Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

22.11.2022 10:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мастер строго следовал вековым традициям палехского стиля

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

21 ноября исполнилось бы 95 лет со дня рождения заслуженного художника РСФСР Василия Николаевича Смирнова, чьё имя тесно связано с искусством Палеха, которому он посвятил всю свою жизнь.

Шкатулка «Колхозные частушки», 1953 г.

Родился Василий Николаевич в деревне Бабино (ныне Лухский район) Иваново-Вознесенской губернии. С юных лет будущий художник полюбил родную природу. Его деревенька раскинулась на одноимённой спокойной речушке с широкими пойменными заливными лугами, берёзовыми рощами и сосновыми борами. Скромный и тихий, он никогда не жаловался на невзгоды, а их на его долю выпало немало. Рано лишившись родителей, он с детства познал и испытал всю тяжесть жизни. После смерти отца и матери ему приходилось много ездить, перебираться от одного брата к другому, которые жили в разных городах. Трудно было ребёнку привыкать к новой обстановке. Он скучал, тосковал по знакомым местам. Любопытный и до всего дотошный, мальчик вспоминал, как уходил в лухский старинный парк (знаменитый крепостным валом, с которого предки мужественно отбивали атаки польских захватчиков в начале 17 века) и подолгу любовался вековыми липами, простором голубого неба и белой громадой собора. Частое посещение окрестных лесов, прогулки и рыбалка на реке пробудили в нём чувство горячей любви к природе, к её красоте, простым и трудолюбивым жителям посёлка и соседних деревень. Появлялись зарисовки, в которых он старался запечатлеть близкие сердцу места.

По воле судьбы мальчик вернулся в Лух, где в сельсовете ему выдали справку, что родители умерли и направили в детский дом имени В.И. Ленина, который находился в этом же селе.

Здесь он продолжал рисовать: оформлял стенгазеты, украшал новогодние и другие праздники, которые устраивались для ребят.

Пластина «Первая борозда», 1969 г.

В детском доме и зародилась у него мечта — поехать в знаменитое село-академию и стать настоящим художником.

...1950 год. В художественно-производственных мастерских появился коренастый, невысокого роста и застенчивый паренёк. С первых лет самостоятельной работы художник вдумчиво и кропотливо трудился над каждой темой, постепенно определяя свой художественный почерк и стиль.

Ученик И.В. Маркичева и Н.М. Парилова, Василий Николаевич взял у первого наставника глубокое внутреннее проникновение в образ и тему, у второго – техническое и профессиональное мастерство.

Уже с 1953 года художник старался участвовать на всех выставках, где экспонировались работы палешан.

В 1953 году на республиканской выставке в Москве были представлены его «Колхозные частушки», которые имели большой успех.

Творческая композиция «Горят костры далёкие», написанная в 1954 году, вместе с лучшими работами старшего поколения находилась на выставке «30 лет искусства советского Палеха». В следующем году на Всемирном фестивале молодёжи в Варшаве произведение «Микула Селянинович» по былине «Вольга и Микула» было достойно отмечено дипломом и бронзовой медалью третьей степени, а на выставке Народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР в 1956–1957 годах — дипломом первой степени. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе экспонировалась шкатулка «Садко». На юбилейную выставку «50 лет Советской власти» был показан ларчик на тему знаменитой песни, ставшей поистине всенародной – «Подмосковные вечера».

Всю жизнь художник находился в творческих поисках. Каждая его композиция глубоко продумана, он настойчиво ищет лучшего решения, не раз возвращается к тому, что уже сделано.

Тематика его произведений самая разнообразная: от современной – «Красавица народная» до сказочной и былинной – «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Конёк-Горбунок», «Садко». Необычную композицию представил мастер на юбилейную выставку к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1970 год). Василий Николаевич назвал свою работу «Первая борозда», в которой показал величайшие успехи советской науки в освоении космоса.

Творческое дарование мастера особенно ярко проявилось и в стенной росписи, и в написании больших панно для интерьеров общественных зданий, и в создании театральных декораций.

В Государственном музее палехского искусства в экспозиции находится стол, оформленный В.Н. Смирновым на сюжет знаменитой новгородской былины «Садко». Подводное царство «Садко» удачно вписано в затейливый и тонкий палехский орнамент, в оформлении которого он достиг высокого мастерства.

Пудреница «Лето»,1999 г.

Художник попробовал себя ещё в одном виде палехского искусства. В 1978 году Василий Николаевич проиллюстрировал сувенирное издание поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В этой работе он показал себя как тонкий мастер исполнения орнаментальных сюжетов. Начало и конец каждой части В.Н. Смирнов украсил цветным орнаментом, который хорошо вписался в общее оформление книги.

Наряду с творческой деятельностью Василий Николаевич вёл и общественную работу. Два года (1951–1953 гг.) он возглавлял комсомольскую организацию своего коллектива. На протяжении многих лет состоял в художественном совете наряду с такими мастерами, как Н.М. Зиновьев и Т.И. Зубкова. С 1971–1974 годы был директором палехских художественных мастерских. Взяв на себя нелёгкое бремя административно-хозяйственных забот, он не переставал заниматься любимым делом. В свободное время, часто по вечерам, когда никто не мешал, садился за рабочий стол и появлялись своеобразные композиции, отличающиеся тонкостью письма и богатством цветовых оттенков. «Директор мастерских не может не быть художником», – такого мнения твёрдо придерживались все, кто возглавлял творческий коллектив миниатюристов. Из их числа и Василий Николаевич.

В.Н. Смирнов — талантливый художник, думающий и глубоко воспринимающий жизнь. Он впитал традиции таких ветеранов Палеха, как И.П. Вакуров, И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.А. Дыдыкин, стараясь самостоятельно разобраться в существе их творчества. «Я учусь у старейших мастеров их глубокому проникновению в раскрытие темы, прекрасному владению техникой письма. Чем глубже изучаем мы их труды, тем больше восхищаемся их вкладом в неисчерпаемую сокровищницу палехского искусства», – говорил художник.

Мастер строго следовал вековым традициям палехского стиля. Интересный человек, оригинальный художник –его произведениям присущи точность, изящество, ёмкость изображения.

Работы Василия Николаевича Смирнова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина на «Мойке 12» (Санкт-Петербург) и других.

В.Н. Смирнов умер 22 декабря 2021 года. Он запомнился палешанам добрым, отзывчивым, ответственным и внимательным к людям. После смерти мастера его жена Нина Васильевна передала Государственному музею палехского искусства большую папку с эскизами. Просматривая их, понимаешь, что художник очень любил искусство Палеха, старался много и плодотворно работать, поэтому его произведения были интересными, содержательными и выразительными.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72