Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

14.05.2021 09:04 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 14.05.2021 г.

Родники Николая Кукулиева

Автор: С. Жемулин, кандидат педагогических наук.

17 мая свой юбилейный день рождения отметит Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Центрального федерального округа РФ в области литературы и искусства, член Союза художников России, член Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей, палехский художник Николай Борисович Кукулиев. Он родился и вырос в Палехе, в семье потомственных палехских художников. Семейная творческая атмосфера, любовь к палехскому искусству заразила юношу, и он стал продолжателем палехских традиций. 

В 1986 г. окончил Палехское художественное училище им. М. Горького и поступил на работу в Палехские художественно-производственные мастерские. Когда их не стало, свою трудовую деятельность художник продолжил в творческой мастерской «Палешане», где работает по сей день.

Работа в мастерских, чуткое семейное наставничество дали свои плоды, Николай Борисович вырос талантливым палехским художником. Он занимается иллюстрацией книг, иконописью, монументальной живописью. Из под кисти мастера вышло много высокохудожественных произведений. В составе творческой мастерской «Палешане» им созданы иллюстрации к книгам «Евангелие в красках Палеха», «Библия», «Хозяйка медной горы», «Святые покровители Земли Русской», монументальные работы для Музея камнерезного и ювелирного искусства по сказкам П. Бажова, панно для Российского Консульства и Посольства в Нью-Йорке и Вашингтоне (США), иконостас для храма г. Псков «Житие святого преподобного Александра Невского», написаны иконы русских святых. Отдельное место в творчестве Н.Б. Кукулиева занял процесс создания иконографического образа русского врача, последнего лейб-медика династии Романовых Евгения Боткина, который был расстрелян в Екатеренбурге вместе с царской семьей и оставшимися верными ей слугами.

Работы Николая Борисовича Кукулиева отмечены на самом высоком уровне.

А. ЗАЙЦЕВА.

«Святая благоверная княгиня Ольга», 2009 год, книжная миниатюра «Святые покровители Земли Русской». В собственности издательства «Классика».

Моё знакомство с художником Николаем Кукулиевым произошло немного раньше, чем я лично узнал Николая Борисовича.

2013-й год, разгар лета… Как сотрудник аппарата администрации Шуйского района я назначен ответственным за организацию проведения выездного заседания правительства Ивановской области, которое должно было состояться в актовом зале Китовской средней школы. Само заседание планировалось на обеденное время, а в утренние часы губернатор знакомился с работой промышленных и социальных учреждений муниципалитета. Выбор пал на оздоровительный комплекс «Живая вода», который размещался здесь же, в селе Китово, и тогда набирал обороты как один из офисов знаменитого Центра доктора Бубновского. Оставалось его предварительно посетить для составления необходимой справки к заседанию.

Заходя в «Живую воду», где приходилось с частными визитами бывать не раз, всегда радовала очень уютная атмосфера в ресторане, изысканный вкус интерьера бассейна. На сей раз впечатлило новейшее оборудование для лечения по системе С.М. Бубновского. А хозяйка комплекса Марина Сергеевна Денисова приглашает осмотреть второй этаж, где разместились гостиничные номера. Проходим в фойе гостиницы, где – вот здесь слова «удивили», «впечатлили» и тому подобное просто не подходят, нет, – сразили наповал стенные росписи. Я и мои коллеги, словно по невидимому волшебству, попали в мир удивительный, совершенно неземной и очень легкий. Со стен на нас спускались бурлящие горные реки, смотрели грациозные павлины, дарили свои лепестки цветы совершенной красоты… Всё было настолько едино и гармонично, что изображение брало тебя в плен и не позволяло сосредоточиться на чём-то отдельном и уж тем более на составлении той самой справки. М.С. Денисова, прочитав наш восторженный взгляд, лаконично прокомментировала: «Палехские художники выполняли. Много работал с нами Николай Кукулиев».

Буквально через год после этой встречи с талантом Николая Кукулиева я перешёл на работу в Департамент культуры и туризма Ивановской области и сразу окунулся в атмосферу Палеха – предстояла серьезная выставка к 90-летию искусства палехской лаковой миниатюры в столичном Центральном Доме художника, и служебные командировки в село-академию стали еженедельными. Накануне Дня Конституции России, 11 декабря 2014 года, я возвращался из очередной поездки в Палех с подарочным изданием «Евангелие в красках Палеха», которое преподнес Б.Н. Кукулиев. Нет нужды рассказывать об этих и других книгах творческой мастерской «Палешане», которые своим появлением на рубеже столетий стали одними из благовестников возрождения палехской иконописи, снискали официальное признание и оказались этапными в истории палехского искусства и книжной графики России. Я хочу сказать о другом. Просматривая дома «Евангелие», я останавливал свой взгляд на иллюстрациях, что были выполнены Николаем Кукулиевым, и мысленно соотносил их с тем, что видел в Китове. Конечно, никакому сравнению эти работы не подлежат, слишком разные направления, а вот цветовая гамма – пастельная, несколько приглушенная, воздушная – узналась сразу и, на мой взгляд, во многом способствовала передаче именно духовного содержания пластин, концентрации внимания на православном значении отображаемых событий. Особенно это удалось в иллюстрациях «Притча о блудном сыне», «Женщина изливает миро на Иисуса Христа», «Распятие Иисуса Христа», где эмоционально и технически тонко выполнено письмо ликов.

Так, постепенно и неуклонно, начиналось моё сближение с Палехом, его творцами и их сказочным искусством. В ряду известных имён свое место занимают художники творческой мастерской «Палешане». Среди них – Н.Б. Кукулиев.

Настоящим откровением для меня стала книга «Святые покровители земли русской в миниатюрах Палеха», выход которой в 2016 году был долгожданным. Выполненное также художниками мастерской «Палешане», издание явило результат кропотливой интеллектуальной и творческой работы авторов иллюстраций.

«К унаследованному синтезу иконописных и реалистических форм, – писал об Иване Ивановиче Зубкове, прадеде Николая Кукулиева, Е.Ф. Вихрев, – прибавились еще и впечатления молодости, тяготение к живой природе, к пейзажу». Этому наблюдению Ефима Федоровича без малого сто лет, а оно, с оговоркой на время, соответствует тому стилю, который сохраняет и развивает представитель пятого (если считать от отца И.И. Зубкова – Ивана Васильевича) поколения династии Зубковых-Кукулиевых Николай Борисович Кукулиев! Житийные иллюстрации к фолианту «Святые покровители земли русской» как никакие другие работы требовали художественного соединения реального жизненного прошлого святителей Николая Чудотворца и Патриарха Тихона, равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, блаженной старицы Матроны, преподобного Иоанна Кронштадтского и их восхождения к Божиему избранию и святости. И у художника это получилось. Наиболее сильное впечатление оставляют пластины к житию святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Действие в них развертывается как бы в двух планах: внешнем – биографических событиях предстоятеля Русской Православной Церкви, и внутреннем – смиренно-одухотворенном отношении к этим событиям самого святителя Тихона. И если внешний план подается с помощью пейзажно-архитектурных форм (по-зубковски безусловных), изображения паствы (воцерковляющейся, истинно православной или заблудшей), разнообразных атрибутов и примет эпохи, то внутренний показан моделировками фигуры св. Тихона, выражением его взгляда и обращен, в том числе, к нашему духовному миру.

В этих творениях зрелого мастера палехского искусства прослеживается не только приверженность к истокам династической традиции, но обнаруживается еще один синтез – синтез дарований родителей Николая Кукулиева – народных художников России Калерии Васильевны и Бориса Николаевича Кукулиевых. Ивановский искусствовед Наталья Рыжикова, анализируя феномен творческого союза Кукулиевых-старших, писала: «В манере Бориса Николаевича – выброс пассионарной энергии, внутреннее чувство монументальности, триумф мужества и силы. У Калерии Васильевны – изыск изощренных орнаментов, лиризм и женственность, пронизанная волнующим чувством личного переживания». Манере Николая Борисовича Кукулиева не свойственны полярности «героическое – романтическое», «гимническое – лирическое» но, впитав и переосмыслив эстетические и художественные принципы матери и отца – своих первых наставников, он очень уважителен к выбору колористического решения работ в своем знаково-символистском подходе, построению композиции, где есть место сложной симметрии и ярусности, своеобразной неброской изысканности, замедленности ритма. Эмоционально-чувственный фон его творений не имеет предельного градуса, но он всегда четкий и дает возможность зрителю не только созерцать внешнюю красоту, но погрузиться в размышление о смысле увиденного. Атмосферу необъяснимого на уровне рационального мышления уюта, ощущения деликатности по отношению к героям произведений и логической завершенности рождают творения Н.Б. Кукулиева.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что в самом Палехе остается лишь малая часть произведений Николая Кукулиева. В то же время, его работы украшают экспозицию Музея ювелирного и камнерезного искусства г. Екатеринбург, постоянное Представительство России при ООН (г. Нью-Йорк), Посольство нашей страны в США (г. Вашингтон), находятся в частных коллекциях. Такая широкая география адресатов произведений художника несет свою миссионерскую задачу, когда одновременно утверждается непреходящая ценность уникального палехского письма и демонстрируются образцы национального изобразительного искусства.

Семнадцатого мая Николай Борисович Кукулиев отмечает юбилей, который в силу знаковости наступающей даты и масштаба творческой деятельности художника объективно выходит за рамки личного празднования. Поэтому, завершая публикацию, я от себя лично и от имени своих товарищей и коллег по сфере культуры – руководства и сотрудников Ивановского областного художественного музея, Ивановского историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина, Плёсского музея-заповедника, Государственного музея холуйского искусства – поздравляю Николая Борисовича Кукулиева с 55-летием со дня рождения и желаю ему жизненного и профессионального долголетия!

Пусть святой мученик Евгений Боткин, чей образ по Божиему благословению был также написан Николаем Кукулиевым, на все последующие годы является небесным молитвенником о многолетном здравии замечательной семьи юбиляра – супруги, палехского художника Оксаны Сергеевны Кукулиевой, сына Даниила и дочери Полины – продолжателя династии, талантливейшего художника-акварелиста. Спасибо вам, дорогие, за неизменно радушный приём, горячий чай, заваренный с любовью, и незабываемые беседы об искусстве, о нелегкой и счастливой судьбе Палеха!

А еще я хочу пожелать Н.Б. Кукулиеву скорейшего завершения одной из его работ, в художественный замысел которой он посвятил меня в один из приездов в дом Кукулиевых-младших. Не имею прав на рассказ о ней, но уверю, что это панно будет достойным приношением своей малой Родине и благодарная признательность ей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

200