Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

18.02.2022 10:35 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 18.02.2022 г.

«Сейф» меняется, но остаётся собой

Автор: А. Зайцева

Группе «Сейф» в этом году исполняется 35. Прекрасный возраст. За это время многое произошло: концерты, интересные встречи, повлиявшие на судьбу группы, различные проекты и спецзаказы. Эта группа одна из немногих, которая родилась в советское время и сейчас продолжает радовать своих почитателей. «Сейф» живет, удивляет новыми треками и по- прежнему активно участвует в жизни культурного Палеха. Виной всему этому – неутомимый оптимизм, задор и креативность лидера группы Николая Ковалева. Пожалуй, его стойкости и харизме стоит только позавидовать. У него не отбивается ни одно дело. Все свои проекты Николай доводит до конца, и они имеют успех. В преддверии юбилейной даты мы встретились с музыкантом и поговорили о том, как все начиналось, откуда берется вдохновение, о кино, клипах, музыке…

– Николай, расскажите, как все начиналось? Каков первый состав «Сейфа»?

– С самого раннего детства я любил слушать пластинки. Слушал всё подряд, что было у родителей. Раскладывал на полу и придумывал порядок воспроизведения. В какой-то роковой день мой старший брат Витя зашёл ко мне в комнату, и случайно наступил на мою любимую пластинку. Она треснула, я в слёзы. Брат посмотрел на осколки, прочёл название, поморщился, и сказал: «Что за фигню ты слушаешь! Сейчас я тебе покажу настоящую музыку!» – и чтобы меня утешить, отдал мне свою коллекцию винила. Я хорошо помню, как поставил иголку своего старенького проигрывателя «Ригонда» на краешек первой пластинки из его коллекции. Нажал кнопку «пуск». Иголка побежала по бороздкам, издавая характерное волнующее потрескивание, и из динамиков полились волшебные звуки The Beatles. Это, без преувеличения, определило мою дальнейшую жизнь.

Во дворе я нашёл несколько ребят, с которыми можно было делиться радостью от прослушивания музыки. Мы стали играть в рок-группу. Представляли себя Битлами. А затем стали пробовать сами что-то играть и даже сочинять.

В школе мы безуспешно пытались уговорить директора закупить инструменты для ансамбля. И лишь когда я поступил в Палехское художественное училище, и обнаружил там комнату с настоящими электрогитарами, барабанами и клавишами, получилось создать группу. Я, два моих однокурсника – Юра Петров и Ваня Бекетов, и два моих дворовых товарища – Серёжа Караваев и Серёжа Шамин, это и был первый состав группы «Сейф».

– Скажите, вы с самого начала сами сочиняли музыку и слова или все же пытались кому-то подражать? Наверняка, тогда у совсем юных мальчишек были свои кумиры.

– Мой брат играл в группе и писал песни. Он показал мне, как играть его песню «Воробьиный твист». С этой песни и начался репертуар группы «Сейф». Но брат жил в другом городе и приезжал редко, а хотелось новых песен. Пришлось писать самому.

Мы слушали: The Cure, Depeche Mode, Cocteau Twins, Аквариум, Кино, Аукцыон… много разной, в то время модной музыки. Конечно, любимая музыка влияла на нас, мы учились на ней. Мы всегда стремились иметь своё собственное лицо. В начале ты ещё не умеешь пользоваться впечатлениями, просто тащишь в свои песни понравившиеся куски. Фразу отсюда, риф оттуда. Со временем приходит понимание, что нужно всё пропускать через себя, перерабатывать. И тогда вырабатывается свой собственный почерк.

– Что вдохновляет больше всего?

– Постепенно у меня выработался способ потребления информации. Не важно, что это – литература, кино, музыка, байка, рассказанная знакомым. Всё просеивается с учётом будущего использования и укладывается на какие-то полочки. А потом в нужный момент всплывает. Я не знаю, как это работает, оно само как-то так настроилось.

Ну вот, например, мы работали над песнями к альбому «Несовершенен». Мой соавтор Серёжа Караваев написал музыку, а я собирался написать к ней текст. В тот момент у меня не было никаких подходящих идей. Как пишет гениальный режиссёр Дэвид Линч в своей книге «Поймать большую рыбу»: «Идея, это «рыба», чтобы её поймать, нужно погрузиться в воды своего подсознания с помощью медитации. Чем глубже ты погрузишься, тем более крупную рыбу ты поймаешь». Я проделал что-то схожее с медитацией. Проснулся как-то под утро, включил фильм «Седьмая печать» Ингмара Бергмана и отпустил мысли. И в какой-то момент в моей голове прозвучал «Дзынь!» Когда шли финальные титры, я уже знал, о чём будет песня.

– Как вы охарактеризуете направление своей музыки? Это рок?

– В 60-х вся современная, молодёжная музыка обобщённо называлась Pop, в 70-х её стали разделять на Pop и Rock. В 80-х с доступностью синтезаторов появилось новое поколение музыкантов, которые стали экспериментировать и добавлять электронику в свою музыку. И это не только звук, а иной принцип построения аранжировки. Эти новомодности вроде как не вписывались в традиционный Rock, а с другой стороны эксперименты были слишком сложны для Pop музыки. Музыкальные журналисты выделили новое, третье направление, и назвали его New Wave. Группа «Сейф» образовалась в 80-х, естественно, что нам хотелось играть модную, новую, интересную музыку. С годами названия стилей, веяния моды менялись и менялись. Нас это тоже увлекало. Мы добавляли в свою музыку элементы того или иного жанра, но наша основа, наши корни в New Wave.

– В 1989 году «Сейф» вступил в только что организованную «Ассоциацию ивановских музыкантов» (аналог Рок-клуба) и сразу стал одним из наиболее ярких ее представителей. Скажите, с этого момента началось ваше выступление на «большой публике»?

– Чисто математически, да, публики стало больше, но не это запомнилось. Первый фестиваль «Ассоциации ивановских музыкантов» нас тогда впечатлил мощностью звука. Это не был какой-то супер звук, особенно по нынешним понятиям, просто до этого мы играли на такой дохлой аппаратуре, что когда мы вышли на сцену Ивановской филармонии там проходил этот фестиваль, и ударили по струнам, то были ошарашены – как же мощно мы можем звучать! Это очень вдохновило.

– Ваш первый альбом, какой он был?

– Наш первый альбом «Воробьиный твист» был придуман в 1987 году, но тогда у нас не было возможности его записать. И вот, наконец, 23 февраля этого года, ко дню рождения группы, мы его выпускаем. Всё записывалось с нуля. Это был увлекательный опыт. Сотрудничество с самим собой через 35 лет. Очень необычные ощущения. Но это не ностальгическая ретрозапись, это современное произведение. «Сейф» не про прошлое, а про будущее.

– Сколько альбомов выпустил «Сейф» за 35 лет?

– Ой, много. Каждый год что-то выходило. Но дело не в количестве. Когда ты живёшь этим, то всё происходит легко и естественно.

– Что такое «Сейф» для самих участников коллектива? Это скорее хобби? Ведь музыканты группы в большей степени реализовываются в других профессиях. Николай, наверняка, для вас – лидера группы, это нечто большее.

– Надеюсь, для участников коллектива, тех, кто играл, играет или будет играть – это интересные и приятные моменты жизни. Ко всем, кто когда-либо имел отношение к «Сейфу», у меня самые тёплые чувства. Но каждый сам определяет для себя степень вовлечённости. Для меня – это вся жизнь.

– Для Палеха «Сейф» всегда был неким культурным двигателем, различные акции, концерты… Как пришла идея снять первый любительский художественный фильм «Упадение» в 1999-м?

– Идея снять фильм «Упадание» пришла на лет десять раньше, когда палешане обзавелись видеокамерами, и на посвящении в студенты в ПХУ, снимающих в зале оказывалось уже больше, чем выступающих на сцене. Снимали, монтировали эти посвящения. Думали, не замахнуться ли на что-то большее. Но тогда видимо не хватило задора. Прошло время, и в какой-то момент мне всё же удалось увлечь друзей этой авантюрой. В результате мы сняли несколько любительских фильмов.

– Потом вы уже писали музыку для фильмов, был опыт даже с сериалом. Это стало толчком к созданию собственных клипов?

– Написание музыки для кино очень интересный и полезный опыт. К тому же, судя по аналитике нашего YouTube-канала, песни к сериалу «Вокально-криминальный ансамбль» смотрят и слушают ежедневно. Пишут отзывы. Это очень приятно, но не имеет отношения к съёмкам клипов. Их мы начали снимать с самого начала существования группы. Недавно вышло видео на песню «Свободный ручей». Это наш самый первый клип, придуманный в 1987 году. Клип с «отложенным эффектом». Съёмки начались тогда, а продолжились сейчас. Пауза в 35 лет была необходима для того, чтобы сыграть себя разного возраста. И выход альбома «Воробьиный Твист» как раз оказался тем самым нужным моментом для завершения этой идеи.

– Как вы думаете, у этого клипа может быть продолжение? Например, лет через 10… Или это законченная версия?

– Сейчас мне кажется, что это законченная история. Нужное время, нужное место. Но мало ли какая идея может придти через 10 лет. Можно вспомнить фильм «Назад в будущее», как там с каждой частью одна история накладывалась на другую.

– В июне 2009-го «Сейф» участвовал в первом рок-фестивале «Антифабрика» на одной сцене с группами «Моральный кодекс», «Чёрный кофе», «Харизма», а также Дмитрием Четверговым и другими. Чему научил вас этот опыт?

– Выступление на этом конкретном фестивале научило нас тому, что не нужно проводить фестивали в таких помещениях, как спортивный комплекс «Олимпия». Здание имеет форму купола, и звук там ужасно летал. Но были и приятные моменты. Когда наш тогдашний губернатор Михаил Мень представлял меня Сергею Мазаеву – гр. «Моральный кодекс», то охарактеризовал «Сейф» как главное музыкальное достижение региона. Вроде мелочь, а приятно.

– Благодаря «Сейфу» в Палехе родился международный фестиваль искусств «Яблочный спас», фестиваль «Молода и Красива». Где черпаете идеи? Как вам удается проводить такие интересные мероприятия?

– Творческому человеку важна атмосфера. Вот мы и стали организовывать её вокруг себя. Наши фестивали и акции вдохновили других активных людей, и теперь в Палехе образовалось целое фестивальное движение. Это прекрасно.

Затем мы затеяли видеоинтервью «Это Палех» на нашем YouTube-канале, и ведущие наших фестивалей Алексей Жиряков и Дарья Мамина заблистали в роли интервьюеров. У нас там есть ещё новогодние спецвыпуски, это вообще странное смешение жанров – кино, спектакль, клип или капустник – сложно определить. Ни то, ни другое, и всё вместе. Люблю этот проект, потому что он про людей и для людей. И про Палех, естественно.

– На протяжении этих 35-ти лет ваш коллектив немного менялся. Кто-то уходит, кто-то приходит и привносит в музыку что-то новое. Это хорошо или плохо? С чем это связано?

– Как я говорил выше – каждый участник коллектива сам для себя определяет степень вовлечённости. Иногда эта вовлечённость иссякает. Это происходит по разным причинам. Но «Сейф» живая, устойчивая субстанция. «Сейф» меняется, но остаётся собой. У нас есть строчки в одной песне:

В этой воде невозможно остаться

И может когда я сумею меняться

Снова останусь живым…

– Ну и не скромный вопрос, как «Сейф» будет отмечать свой юбилей? Может быть онлайн-концерт?

– Я рад, что «Сейф» не из тех коллективов, что когда-то написал несколько удачных песен и канул в Лету, а затем под каждую круглую дату устраивает чёс всё с тем же репертуаром. Для нас день рождения повод создать что-то новое. К юбилеям мы уже делали и концерты, и различные концептуальные сборники, и трибьюты, и документальные фильмы, и книгу… В этот раз решили записать наш самый первый незаписанный альбом «Воробьиный Твист». Он выйдет 23 февраля. Но весь год юбилейный, так что вполне возможно будет ещё что-то. Очень хочется надеяться, что волны эпидемии наконец отхлынут и ситуация с концертами выправится, а главное, небо останется мирным.

Ссылки на видео:

Сейф – Свободный Ручей https://youtu.be/_K50g_9lf9E

Фестиваль Молода и Красива 2019 https://youtu.be/rBbxf-zjqoM

Это Палех. Поцелуй смерти в паутине лжи (Новогодний нуар выпуск) https://youtu.be/5jYbfqsKxCg

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

122