Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

19.02.2021 10:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 19.02.2021 г.

«Люблю четкость, простоту, спокойный ритм композиций...»

Автор: Е. ЛЮБИМОВА, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

22 февраля исполняется 140 лет со дня рождения художника Палеха – Алексея Ивановича Ватагина.

Ватагины были крепостными помещика Чихачева, чье поместье находилось в семи верстах от Палеха. Здесь значился дворовым охотником Алексей Ватагин. Сын его Иван Алексеевич, отец Алексея Ивановича, будучи еще мальчиком, работал портным у Чихачева. После отмены крепостного права он переехал в Палех и продолжал работать портным — одиночкой. У него было четыре сына, один из которых, Алексей, родился в 1881 году. После окончания сельской трехгодичной школы, его отдали для обучения в иконописную мастерскую Н.М. Сафонова, где он считался самым примерным учеником. После шестилетнего обучения, Алексей стал расписывать и реставрировать стены церквей в разных городах России. В 1916 году его призвали в армию. Во время Февральской революции, по распоряжению ротного командира, ему было поручено писать плакаты и лозунги.

В 1917 году, вернувшись в Палех, А.И. Ватагин вновь стал работать в иконописной мастерской. Но иконы стали не нужны, как и все иконописцы, Алексей Иванович остался без дела.

В 1918 году, чтобы избежать голода, Ватагины были вынуждены уехать в Пермскую губернию, где первое время Алексей Иванович работал грузчиком на реке Каме. Позднее переехал на станцию Янаул Московско-Казанской железной дороги и занимал должность табельщика паровозно-ремонтного депо. В 1921 году семье пришлось вернуться в Палех, и до 1925 года А.И. Ватагин занимался сельским хозяйством.

В 1925 году Алексей Иванович вступил в «Артель древней живописи». Первое время он копировал оригиналы И.И. Голикова и И.М. Баканова. А.И. Ватагин писал: «Больше всего я копировал Ивана Голикова... и И.М. Баканова. Работы этих двух мастеров нравились мне как по сюжету, так и по исполнению, несмотря на то, что они резко отличаются друг от друга. У Голикова все в движении, все горит разнообразием красок. Наоборот, у Баканова — все спокойно и симметрично». Но Ватагин не пошел по пути подражания. Опытный мастер иконописного дела с успехом овладел новыми приемами и стал создавать собственные оригинальные миниатюры. В его произведениях соединились лиричность и монументальность, его рисунок необыкновенно строг и точен, его композиции просты и уравновешенны, его живопись сочна и выразительна.

А.И. Ватагин оставил большое творческое наследие — весьма разнообразное по тематике, но очень цельное в стилевом отношении. Он говорил: «Люблю четкость, простоту, спокойный ритм композиций, расположенных по прямой линии». И это видно в его работах. «Гусляр», «Жар-птица», «Жнея», «Праздник березки», «Сбор ягод», «Есть на Волге утес» – простые на первый взгляд композиции, вызывают желание долго ими любоваться.

Шкатулка «Колодники», 1935 год.

Эскиз книжной иллюстрации «Садко», 1936 год.

Своей первой творческой работой А.И. Ватагин называл пластину «Демонстрация», написанную в 1927 году. Художник вспоминал: «Демонстрацию» я компоновал, пользуясь всевозможными материалами, как, например: местными демонстрациями в революционные праздники, иллюстрациями в газетах и журналах, кинокартинами». Через некоторое время это произведение было приобретено Третьяковской галереей.

Алексей Иванович был человеком застенчивым и скромным, говорил о себе и о своем творчестве мало и неохотно. Оригинально описан его художественный метод в журнале «Наши достижения» за 1935 год: «Почитают Алексея Ивановича отменным хранителем чистоты и строгости письма. У него строго. Линии прямы, закончены, предельной выразительной скупости... Они друзья с Иваном Васильевичем Маркичевым. И — антиподы. И если, собираясь на тягу (оба были страстные охотники), заряжает патроны Иван Васильевич, торопясь, как бог на душу положит, Алексей Иванович заготовляет их заранее чисто, аккуратно, как в аптеке... И делает он все обстоятельно, семь раз отмеря, чрезвычайно чтя порядок в чем бы то ни было, а прежде всего в искусстве».

Богатое и многообразное выражение в творчестве Ватагина нашла охотничья страсть. Его «Охоты» – это песни о родной природе, о радости общения с нею. Одна из них — широкое повествование об охотничьих вылазках в разные времена года: зимой на медведя, осенью — на лису, весной — на глухаря... И в любом случае художник отдает предпочтение пейзажу, на фоне которого происходит действие. Пейзаж нарисован так, что в декоративных, по-палехски стилизованных формах, он сохраняет черты родной русской природы.

Творчество А.С. Пушкина имело огромное значение для искусства Палеха. Оно близко и понятно мастерам всех поколений и является неисчерпаемым источником тем и сюжетов. В 1936 году художник написал панно на тему «Сказка о золотом петушке». С 1926 года он неустанно работал над стихотворением «Воевода», написав целый цикл композиционных вариантов.

В годы Великой Отечественной войны Алексей Иванович обращался к историческому прошлому. «Куликовская битва», «Поход москвитян», «Минин и Пожарский», «Иван Сусанин», «Русские полководцы» – это не полный перечень тем, над которыми он трудился в военные годы.

Художник работал и в области книжной графики. Им были оформлены книги «Садко», «Сказка о золотом петушке», «Мороз Красный нос».

Имея огромный дореволюционный опыт монументальной живописи, мастер в 1937 году выполнял росписи Дворца пионеров в Свердловске, в 1940 году — Дворца пионеров в Ярославле, где сюжетами его композиций были пушкинские сказки.

В 1946-1947 гг. художник участвовал в реставрации наружных фресок Успенского собора Московского Кремля.

Много времени уделял А.И. Ватагин обучению палехскому искусству будущих художников. С 1929 по 1933 г. он занимался преподавательской деятельностью в Палехской профшколе.

Семья Ватагиных была очень гостеприимной, в их доме часто собирались друзья-художники: И.В. Маркичев, братья Котухины, братья Зубковы, И.Г. Серебряков. Они подолгу обсуждали свои композиции, артельные дела, а потом душевно и проникновенно пели русские песни. Незаменимым запевалой был Алексей Иванович.

Работы А.И. Ватагина хранятся во многих музеях страны, представлены они и в Государственном музее палехского искусства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

87