, 70 лет:

– Говорят, что русские люди не могут обходиться без мата, даже по телевизору без конца слышишь пи-пи-пи, то есть матерные слова закрывают звуком. Это раздражает. Считаю, что за употребление нецензурной брани надо наказывать. В административном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за нецензурную брань, но что-то она не применяется.

Роман, 30 лет:

– Я имею дело с числами, мне нравится их стройность и лаконичность. Считаю, что мат – это также четкость и конкретность. Выразишься несколькими словами и сразу все понятно. Конечно, надо знать, где можно выражаться: в школе и при детях – это недопустимо.

Александра, 29 лет:

– Считаю, что нецензурные слова неприемлемы в речи. Меня также беспокоит, что люди стали употреблять тюремные, жаргонные слова, даже от детей можно услышать «хавать» вместо слова «есть». Это недопустимо, и бороться с этим надо всем вместе. А кто не может прожить без мата, то им надо объяснить, что использовать нецензурные слова можно только в лесу, предварительно убедившись, что рядом нет людей.

Николай, 37 лет:

– Считаю, что мат – это неотъемлемая часть русского языка, с применением которого до собеседников лучше доходит передаваемая информация. Он чаще всего используется в мужской компании. В присутствии детей и женщин использование нецензурных выражений недопустимо.

Вот такие разные мнения об использовании нецензурных выражений. Как же быть? Ведь кто-то действительно не может слышать матерные слова, а кто-то считает их неотъемлемой частью русского языка.

Мнение специалиста

Действительно ли русский язык невозможен без употребления ненормативной лексики? С этим вопросом я обратилась к преподавателю русского языка и литературы Палехской средней школы Елене Геннадьевне Авраменко. Вот что она ответила:

– Что я чувствую, когда слышу нецензурную брань? Ощущение такое, словно в чистую реку сливают отходы. Словно тебя окатили из ушата грязью. Первое желание – отмыться. Для меня сквернословие – это раковая опухоль на нашем великом русском языке. Разрастаясь, она проникает метастазами в общение, личную жизнь, работу. И пока, к сожалению, лекарства от него не изобрели.

Однако по любому вопросу всегда найдется два мнения – «за» и «против». В данном случае, «за» – это согласиться с существованием нецензурной брани как необходимым спутником жизни человека.

Чем же примечателен мат? Он короче и лаконичнее. Как показывает опыт межличностного общения, короткие предложения и слова лучше и быстрее усваиваются слушателем. Например, не «приказываю немедленно уничтожить этот вражеский танк», а «... по этому ...». Резко, конкретно, хлестко, твердо, убедительно. Но еще и грубо, жестко, агрессивно.

Почему люди матерятся? Прежде всего, чтобы снять стресс, усталость после напряжённого трудового дня; когда безвыходная ситуация и не знаешь выход из неё. А почему бы и не похвалить кого-то, добавив крепкое словцо? Для многих матерное слово – это как посолить еду, выпить воды при жажде, то есть, стало жизненной необходимостью. А еще – хоть как-то компенсировать свой слабый словарный запас.

Вы мне можете сказать: «Нет смысла искоренять матерную речь, она повсюду: на ТВ, в интернете, в словах телеведущих и блогеров. Что ж к нам-то тогда придираться?». Дело в том, что если отключить телевизор, интернет, мата меньше не станет. Он – в речи детей и взрослых.

Подросток слышит откровенную брань. Он хочет выглядеть взрослее, а значит, принимает выражения и сам употребляет их. Взрослые поступают по-разному. Кто-то не обращает внимания, кто-то отругает. Ответ подростка: «Вы сами оглянитесь вокруг. Все ругаются матом».

Когда проходишь мимо учащихся и слышишь отборный мат, естественно, первое что приходит в голову, – сделать замечание. А в ответ слышишь: «И че? У меня родители так дома разговаривают!» Ключевое слово – родители! Получается замкнутый круг.

Можно долго и эмоционально говорить о вреде нецензурной речи, о том, что брань – удел невежественных слоев населения. Бороться с этим «сорняком», считаю, бесполезно. Даже если на остановках транспорта, улицах и площадях всех городов и населенных пунктов развесить яркие плакаты о недопустимости мата, количество сказанных слов это не уменьшит, а наоборот, увеличит. Запретный плод сладок. Как показывает многолетняя практика, запреты лишь скрывают, прячут проблему, но ни в коем случае не решают ее.

Попробовать включить логику? Предложить любителям нецензурной лексики просто сесть, взять в руки толковый словарь и выяснить лексическое значение слов, обозначающих женские и мужские гениталии и их совместные манипуляции, подходят ли они к ситуации, во время которых используют эти выражения?

Наложить крупную систему штрафов? Взрослых это не пугает, да и подростков тоже. Родители заплатят, если что.

И все-таки я хочу обратиться к любителям «пикантных речей». Если очень хочется, организуйте, пожалуйста, специальные места, подобно «местам для курения». Пусть это будет так называемая «отдушина», где вы можете насладиться с «коллегами» общением. У каждого из вас есть личное пространство, которое вы тщательно оберегаете от вторжения незваных гостей. У меня тоже есть свое личное пространство, и я не хочу впускать туда пошлость и хамство.

А еще я верю, что далеко не все любители воспользоваться бранными словцами в ситуации, когда заглохло авто, с женой делают ремонт или «молотком попал по пальцу», будут также говорить в присутствии большого количества слушателей. Подсознательно «сработает» условный рефлекс, заложенный родителями в процессе воспитания.

Можно попробовать сделать матерную брань непопулярной. Если вам человек сказал бранное слово, не реагировать. Вы скажете, что тогда мат перейдет в разряд обыденного. Я имею в виду – перестать общаться с этим человеком. Мало кто знает, откуда появились бранные слова. Когда-то все эти выражения употребляли на поле брани как оскорбительное оружие против врага. Его надо было унизить. То есть человек, разговаривающий с вами матом, считает вас врагом, которого нужно унизить. И ничего другого.

Однажды прочитала об одном предложенном способе в борьбе с матом – рефлексотерапии. Суть его проста: надеть резинку на запястье. Как только будет произнесено матерное слово, оттянуть резинку, затем отпустить. Делая так, мозг человека привыкает к негативному сигналу и помогает контролировать речь. Наверное, способ действенный. Только, может быть, нам не стоит уподобляться животным, чьё поведение зависит от рефлексов. Ничто так не отличает человека от животного, как возможность и умение общаться с окружающими. Еще Сократ сказал: «Каков человек, такова и его речь».

Эти слова Елены Геннадьевны хочется дополнить мнением священников, которые считают сквернословие тяжким и труднопреодолимым грехом. Многие христианские проповедники полагали, что между духовной жизнью и чистотой речи существует прямая связь. Возможно, чистая речь оказывает куда больше влияния на жизнь человека, чем кажется на первый взгляд.

Святитель Тихон Задонский называл сквернословие ядом, умерщвляющим душу, и в Священном писании этот грех относился к тяжким наравне с блудом и пьянством. Поэтому, может быть, стоит не только 3 февраля во Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, но и в последующие дни попробовать обойтись без брани.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51