Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

02.12.2022 10:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 02.12.2022 г.

Он всегда отличался добротой и любовью к людям

Автор: М. Владимирова

Каждый житель нашего района в большей или в меньшей степени знает историю возникновения лаковой миниатюры в Палехе. Знают о том, что после революции спрос на иконы резко упал, и палехские иконописцы остались без работы и средств к существованию. Тогда семь художников И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И.М. Баканов, И.И. Зубков, А.И. Зубков, А.В. Котухин и В.В. Котухин объединились в «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Эта артель была зарегистрирована 5 декабря 1924 года. Благодаря этим людям искусство Палеха не умерло, а продолжало жить. В 1925 году к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев и другие. В июне 1932 года в «Артели древней живописи» работало уже более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

Почти сто лет прошло со времени образования этой артели, за это время ее основатели превратились в легендарных людей, память о которых прошла через многие годы. Трудно представить, что кто-то из живущих в настоящее время жителей поселка общался с ними, помнит их и может рассказать о жизни одного из них. Оказывается, внучка Николая Михайловича Зиновьева, Валентина Александровна Субботина, отлично помнит своего дедушку и может поделиться воспоминаниями о нем.

– Я могу рассказать о дедушке, но не надо писать обо мне, – говорит Валентина Александровна. Но как можно писать воспоминания о человеке, не ссылаясь на автора. Сведения о творческом пути Н.М. Зиновьева можно найти в любых справочниках и книгах о художниках Палеха. Но нас интересует, каким он был человеком, чем любил заниматься, как относился к людям?

Валентина Александровна разрешила мне познакомить наших читателей с записями своей матери Корольковой Павлины Николаевны, дочери Н.М. Зиновьева. Вот что она пишет:

– На том месте, где в настоящее время находится дом-музей Н.М. Зиновьева, жило шесть поколений крестьян Зиновьевых. Николай Михайлович окончил всего два класса церковно-приходской школы, затем родители отдали его в ученье в иконописную мастерскую Палеха, где работал его отец, Михаил Иванович. Окончив учение в Палехе, он уезжает на заработки в Москву с тремя рублями в кармане. Там он работал в иконописных мастерских у разных хозяев, порой недоедая и испытывая нужду. Несколько лет он жил в Москве и в Петербурге, затем тяжело заболел и вернулся в Дягилево. Свежий воздух и помощь близких людей помогли ему выздороветь. Он стал заниматься крестьянским трудом, в годы гражданской войны шил сапоги для бойцов Красной армии, не гнушался никакой работы, работал и в колхозе, и в «Артели древней живописи».

Семья Зиновьевых была большая: Николай Михайлович с женой и пятью детьми, его отец, мать, сестра Елизавета – все жили в одном доме. Семья была дружной, излишеств в доме не было, но даже в самые трудные годы все были сыты, обуты и одеты. Родители Н.М. Зиновьева – Михаил Иванович и Прасковья Ивановна жили в семье сына до глубокой старости, и Николай Михайлович всегда относился к ним с глубоким уважением и почтением.

Николай Михайлович вместе с женой Марией Васильевной воспитали пятерых детей. Их сыновья, Виктор1918 г.р. и Пармен 1919 г.р. были художниками, оба во время Великой Отечественной войны воевали на фронте. В мае 1942 года Виктор пропал без вести.

Пармен вернулся с войны только в 1947 году с Дальнего Востока, поскольку принимал участие в войне с Японией. Вернувшись с войны, стал работать художником, но вскоре за политические высказывания был отправлен в места лишения свободы. Отсидел несколько лет, затем вернулся домой и долгое время работал в Палехских мастерских. Впоследствии он был реабилитирован, ему вернули все его награды, умер он в 2007 году.

Дочь Вера тоже пошла по стопам отца. Она окончила МГУ и работала художником-реставратором в Пушкинском музее изобразительных искусств в Москве. Дочери Капитолина и Павлина окончили Шуйский педагогический институт и преподавали в Палехской школе.

Капитолина Николаевна перед войной вышла замуж за художника Павла Баженова, который в 1941 году погиб недалеко от Рыбинска. Их дочь Нина в настоящее время живет в г. Иваново.

Дочь Николая Михайловича – Павлина Николаевна Королькова долгое время жила в доме отца. В этом доме проходило детство Валентины Александровны, и самые яркие воспоминания этого детства связаны с дедушкой. Вот, что она нам рассказала:

– Вспоминая свое детство, я могу с уверенностью сказать, что Николай Михайлович всегда отличался добротой и любовью к людям. Например, в воскресные дни в нашей семье, как и в любой другой патриархальной, всегда пекли пироги и ватрушки. Все дети с нетерпением ждали, когда же они испекутся. Когда первые пироги доставали из печи, их завязывали в белую салфеточку и посылали меня (мне тогда лет пять было) на другой конец деревни, чтобы я отнесла их Анисье. Семья Анисьи жила в нищете, а сама Анисья была слепой, болела, сидела скрючившись. Как она радовалась теплым пирогам и ватрушкам. Как благодарила за них. Я всегда с радостью бежала в её дом, мне нравилось приносить людям радость. И хотя пироги пекла моя любимая бабушка, но все решения, в том числе о помощи другим людям, принимал дед.

Я не просто так сказала, что наша семья была патриархальной. Патриархальная семья – это союз, состоящий из нескольких человек, скрепленных родственными связями, где главное положение занимает муж и отец. Для такого уклада характерна полная зависимость всех остальных членов от решения лидера. В патриархальной семье мужчина не только распоряжается всем имуществом, но и несет ответственность за жену и детей. В нашей семье таким лидером был дедушка, вся основная работа лежала на нем. Мы держали корову и свиней, возделывали огород, запасали на зиму корма и дрова. У нас сохранилось несколько фотографий, на которых Николай Михайлович кормит корову, достает воду из колодца, работает в огороде. Он всегда в движении, всегда в делах. И хотя в ту пору Николай Михайлович уже славился как художник, он по-прежнему выполнял всю работу по дому. Кроме того, он держал пасеку. А когда начинал качать первый мед, говорил мне: «Побегай Валюшка, собирай всех детей в деревне, пусть приходят со своим хлебом есть мед». Дети прибегали со своими ложками и хлебом. Дед наливал в глубокие миски мед, и дети ели его досыта.

В село Красное иногда приезжала передвижка, показывали кино. Мы, дети, всегда с нетерпением ждали показа новых фильмов, сидели в клубе на полу, взрослые на стульях. Но не у всех детей были деньги, чтобы сходить в кино. И здесь приходил на помощь наш дедушка, он давал деньги детям на поход в кино. И новогодние елки для деревенских детей устраивались в нашем доме благодаря дедушке, даже мандарины привозили из Москвы, а это в ту пору было большой редкостью.

Я знала, когда дедушка возвращается с работы, и бежала на край деревни, чтобы встретить его. Вместе мы приходили домой. К его приходу на кухне уже был накрыт ужин, я садилась рядом и ела с ним из одной чашки. Я радовалась каждой минуте, проведенной вместе с дедом.

Дедушка любил природу, знал каждую тропинку в лесах, окружавших деревню. В общении с родной природой он черпал жизненные силы для своего творчества. Он находил время для охоты и рыбалки. Часто на рыбалку он приглашал друзей, телефона в то время у него не было, посылал к ним меня: «Беги, собирай художников – пойдем ловить неводом рыбу». Было мне в ту пору лет восемь. Я и к Правдину бегу, и к Парилову бегу и в Слободу бегу, оповещаю всех о предстоящей рыбалке. А затем полыхающие зарницы и костер на берегу, около которого собрались художники, всё это врезалось в мою память. Николай Михайлович был общительным, дружелюбным и гостеприимным человеком, часто в нашем доме собирались его друзья и знакомые. Кто-то приходил к нему за советом, кто-то за помощью. По мере своих сил и возможностей он им всегда помогал.

В 1954 году дедушка построил дом в Палехе на две половины – в одной половине жили мы с мамой, в другой – его сын Пармен. У Пармена ни семьи, ни детей не было, Вера тоже не выходила замуж. Но у него остались потомки – дети, внуки и правнуки дочерей Капитолины и Павлины. Николай Михайлович всегда поддерживал тесную связь с нами, писал письма, навещал нас. Я помню, как он приехал к нам в Пермь. Ему было уже 85 лет, но он по-прежнему был бодрым душой и крепким физически, он ходил в краеведческий музей и оперный театр, гулял с нами по берегу Камы. Навестил он и другую внучку, которая жила на Байкале. Вот такой он был замечательный человек, и память о нем останется с нами навсегда.

Валентина Александровна помнит своего дедушку и как простого и доброго человека, и как знаменитого художника. Она рассказывает о его творчестве, показывает работы Николая Михайловича, не только лаковые миниатюры, но и картины, написанные им в окрестностях д. Дягилево. И мы снова вспоминаем этого известного художника и замечательного человека.

Я хотела окончить статью о Н.М. Зиновьеве информацией о его творческом пути, о его работах и наградах, но Валентина Александровна меня отговорила: «О нем написано столько книг и статей, что не стоит повторяться. Если кто захочет почитать о нем, то всегда может открыть книги Е.Ф. Вихрева или других авторов, замечательно писала о нем моя внучка Мария Субботина». Последуем её совету, и не будем писать сведения, которые можно найти в книгах и в Интернете, ограничимся небольшой справкой.

Родился Николай Михайлович Зиновьев 8 (20) мая 1888 года в д. Дягилево. Иконописи учился в мастерской Белоусовых. В 1925 году вступил в Палехскую Артель древней живописи. Одним из первых обратился к советской тематике. Преподавал в Палехском художественном училище. В 1944–1956 годах был директором Государственного музея палехского искусства. Помимо лаковой миниатюры занимался монументальной живописью. Автор книг «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». За свой труд награжден орденами и медалями, имеет звания – Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956 г.), Народный художник РСФСР (1963 г.), Народный художник СССР (1974 г.), Герой социалистического труда (1978 г.). В 1984 году в Дягилеве, в родовом доме художника был открыт посвященный ему музей. Умер Н.М. Зиновьев летом 1979 года, похоронен на кладбище п. Палех.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

124