Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

10.12.2021 10:53 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 10.12.2021 г.

Династия Париловых – история края длиною в века

В экспозиции выставки.

В Государственном музее палехского искусства открылась новая выставка. В пространстве выставочного зала представлены работы семи палехских художников, представителей одной династии местных мастеров. Династия художников Париловых — одна из древнейших в Палехе. Экспозиция будет интересна не только ценителям искусства, но и краеведам. Семь поколений художественной династии палешан – это не только бесценные произведения культурного наследия, но и богатый исторический пласт, повествующий о развитии палехской земли, известной как край знаменитых мастеров лаковой миниатюры и иконописи.

Михаил Петрович Парилов

Происхождение фамилии Париловых объясняет одна легенда XIV века:

«Давид Андреевич Стародубский-Палецкий, приехав на княжение в Палех, имел в своей дружине двух сотников. Одного звали Паря, а другого Зубок. Оба женились на девушках из финно-угорского племени, земли которого располагались южнее деревни Свергино. От прозвищ сотников образовались фамилии — Париловы и Зубковы».

Все иконописцы Париловы учились в софоновской мастерской, затем работали мастерами «личного письма». Иван Дмитриевич Парилов из четвертого поколения рода женился на дочери бургомистра Палеха Льва Михайловича Софонова Марии Львовне. Венчание состоялось в 1860 году, и от этого брака родилось трое сыновей: Лев, Пётр и Иван. Они и дали начало трем современным ветвям рода Париловых.

1-я ветвь — Лев Иванович (1852 — 1919 гг.) и его дети: Василий, Сергей, Павел, Алексей, Иван.

2-я ветвь — Пётр Иванович и его наследники: Михаил Петрович, Николай Михайлович, Борис Николаевич, Вадим Борисович.

3-я ветвь — Иван Иванович и его дети: Александр, Федор, Михаил, Николай, Иван и дочери Екатерина и Лидия.

Первым ушел от Софоновых Лев Иванович с сыновьями. Прежде чем открыть свою мастерскую, Лев Иванович прошел весь путь обучения от ученика до мастера в софоновских мастерских. Открытие им собственной мастерской и её быстрое развитие явилось результатом многолетнего опыта работы в иконописи и наличия организаторских способностей. Благодаря своей энергии Лев Иванович в поисках заказов ездил по всей России. Известно, что мастерская вела реставрационные работы в храмах Иркутска, Перми, Вологды, Вятке, Киеве и др.

Лев Премудрый, как его называли палешане, был большого роста и могучего телосложения. Николай Михайлович Зиновьев вспоминает: «Я помню его всегда растрепанные седые волосы, большую бороду, могучее телосложение». Двухэтажный кирпичный дом Льва Ивановича расположен по адресу: ул. Баканова, 48. В его мастерской работали все пятеро сыновей и другие иконописцы. Среди них наиболее одаренными были сыновья Павел и Василий, иногда здесь же работали И.И. Голиков, А.Е. Балденков, И.П. Вакуров. В 1901 году у Льва Ивановича числилось около 50 мастеров.

Павел Львович родился в Палехе в 1880 году. Его учителями в иконописной мастерской Софоновых были В.С. Сперанский и М.П. Парилов. Еще мальчиком он принимал участие в росписи церквей и реставрации фресок в Уфимской губернии. В 1894 году в возрасте 14 лет Павел Львович был назначен руководителем росписи и реставрации икон в храме Трифонова монастыря в Вятке. Работая там вместе с братом Василием, как мастер-личник, он имел глубокие знания в области техники иконописания, знал всю последовательность процесса, отчего завоевал уважение всех иконописцев мастерской. Сам Лев Иванович бывал в Вятке лишь наездом.

Павел проработал в мастерской отца восемь лет, ушел из неё в 1903 году в возрасте 23 лет. Начало самостоятельной творческой деятельности Павла Львовича связано с Серафимо-Дивеевской обителью, которая на полтора десятилетия становится домом для самого иконописца и его растущей семьи. За это время Дивеевскую обитель не раз навещала царская семья. В один из таких приездов Павел Львович неожиданно стал учителем великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры супруги императора. Княгиня Елизавета выразила неподдельный интерес к занятию иконописью, написав под руководством Павла Львовича несколько образков. В 1916 году под пристальным вниманием Павла Львовича сёстры-монахини монастыря расписали Троицкий собор, но освящение его не состоялось из-за событий 1917 года. С этого времени начался тяжелейший период невостребованности мастера. Не было средств для существования семьи, в которой было четверо детей: три дочери — Нина, Людмила, Валентина и сын Алексей. Жена Александра Ефимовна, родом из Холуя, всячески стремилась поддерживать мужа и помогать ему.

С 1930 года Павел Львович числился членом Артели Древней живописи. Переход от монументальной живописи и иконы к миниатюре был нелегким. Несмотря на это, бывший иконописец смог не только освоить новую для него технику, но и выработать свой неповторимый творческий почерк.

Василий Львович Парилов с женой Екатериной Александровной и детьми.

Второй сын Льва Ивановича — Василий Львович (1878 — 1936 гг.), также был способным иконописцем-личником, работал в отцовской мастерской и на выездах в города на реставрационные работы вместе с другими мастерами.

Его женой была Екатерина Александровна Коровайкова (1883 — 1975 гг.). В их семье было семеро детей. После революции он оставил иконописание и стал крестьянствовать.

Жил Василий Львович в отцовском доме (ул. Баканова, 48), второй этаж которого сдал поселковому совету, там разместилась швейная мастерская.

Его сыновья Василий и Леонид стали учителями, как и их сестра Нина Васильевна (Сапожникова), которая работала учителем истории в Палехской школе. Александр Васильевич учился в Москве, преподавал в Политехническом институте. Внучка Василия Львовича окончила институт им. Н.Э. Баумана и работает в Англии. Николай Васильевич Парилов трудился шофером, а его жена Екатерина Ивановна фельдшером в Палехской ЦРБ. Их дочь Галина Николаевна живет в Иванове с детьми и внуками. Остальные дети и внуки Василия Львовича разъехались по разным городам России.

Вторая ветвь рода Париловых, идущая от Ивана Дмитриевича и Марии Львовны: Петр Иванович и его наследники, продолжившие творческую линию династии — Михаил Петрович, Николай Михайлович, Борис Николаевич, Вадим Борисович, Александр Вадимович.

Михаил Петрович Парилов с семьей.

Немного известно о Михаиле Петровиче Парилове. Он учился на иконописца в мастерской Софоновых. Был преподавателем «личного» письма в иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. Одновременно с этим Михаил Петрович открывает при своем доме собственную мастерскую.

В 1910 году его мастерская выполняет фресковые росписи в храме женского монастыря села Мугреево. В 1929 году он был репрессирован вместе с сыном Сергеем, а их дом был снесен.

Николай Михайлович Парилов с женой Анной Евгеньевной и сыном Борисом, 30.03.1948 г.

Сын М.П. Парилова Николай Михайлович работал в мастерской отца. Летом каждого года бывал в отъездах на росписи храмов, постигая мастерство монументальной живописи под руководством И.П. Вакурова, И.И. Голикова, А.В. Чикурина, А.В. Фигурина.

После службы в Красной армии работал ямщиком на почте и занимался крестьянским хозяйством. Жена Николая Михайловича Анна Евгеньевна, урожденная Терентьева, дочь иконописцев из Холуя.

В 1930 году Николай Михайлович впервые попробовал свои силы в палехской миниатюре и под наблюдением И.И. Голикова выполнил свою первую работу — копию голиковского «Красного пахаря». Эта работа удовлетворила Голикова, и он рекомендовал кандидатуру Н.М. Парилова для принятия в члены Артели древней живописи. Так началась новая жизнь иконописца. Спустя некоторое время Николай Михайлович выработал свой неповторимый творческий почерк. Опыт в монументальной живописи, приобретенный ещё до революции, пригодился мастеру в советское время. Уже в 1939 году Николай Михайлович руководит группой палехских художников, выполняющих росписи павильона «Сельского хозяйства» на ВДНХ, а через семь лет начинает реставрационные работы в храмах Московского Кремля. С 1946 по 1960 были отреставрированы фрески Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов, Грановитой палаты, а также Троицкого собора в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Крестовоздвиженского храма в Палехе. С 1959 года в этих работах участвует и сын Николая Михайловича — Борис Николаевич.

Параллельно с этой работой Николай Михайлович осваивает и совершенно новый для себя жанр — театрально-декорационную живопись. В 1930-е годы пошла «мода» на палехские декоративные мотивы в мире театрального искусства. Палешан все чаще приглашают для оформления спектаклей. Николай Михайлович лично поучаствовал в работе над шестью постановками. Первый опыт был приобретен в 1937 году, когда мастер оформил спектакль «Сказка о царе Салтане» для Ленинградского театра кукол. Наивысшую похвалу в области театрально-декорационной живописи он получает в 1947 году. За художественное оформление оперы «Золотой петушок» в Саратовском театре оперы и балета Н.М. Парилов удостоился Сталинской премии.

И всё же основным его занятием оставалась лаковая миниатюра. Николай Михайлович всецело отдавал себя любимому делу, ратуя за процветание искусства Палеха и за сам поселок. Он вел преподавательскую деятельность в Палехском художественном училище, был депутатом областного Совета депутатов. В 1956 году благодаря его ходатайству Палех был полностью электрифицирован.

Достойным приемником Николая Михайловича стал его сын Борис Николаевич Парилов (1922 — 1985 гг.), он окончил Палехское художественное училище в 1949 году, участвовал в создании декораций, оформлении книг, в художественных выставках с 1952 года. Его жена Анна Михайловна (1926 г.р.) окончила это же училище в 1950 году.

Павел Львович с дочерью (слева) и художниками.

Следующее поколение в этой династической ветви – Вадим Борисович Парилов (1951 — 2014 гг.) и его жена Ольга Михайловна (1958 г.р.). Они также продолжили семейные традиции, закончив ПХУ в конце 1970-х. С их творчества началось возрождение и иконописных традиций этой семьи. В 1990-е годы работала «Иконописная мастерская Париловых». Их сын Александр Вадимович, является представителем шестого поколения этой ветви и четвертым поколением, окончившим Палехское художественное училище и получившим образование палехского миниатюриста.

Третья ветвь рода Париловых, идущая от Ивана Дмитриевича и Марии Львовны: сын Иван Иванович Парилов (1849 г.р.), иконописец, его жена Анфиса Ефимовна (1853 — 1933 гг.) и их дети: Николай Иванович (1875 — 1962 гг.), Михаил Иванович (1889 — 1968 гг.), Федор Иванович, Александр Иванович (1867 г.р.), Иван Иванович и дочери Лидия и Екатерина.

Иван Иванович — потомственный иконописец, до конца своей жизни хранил одежду отца — простые холщёвые брюки, черную ситцевую рубаху до колен и тонкую веревочку, чтобы завязывать волосы во время работы. Эту одежду он хранил как память о самом дорогом человеке. Своим детям он говорил, что фамилия Парилов — соколиная, парить — значит летать высоко.

Семья была большая и дружная, жила в достатке. В доме соблюдались все религиозные предписания. В настоящее время в доме И.И. Парилова размещается библиотечно-информационный центр ГМПИ (ул. Баканова, 54).

Самый младший сын – Мишутка, рос болезненным и часто говорил, что умрет. Но отец, держа его за руки, старался внушить ему, что если сдаться и покорно лапки сложить, непременно умрешь, а если волю проявишь и бороться за себя начнешь — умрет болезнь. Он рассказывал сыну много историй о мужественных и сильных духом людях, поскольку читал много книг. Часто говорил о Суворове. Всё это помогло Михаилу поправиться.

Иван Иванович организовал свою мастерскую в каменной палатке за домом, которая стоит и по сей день. Как долго эта мастерская просуществовала неизвестно, но здоровье хозяина стало резко ухудшаться. 13 апреля 1909 года в пасхальную ночь он сумел дойти до храма, исповедаться, причаститься и после этого отошел в мир иной. Похоронили его на Ильинском кладбище, рядом с могилой отца. Жена Ивана Ивановича Анфиса Ефимовна — пережила мужа и умерла в середине 1930-х годов. Иконописное дело отца продолжили Николай и Михаил.

Павел Львович Парилов с семьей

Михаил Иванович Парилов учился в мастерской Н.М. Софонова, затем в иконописной школе Комитета попечительства о русской иконописи (1902 — 1905 гг.), занимался стенной росписью. После революции он часть своего дома передал в распоряжение поселкового совета, а сам освоил технику лаковой миниатюры в Артели древней живописи и работал миниатюристом до конца своей жизни.

Николай Иванович Парилов учился иконописи у своего отца Ивана Ивановича. После революции освоил технику росписи на папье-маше и стал художником-миниатюристом. Его сестра Екатерина как драгоценные реликвии берегла его работы. Семья у Николая Ивановича была большая и дружная. После венчания со своей женой Софьей Васильевной, он жил на Ильинской улице в просторном доме (доме Мошелевых). Николай Иванович много работал — писал миниатюры, участвовал в стенной росписи в других городах, работал на своем земельном участке. В голодные 1920-е годы ходил в Мордовию, чтобы купить для детей зерна и муки.

Дочь его Мария Николаевна Парилова (Мошелёва), жила в Палехе в родительском доме, после неё дом отошёл сыну Роману. Сестра Романа Софья, живет в Иванове, другая сестра Людмила — в Свердловской области, Елизавета (Молькова) — в Москве, Александра (Журавлева) — в Санкт-Петербурге, Нина (Мышина) — во Львове, Елена (Торопова) — в Юрьев-Польском, о Прасковье сведений нет.

Сын Ивана Ивановича — Александр, выбрал себе стезю священника, служил в Шуе и жил на улице Васильевской. Во время преследования священнослужителей он редко встречался с родственниками, чтобы не ставить их под удар. Его жена была добродушной женщиной. У них родилось двое сыновей: Владимир и Сергей. Однажды ночью Александра Ивановича арестовали и увезли на «черном вороне», и он, как и многие другие, канул в безызвестность. По рассказу родственников, чекисты привозили его в Палех для того, чтобы узнать, где находится пояс Дмитрия Донского из Крестовоздвиженского храма. Этого же они добивались и от арестованного священника Иоанна Рождественского. Сыновья Александра Ивановича много лет пытались узнать о судьбе отца, но безуспешно.

Федор Иванович Парилов не стал иконописцем, и кем он был по профессии сейчас сказать трудно. В письме брату Михаилу Ивановичу в 1916 году из Вязников он пишет: «Работы очень много, но я к ней привык. Сегодня послано представление о награждении меня золотой медалью». Возможно, эта медаль хранилась у матери Анфисы Ефимовны в Палехе и потом перешла к Михаилу, который взял на себя роль хранителя георгиевских крестов.

Федор Иванович воевал потом в Красной армии, а с 1940-х годов работал в Ивановском облисполкоме — курировал сельское хозяйство. Своих детей у него не было, и он со своей женой Надеждой воспитывал племянницу, тоже Надежду. Тяжело пережив смерть жены, он долго болел. Умер Федор Иванович в 1963 году, похоронен у церкви в Вичуге.

Кроме сыновей у Ивана Ивановича и Анфисы Ефимовны были две дочери Лидия и Екатерина. Обе красавицы, с тонкими чертами лица, густыми каштановыми волосами. В семье хранилось предание о том, что давным-давно через Палех проходили грузинские солдаты и останавливались там на отдых. Девушка-палешанка с одним из них соединила свою судьбу, и у них родилась дочь кавказской наружности — вся в отца. Она-то и была бабушкой Анфисы Ефимовны. Анфиса, в свою очередь, передала эти кавказские черты своим дочерям. Лидию выдали замуж за молодого фабриканта из Южи Ивана Волкова. Они жили в Кинешме, где Иван руководил фабрикой отца. В 1930-е годы его репрессировали, а Лидия Ивановна оказалась вдовой с четырьмя детьми. После национализации семья Волковых занималась крестьянским хозяйством. А когда началось раскулачивание, их не просто раскулачили, а полностью разорили. Лидия Ивановна с детьми ютилась в баньке, работала красильщицей на фабрике в городе Вичуга. Замуж она больше не вышла.

Её сестра Екатерина напротив, была замужем дважды. От первого брака родились двое детей: Сергей и Зоя. Овдовев, Екатерина вышла замуж снова. Второй раз её сосватал сын палехского лесоторговца Антона Васильевича Лапина Виталий. Он был романтичной, увлекающейся натурой, поэтому и женился на красавице-вдове с двумя детьми Катеньке Париловой. У них родились дочь Вера и сын Юрий. Виталий умер до начала Великой Отечественной войны. Екатерина Ивановна никогда не жаловалась на судьбу, лишь по дороге в Ташкент, где работал сын Сергей и куда они уехали после смерти мужа, она сказала: «Жизнь промчалась как одно мгновенье, а в ней, если вспомнить, только войны, разруха, голод, холод да страх».

Дочь Екатерины Ивановны Вера с детства увлекалась стихами, в чём её поддерживал отец. Впоследствии она стала журналисткой и написала очерки о той ветви рода Париловых, к которой она принадлежала.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

719