Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

09.04.2021 10:55 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 09.04.2021 г.

«Защитите Палех…»

Автор: М. Бокарева, научный сотрудник ГМПИ.

Е.Ф. Вихрев и Д.М. Семеновский.

Последний год жизни писателя Е.Ф. Вихрева. К 120-летию со дня рождения.

Опустошен. Разбит. Молчу.

И кажется, не я, а кто-то

Другой сидит над той работой,

А мне она не по плечу.

Как было это? Почему?

Листвой весенней вьются фразы

И разрастаются в рассказы?

Не угадаю. Не пойму.

О, несравненный жребий мой!

В саду, средь гулких великанов

Быть – в блеске гроз и ураганов –

Хотя б травинкой, но живой!

21 декабря 1934 год.

Это стихотворение написано Ефимом Федоровичем Вихревым за 12 дней до его неожиданной кончины. Это – его последнее литературное послание.

Стихотворение потрясающее. Что это? Даже не искушенный в литературе читатель поймет – автор заглянул в глаза своей смерти.

…Хотя б травинкой, но живой!..

Успешный, признанный автор книг о Палехе, о мастерах – создателях нового искусства на основе древних иконописных традиций, писатель, о котором известно всей стране… и вдруг:

…Хотя б травинкой, но живой!..

Что же могло случиться в 1934 году, какие события произошли стремительно и необратимо, что вдруг среди признания, поддержки А.М. Горького, других писателей и деятелей России и заграницы – вдруг все оборвалось?

И страшная, отчаянная строка бьется как пульс в виске –

…Хотя б травинкой, но живой!..

Обратившись к автобиографическим сведениям и фактам, дневникам Ефима Федоровича, можно проследить как развивались события 1934 года. Начало его обещало взлет творческой активности писателя. В феврале-марте Вихрев подписал договор на книгу о звенигородских скрипичных, гитарных и балалаечных мастерах. В апреле вышла книга «Палешане». М. Горький послал эту книгу Ромену Роллану. Важно отметить, что первая книга Вихрева «Палех» вышла в начале 1930 года в московском издательстве «Недра». Эта вдохновенная, лирическая и суровая поэма о Палехе стала событием литературной и общественной жизни. Писатель не только открыл миру созвездие безымянных до того талантов, но и помог палешанам осознать, увидеть свое место в пространстве мировой культуры. В мае Ефим Федорович принят в члены Союза писателей. В июле они вместе с писателем Николаем Зарудиным совершили поездку в Горьковский край к мастерам хохломской росписи по дереву. А 28 августа с группой писателей он был у М. Горького, делился с ним впечатлением о поездке. В сентябре – закончил начатый летом цикл автобиографических новелл «Родники».

Казалось бы – и жизнь, и творчество – на взлете. Вдохновение не покидает писателя. Что же вдруг могло произойти, что на вершине писательского успеха, обретении своего творческого имени, перед ним разверзлась земля?

Хроника сообщает следующее: «В октябре 1934 года в газете «Советское искусство» появилась статья, «прорабатывающая» Вихрева за «палехские вещи». В дневнике писателя от 23 октября 1934 года можно прочесть такую запись: «В газете «Советское искусство» напечатана статья В. Костина «Искусство Палеха». В ней работам Бакушинского, «дающим более или менее объективную оценку» искусства Палеха противопоставляются очерки Вихрева. «Доброжелатели» типа Вихрева, непомерно восхищаясь всеми, даже отрицательными сторонами, объективно зовут не вперед к социалистическому искусству, а назад, к повторению старых образцов». Ярким примером происходивших в то время перемен можно назвать решения Первого съезда советских писателей. Интересны размышления об этом ивановского профессора, ученого- литературоведа Л.Н. Таганова:

«Ефим Вихрев хотел увидеть в революции процесс духовно-нравственного раскрепощения народа. Социализм был дорог ему самовыдвижением массового человека к культуре, которая была не только во вне, но и внутри самого этого человека…». «Подходя к явлению Палеха, как социальный романтик, всячески подчеркивая советский характер творчества палехских художников, Вихрев, тем не менее, отдает лучшие страницы своих очерков показу той корневой, природной основы, без которой не было бы сегодняшнего Палеха. И это смущало ортодоксальную советскую критику, считавшую, что Вихрев напоминал о традициях палехского искусства, шире – о традициях палехской жизни, зовет палешан не вперед, а назад». (Л.Н. Таганов «Ивановский миф и литература»). Тучи сгущались над писателями.

14 ноября он узнал, что «Палех» отклонен от издания. Пропала уверенность в том, что в 1935 году поедет в Палех на 10-летний юбилей. Эта мысль оказалась пророческой. Надо упомянуть в связи с этим, что на празднование 10-летия Артели древней живописи должен был приехать Н.И. Бухарин – советский политический, государственный и партийный деятель, академик АН СССР, последовательный противник политики коллективизации. Об этом было известно из небольшой публикации в газете «Известия», которую он редактировал в 1934 году. Однако поездка не состоялась. Как известно, празднование в Палехе состоялось в марте 1935 года – это было мероприятие, равного которому по размаху не знала предыдущая история Палеха. А незадолго перед этим, в декабре 1934 года был убит С.М. Киров, после чего началась эпоха самых массовых и кровавых репрессий, обрушившихся на ленинскую гвардию, на военных, комсомол, интеллигенцию и народ.

Публикации о Бухарине вполне разъясняют, по какой причине он не приехал в Палех. Интерес Бухарина к Палеху был не случаен, он вытекал из глубины его мировоззрения и его духовных интересов. Для него, как и для Вихрева, палехское искусство связывалось с судьбами русского крестьянства. А палехское искусство с самого начала возникновения художественной артели, еще в начале 30-х годов называлось искусством крестьянским. И Палех в силу этого оказался на острие ножа. В центральной печати, в Москве и Ленинграде, оно начало квалифицироваться в качестве кулацкого искусства. Ситуация была очень опасной, грозной и вполне реальной. Речь шла о том, чтобы перевести палехское искусство на новое соцреалистическое направление.

С художниками Артели древней живописи, 1933 год.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68