Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

21.01.2022 08:56 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 21.01.2022 г.

Владимир Бушков: «Самая лучшая работа художника та, которая еще не написана»

Автор: Я. Юрьева

Палехское искусство, словно цветная мозаика, частичками которой являются художники, десятилетиями создающие то самое палехское чудо. Одной из ярких частичек этой самой мозаики является мастер лаковой миниатюры, иконописец В.А. Бушков. Вчера Владимир Авенирович отметил свой 60-летний юбилей. Хороший повод поближе познакомить палешан с известным даже за пределами страны художником, приверженцем классической школы Палеха.

Ростовая икона «Святая мученица Татиана», 2015 г.

В.А. Бушков не является коренным палешанином, но корни его все же произрастают из этих краев. Отец Владимира Авенировича уроженец деревни Хоритоново, которая находится на границе Палехского и Шуйского районов, очень увлекался рисованием и даже думал поступать в Палехское художественное училище, но судьба сложилась так, что пришлось переехать в город Кохму, где и родился сын Владимир. «В детстве отец рассказывал, что у моего деда тоже хорошо получалось рисовать, и делал он это с удовольствием, даже пробовал рисовать маслом, хотя работал скорняком», – вспоминает Владимир Авенирович. Мальчику тоже передалась любовь к художественному делу. Дома всегда были Палехские открытки, которые будущий художник старался копировать. Ему очень нравилась сказочная манера письма, которая захватывала фантазию мальчика и развивала ее настолько, что в голове рождались новые образы и идеи, которые тут же воплощались в детских рисунках.

С возрастом Владимир стал задумываться о будущей профессии, и когда отец рассказал о Палехском художественном училище, начал готовиться к поступлению. Записался в художественную школу, но посещать долго ее не смог, занятия мальчику казались очень скучными. Рисовать натюрморты, кубы и какие-то шаблонные вещи ему не нравилось. Хотелось дать волю своему воображению. Проучившись всего год, ушел. Но получить первоначальные навыки письма все же было необходимо, и Владимир попробовал занятия в художественной студии, но и там повторилась предыдущая история. В конечном итоге поиски своего места привели его в Ивановскую художественную школу.

Окончив восемь классов, в 15-летнем возрасте Вова Бушков приехал в Палех, чтобы поступить в училище и стать профессиональным художником. Во время сдачи вступительных экзаменов будущий студент дважды оказывался в ситуациях, которые грозили провалом. Во время сдачи экзамена по композиции Владимир не на шутку растерялся, преподаватель попросил ребят нарисовать бордюр. «Я и слова-то такого не знал. Первый раз его услышал. Соответственно не понимал, что нужно изобразить. Обратился к соседу, тот оказался начитанным, в общих чертах рассказал, что означает слово бордюр и даже указал на один из них в классе. После того как задача стала ясна, я приступил к работе, нарисовал бордюр с орнаментом и получил за него оценку отлично», – рассказал художник. Затем изрядно поволноваться заставил экзамен по русскому языку и литературе. «Вытащив каждый свой билет, мы отправились готовиться к ответу. Взглянув на тему вопроса, я понял, что сказать мне в общем-то и нечего. Но все же решил не отступать, когда подошла моя очередь отвечать, стал выкручиваться и говорить все, что хоть каким-то образом могло ассоциироваться с темой билета. Экзамен у нас принимали Владимир Александрович Влезько и Людмила Владимировна Круглова, они сразу заподозрили, что внятного ответа от меня не дождутся. Я уж было решил, что меня сейчас развернут. Но Владимир Александрович взял мою экзаменационную книжку и стал советоваться с коллегами. Увидев, что по всем спецдисциплинам я сдал экзамены на «5», комиссия решила дать мне шанс. Попросили рассказать стихотворение или басню, я рассказал басню, очень старался. Общую оценку мне поставили «3», но этого было достаточно для пропускного балла». Так Вову Бушкова зачислили в студенты училища. Он жил в общежитии, старательно учился, чтобы оправдать то доверие, которое ему было оказано комиссией во время поступления. Но кроме учебы студенты училища всерьез увлекались театральным делом. Владимир тоже часто участвовал в постановках. «Это было что-то особенное, наше общее дело. Чаще всего наш руководитель Николай Андрияшкин ставил пьесы по Шекспиру. Он очень серьезно относился к своему делу, и мы тянулись за ним», – вспоминает студенческие годы Владимир Авенирович.

Ларец «Сказки Пушкина», 2015 г.

После окончания училища молодой человек принял решение остаться в Палехе. Очень ему полюбился этот поселок. Здесь была прекрасная возможность дальше развиваться как художнику. Уже на последних курсах Владимир знал, что после выпуска из училища он пойдет работать в художественно-производственные мастерские. Попасть в большой коллектив, где наряду с молодыми выпускниками училища трудились заслуженные мастера, было очень важным этапом становления для молодого художника. Владимир Авенирович рассказывает, что все те годы, которые ему пришлось работать в мастерских, явились для него хорошим продолжением обучения. «Эта была большая, хорошо продуманная система, где коллектив заставлял художника повышать свой уровень. Как это происходило? В таком коллективе ты четко видишь лучшие работы и стремишься достичь этого мастерства. У нас была возможность наблюдать, как рождаются сильные работы. Мастера делились друг с другом своими наработками и опытом. Мы все прекрасно понимали, что хорошая, достойная работа требует максимум старания и на ее изготовление уйдет много времени, но рост художника всегда поощрялся. У нас проводились межбригадные соревнования. Художнику, работы которого были на хорошем счету, старались давать интересные заказы, что повышало класс его мастерства», – рассуждает юбиляр. Именно благодаря этой системе Палех широко развивался и растил крепкое поколение хороших мастеров», – считает Владимир Авенирович.

Но время диктует свои правила. И под них приходится подстраиваться. Понимая, что эпоха мастерских подходит к концу, художники создавали отдельные творческие ячейки. Молодые примыкали к более опытным мастерам. Так произошло и с бригадой Владимира Бушкова. «Работая в производственных мастерских, у нас создалась бригада молодых художников. Когда пришло осознание, что мастерские рушатся, мы начали искать пути решения организации своей дальнейшей деятельности. И нам, молодым художникам, хотелось выйти на новый уровень работы. Тогда многие говорили о том, что Борис Николаевич Кукулиев ведет интересную работу по книжной графике. И мы с ребятами решили попробовать поработать в этом направлении. Обратились к Борису Николаевичу и предложили создать совместную работу. Он как истинный новатор, с удовольствием согласился. Позже мы собрались все вместе и долго решали, каким будет наш первый общий проект. Всем понравилась идея иллюстрации Евангелия. Мы трудились на чистом энтузиазме, писали пластины. Каждый художник хочет создать что-то особенное. Мы открыли для себя новое и с воодушевлением занимались этой работой вне основных заказов». Увидев решимость и серьезный настрой молодых мастеров, Борис Николаевич предлагает создать ребятам объединение, которое сегодня все знают под названием мастерская «Палешане». Именно здесь рождаются другие новые проекты, которые спустя годы Владимир Авенирович Бушков называет самыми интересными и яркими. Но на вопрос, какую из своих работ художник считает лучшей, юбиляр отвечает: «Ее нет. Лучшая всегда та, которая еще не написана». Возможно, именно в этих словах и скрывается секрет хорошего мастера.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

105