Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

18.11.2022 09:18 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 18.11.2022 г.

В поисках истины. Христианские мотивы в творчестве матушки Людмилы Кононовой

Автор: М. Бокарева, научный сотрудник ГМПИ.

У святого родника.

В середине 90-х годов прошлого века была восстановлена часовня святой Параскевы Пятницы близ деревни Богатищи Палехского района. Кто только не побывал в этом святом месте, прославленном обретением чудотворной иконы. Наибольшее число туристов приезжало сюда во время работы краеведческой программы «Палех – Земля Иконописцев» в 2007 – 2011 годах. Побывала здесь с группой паломников из Мугреево-Никольского, бывшей вотчины князя Д.М. Пожарского, и известная православная певица матушка Людмила Кононова. Знакомство с ее творчеством осталось светлым воспоминанием тех лет. Новая встреча с ней и ее музыкой ожидает палешан 23 ноября в Палехском Доме культуры. А сегодня мы расскажем о самой Людмиле Кононовой, награжденной медалью преподобного Сергия Радонежского за вклад в русскую культуру и медалью «Всенародное покаяние».

Незабываемая встреча

Знакомство с творчеством вятской певицы, исполнительницей духовной музыки матушкой Людмилой Кононовой стало для многих ребят из православного лагеря «Сретение», а для меня особенно, удивительным открытием мира современной православной и лирической поэзии.

Матушка Людмила – скромная, спокойная, хрупкая женщина с внимательным взглядом, тихим голосом, жена священника о. Андрея, любящая, многодетная, заботливая мать. Такой она запомнилась всем участникам лагеря. Сначала и не заметна была та потрясающая сила и глубина её таланта, которая захватывает сердца слушателей, сразу же признающим её поэтический и музыкальный дар одним из знаменательных явлений нашего времени.

Любое общество, забывающее о духовных ценностях, обречено на распад.

«В нынешних катастрофических обстоятельствах, когда до проблем литературы, да и культуры вообще, казалось бы, никому нет дела – появляется поэт, чьё творчество лечит сердце и душу, собирает разрушенные ценности в человеке воедино, скрепляя, восстанавливая, созидая тот образ русского человека, который всегда жил с Богом. Духовной основой России была Православная вера. Народ называл свою страну Святой Русью, в силу высоты устремлений, высоты требований к человеку, в силу огромной роли в народном сознании понятия греха». (В.С. Непомнящий).

Среди поэтов – исполнителей авторской песни матушка Людмила Кононова занимает особое место. Философские глубокие размышления об истории России, о любви, милосердии, предательстве – обо всём, что волнует сегодня наших современников – всё это автор песен рассматривает с позиций православного человека, пропуская через своё сердце, в котором живёт Евангельский Свет Христова учения.

Глубокая искренняя вера необычайно обогатила её творчество, она избрала подвижнический, трудный путь в искусстве. Увидев русский мир её глазами, её слушатели и зрители вырываются из масскультурного пространства сегодняшнего дня и духовно становятся под её знамёна, в её строй – солдатами, воинами, защитниками традиций русской культуры. «Ведь сегодня попрана наша честь, грех и стыд объявлены нормою, даже славою, наша же слава как срам осмеяна племенем вертлявых скоморохов». (о. Роман Матюшин).

Главные темы поэзии

Одна из главных тем творчества матушки Людмилы Кононовой – судьба России в XX веке. Вторая тема – красота родного края. Обе эти темы неразрывно связаны в её поэзии. Многие её песни патриотического звучания – это попытка осознать, что происходило с Россией и что происходит сейчас. Для думающего человека, поэта, это единый исторический процесс. В прошлом она видит истоки настоящего. Понять горькие и страшные уроки XX века – задача большого художника.

Изображая пейзажи, природу, матушка Людмила продолжает традиции русского национального искусства. Природа в её произведениях одухотворена, в ландшафте чувствуется присутствие Творца. «Всякое дыхание да хвалит Господа» – эти строчки из псалма Давида – лейтмотив её ощущения мира, космоса, вселенной. Гармонизирующая, связующая нота в пейзаже – храм. Человек соединил небо и землю. И хотя сегодняшний пейзаж не так скорбен, как в прошлых десятилетиях, восстанавливаются храмы, реставрируются фрески, создаются новые иконы, глобальное разрушение продолжается. Уничтожаются русские леса, вымирают деревни, поля в запустении, разрушается культурное достояние прошлого.

Провидческие слова маршала Г.К. Жукова оказались верны: «Враг больше не пойдёт на Россию зримо, но следующая война будет страшнее, потому что мы не будем видеть его в лицо, и не будет линии фронта».

Что же спасёт мир? Матушка Людмила говорит: «Конец света наступит тогда, когда родится человек, который ничего не будет любить». Вот истинные слова поэта: «Любовь пронизывает и скрепляет нашу жизнь… Волевым усилием невозможно вернуть людей к своим истокам. Каждый человек в России испытывается. Он может услышать призыв, а может, нет. Это зависит от того, как жил его род. Если душа в нескольких поколениях совершала беззакония, то человеку труднее услышать голос Творца. Но Господу возможно всё. Богом русская жизнь так устроена, что заснуть вряд ли удастся. В России мы на поле боя, линия фронта постоянно в нашей душе и в душах наших детей».

Всё творчество этой замечательной хрупкой женщины-борца можно охарактеризовать несколькими словами: «В поисках Истины».

В каждой из её песен мы слышим литургические мотивы, видим Евангельский Свет, чувствуем пробуждение своей души и ответный отзвук своего сердца.

Матушка Людмила похожа на звонаря, который бьет в колокола, призывая не спать, думать, бороться за Землю Русскую и верить в победу.

Действительно, есть что-то в звучании её гитары от колокольного звона, который всегда будил народ в минуту смертельной опасности. Как по отношению к колокольному звону можно судить о состоянии своей души, так и прикасаясь к поэзии матушки Людмилы можно увидеть, жива ли твоя душа, скорбит ли она о поруганном Пречистом Слове, о растоптанном священном глаголе (А.А. Ахматова), болеет ли за трагическую историю Родины, ищет ли выход в обращении к своим исконным истокам?

В поэтическом творчестве матушки Людмилы во всех её стихах, песнях – всегда чувствуется православный взгляд на жизнь. Она смотрит на мир глазами православного церковного человека, умея понять суть происходящих событий. Восприятие окружающего мира у неё не поверхностное, но глубоко философское, богословское.

Слушатели, привыкшие ценить лишь эстетическую сторону поэзии, в стихах матушки Людмилы открывают ещё и духовную, высокую, небесную поэзию. За каждым проявлением повседневной будничной жизни она ощущает и открывает нам дыхание Божие, будит осуетившиеся души, которые через её поэзию обретают откровение, пристают к надёжному берегу святости.

Родники, питающие творчество

Что же питает её творчество? Несомненно, чистые, могучие, вечные родники русской православной культуры, богословия, святоотеческого наследия.

«Бог Сам по Своей милости открывается человеку. Бог Слово даёт слово богослову.» Бог Слово даёт слово всякому человеку в меру его готовности принять этот великий дар. «Глас таинственного Богословия» сам приходит к человеку и творит из него богослова. И тогда он, как пишет преподобный Максим Исповедник, обращается к людям с речью, «бьющею из сердца, как из некоего источника».

Матушка Людмила живёт в пространстве русской православной веры, и Господь даёт ей как подвижнице не только то, что сказать, но и то, как сказать. Её слово, её поэзия рождается в единстве внутреннего содержания и внешнего выражения. Несомненно, промыслительно соединились здесь высокий профессионализм (м. Людмила режиссер и профессиональный исполнитель) и православная духовность.

– Каков Ваш взгляд на творчество – задали вопрос матушке Людмиле. И вот что она ответила: «Человек просто не может не быть творцом, поскольку это заповедано ему Богом, он создан по образу и подобию Божьему. В Символе Веры, если дословно переводить с греческого, Господь называется – поэт неба и земли. Поэтому способности к творчеству напрямую связаны с Творцом мира, с тем, кто нас создал. Сейчас наша страна настолько не вместима в обыденное сознание, что для того, что бы в ней выжить, что-то понять и не сойти с ума, нужны действительно настоящие творческие силы. Это может быть и творческая сила молитвы у того, кому дан такой дар – молитвой всё претворять. Это может быть и деятельная любовь в делах милосердия – это тоже творчество, если по-настоящему к нему относиться. Самое главное – выполнить повеление Господа: «Духа не угашайте!» Это и есть творчество. Горящий дух может быть в любом деле… У меня же просто такое устройство, что если мне не осмыслить внутренне то, что происходит через слово и через песню, то дальше жить невозможно. Я исповедаю то, что православный человек должен всё делать очень высокопрофессионально и даже лучше, чем мирские люди, потому что делает всё для Бога. И скорблю, когда встречаюсь с противоположным. Мне бы хотелось всем православным людям, которые берутся за перо, которым хочется что-то выразить в творчестве, сказать: помните, что вы не на пустом месте будете трудиться, стихи не с вас начинаются, не вы первые их писать начинаете – и до вас была огромная русская литература, вся выросшая из Православия. И пренебрегать этим нельзя, надо хотя бы знакомиться с лучшими образцами. Это и язык обогатит, и будет с чем соотнести своё творчество – хотя бы технически».

Муж матушки Людмилы отец Андрей, священник храма Иоанна Предтечи в Вятке – первый её помощник, генератор идей, сам прекрасный поэт, автор широко известной песни «Псалом Боевой».

И матушка Людмила Кононова на всех своих концертах от Вятки до Парижа представляется сначала как певчая этого родного вятского храма, а потом уже как автор и исполнитель песен, как поэт и член союза писателей России.

Песня

«В комнате глаженым пахло бельём»

(совсем не о быте, а о смысле жизни, о высоком прикосновении

к замыслу Божьему о человеке, о его предназначении)

В комнате глаженым пахло бельём,

Чисто и тонко пахло ребёнком,

Сохлым, дурманяще вялым быльём,

Тёплою пылью, свежей пелёнкой.

Остановилась, дух затая,

Падал полуденный луч, освещая

Этот мгновенный срез бытия,

Хаос в гармонию вновь превращая.

И, проходя сквозь оконный проём,

Был он сильнее тяготы внешней.

В комнате глаженым пахло бельём,

Садом нездешним, детством безгрешным.

Ветхий кораблик земного жилья

Плыл через годы, напасти минуя...

Мир, где оставлю когда-нибудь я

Всю неподъёмную радость земную.

Л. КОНОНОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54