Вся жизнь – в искусстве
23 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Фёдора Александровича Каурцева, потомственного иконописца, коренного палешанина, который всю свою жизнь отдал служению искусству.
Улица Алексея Максимовича Горького, раньше называвшаяся Ильинской слободой — одна из самых старых и красивых улиц Палеха.
Летом её отличает зелёное убранство старых раскидистых берёз и высоких стройных великанов-лип, осенью она утопает в золотистом багрянце листвы. «Тенистая Ильинская улица, горбясь, уходит от нардома в поле. Это самый зелёный угол Палеха. Тут и кладбище — лиственная грусть, и столетние берёзы, зеленеющие у домиков, и по-за домами зелёные гумна, и зелёно-ольховая Палешка — граница зелёных Заводов», – писал Ефим Вихрев. На улице Горького находятся дома некоторых известных художников лаковой миниатюры. Они отмечены мемориальными досками. В одном из таких домов жил и работал Фёдор Александрович Каурцев — один из выдающихся мастеров второго поколения художников-миниатюристов.
Ф.А. Каурцев родился 23 декабря 1896 года в семье потомственного палехского иконописца... Простым, до застенчивости скромным человеком, запомнился художник односельчанам. Время словно не меняло его — улыбчивого, с тонким юмором, уважительного к людям. Он никогда не жаловался на невзгоды, а их на его долю выпало немало.
В возрасте двух лет, лишившись отца, Фёдор Александрович рано познал и испытал всю тяжесть жизни.
Принадлежал художник к одной из старейших династий палехских иконописцев, поэтому начал жизнь по семейной традиции. После окончания начальной школы поступил в иконописную мастерскую Сафоновых. Проучившись пять лет, он три года работал мастером-иконописцем.
В 1916 году Фёдор Александрович был призван в армию, участвовал в империалистической и гражданской войнах. В 1922 году вернулся в Палех. В это время иконописные мастерские прекратили своё существование. Многие палешане, возвратившись с войны, вынуждены были обратиться к крестьянскому труду. Чтобы как-то выжить, Ф.А. Каурцев получил надел полевой земли, но не имея лошади, ему пришлось заниматься разными работами на селе.
В 1924 году в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали семь иконописцев, которые дали жизнь новому искусству Палеха. С каждым годом спрос на палехскую продукцию повышался. Количество членов артели быстро увеличивалось, привлекая наиболее опытных мастеров.
В 1928 году Фёдор Александрович впервые взял в руки чёрную лакированную коробочку из папье-маше, чтобы произвести на ней пробную роспись. «Моя учёба началась с копирования работ лучших мастеров. Я сидел с ними в общей мастерской. Это тоже помогло мне усвоить всю сложность работы», – говорил художник. Первую работу, которую скопировал Ф.А. Каурцев, была одна из битв И.И. Голикова. Работа выдающегося мастера «...горела под лаком многоцветными переливами красок, она была исчерчена тонкими линиями золота и поражала виртуозностью рисунка... Переливы красок создавали нежный оттенок, были положены на чёрную грунтовку опытной рукой так, как умеют это делать только Голиков и Вакуров», – вспоминал Фёдор Александрович.
И неоднократно у него закрадывалось сомнение, что не сумеет усвоить эту технику и перенять опыт старых мастеров. День за днём, с большими трудностями, он втягивался в творческую работу, но понимал, что не достаточно было изучить навыки и приёмы, «...надо было крепко полюбить работу, отдать ей все мысли, так как она не может быть творческой и живой, если ты не сумеешь дать ей при выполнении того, что думаешь и мыслишь».
Копируя произведения И.М. Баканова, А.В. Котухина, И.И. Голикова, И.В. Маркичева, у Фёдора Александровича формировался свой художественный почерк. И всё же трудно было художнику перейти на собственные композиции. Вначале, несмотря на все старания мастера, фигуры на шкатулке разбегались в разные стороны. «Тут пришлось работать более сосредоточенно, чтобы скомбинировать то или иное действие в картинке», – писал художник.
Первые его работы были несложными. Он обращался к темам из сельской жизни: парочки, гулянки, полевые работы, охота. На первый взгляд композиции простые, но множество ассоциаций вызывают эти миниатюры.
С 1930 года Ф.А. Каурцев активно участвовал на всех выставках, где экспонировались работы палешан и получил заслуженное признание. Известность ничего не изменила в нём, в том числе и высокой требовательности к себе. И хотя миниатюры мастера всегда были оригинальными, он никогда не успокаивался, постоянно искал новые решения.
В первой половине 30-х годов 20 века, он создал ряд своеобразных композиций, которые в яркой и острой форме отображают тему культурной революции в деревне. С большой наблюдательностью в работах «Увидели аэроплан», «Радио в деревне», «Лампочка Ильича», художник передаёт, то впечатление, которое производит на крестьян проникновение в их жизнь новых элементов социалистической культуры.
Ф.А. Каурцев работал много и плодотворно, но чувство неудовлетворённости не покидало его: «Когда я заканчиваю какую-нибудь картину, мне кажется, что я не сумел выразить в ней всего, что хотел».
Фёдор Александрович в своём творчестве широко использовал литературные сюжеты. Его миниатюры – «Станционный смотритель», «Бэла», «Бал у губернатора», «Шинель», «Человек в футляре» – интересны тонким проникновением в характеры героев и своеобразным подходом к раскрытию сложной сюжетной ситуации.
Одним из лучших его произведений является шкатулка с изображением сцены митинга из пьесы «Бронепоезд № 14-69» В.В. Иванова, написанная к 10-летию Октябрьской революции.
Всё внимание обращено на участников митинга. Отдельные фигуры в толпе даны несколько однообразно, но художнику удалось передать общее движение массы, показать взволнованное настроение. В своей работе мастер постарался выразить порыв патриотической и революционной страсти, которым были охвачены участники митинга. Эта миниатюра знаменует серьёзный шаг в творческом развитии художника.
«В своих произведениях я стремлюсь возможно полнее и правдивее раскрыть сущность идеи, которая легла в основу моей композиции, полнее выразить воспроизводимые мной образцы...», – писал Фёдор Александрович. Он всегда был требователен к себе, постоянно совершенствовал своё мастерство, умел чувствовать жизнь.
Важную роль в творчестве многих палехских художников играло изображение природы. Выдающимся пейзажистом был Ф.А. Каурцев. В 1932 году он написал композицию «Пейзаж с коровами». Миниатюра написана в золотисто-охристых тонах и словно пронизана солнечным светом. Сказочный пейзаж был взят с той окружающей красивой природы, которой богата наша местность. Мастер в своём произведении сумел соединить фантастический мир с реальным, ярко отразил прекрасное в повседневной жизни.
В 30-е годы 20 века Ф.А. Каурцев удачно работает по росписи фарфора. На совершенно другом материале раскрылись новые творческие возможности художника. В Государственном музее палехского искусства находится ваза «Орнамент», где мастер прекрасно применил палехскую живописную традицию. Золотой орнамент вазы поражает своей декоративностью и оригинальностью.
В 1939 году он расписал золотом письменный прибор «Мир животных». Прибор состоит из девяти предметов, на каждом из которых изображены различные звери. Уникальная роспись золотом и серебром представляет как-бы сотканный из нитей тончайший покров, наброшенный на изображения животных и пейзажа. Орнамент в его работах всегда был неотделимым от сюжета, от декоративной сущности вещи.
В годы Великой Отечественной войны Фёдор Александрович написал несколько произведений – «Партизаны-мстители», «Партизаны в засаде», «Последний поход», в которых отразилась тоска, тревога, боль и ненависть к захватчикам.
После окончания войны художник написал глубокую по содержанию миниатюру «Радуга» по произведению Ванды Львовны Василевской. В этой повести автор рассказывает о нечеловеческой трудной жизни украинского села в период фашистской оккупации, о зверствах, которые чинили враги на советской земле. Ф.А. Каурцев в своей работе постарался передать дух того времени, показал несгибаемую волю народа и любовь его к своей Родине.
В 1946 году миниатюры «Радуга» и «Партизаны» экспонировались на Всесоюзной выставке народного декоративно-прикладного искусства. За произведения, посвящённые героизму и мужеству советского народа, мастер был награждён почётным Дипломом.
С успехом Фёдор Александрович работал и в области монументальной живописи. В 1936 году Ф.А. Каурцев вместе с опытными мастерами Н.М. Зиновьевым, И.В. Маркичевым и Д.Н. Буториным расписывал Комнату М. Горького в Ленинградском Дворце пионеров имени А.А. Жданова (бывший Аничков дворец). Росписи художника, расположенные в сложном с композиционной точки зрения месте — в простенках между окнами — связывают между собой сюжеты «Песнь о Буревестнике» И.В. Маркичева и «Смелый Данко» Д.Н. Буторина. Живопись Ф.А. Каурцева, которая называется «Восход солнца», соединяет все росписи зала в единый ансамбль. Жизнерадостный мотив восхода Солнца поддерживает общее оптимистическое настроение зала.
С группой палешан он расписывал стены Дворцов пионеров в Иванове, Ярославле, Рыбинске, Саратове, Москве на ВДНХ. Принимал участие в реставрации Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля.
С 1947 года Ф.А. Каурцев работал преподавателем в Палехском художественном училище имени А.М. Горького, передавал богатый опыт, знания и мастерство будущим художникам.
Миниатюры Фёдора Александровича Каурцева – строгие по стилю, глубокие по содержанию, оригинальные по исполнению – украшают экспозиции многих музеев страны, в том числе и Государственного музея палехского искусства.
Ф.А. Каурцев был добрым и отзывчивым человеком, активным общественным деятелем. Запомнился он палешанам, как опытный и вдумчивый народный заседатель, энергичный председатель уличного комитета, ответственный и внимательный к людям.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.