Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

26.06.2020 09:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 26.06.2020 г.

COVID-19 в палехском искусстве

Автор: А. Разумовская

Ситуация с пандемией коронавируса привела к снижению спроса на туры среди россиян по всем направлениям, включая путешествия внутри страны. Палех, как и многие туристические центры в этот период столкнулся с массой проблем и забот о том, как удержать на плаву то, чем долгие десятилетия живет и славится город мастеров.

Сейчас говорят о том, что падение объемов производства и продажи продукции народных промыслов доходит до 70%, а предприятия находятся в критическом положении. Конечно, государство старается поддержать производителей изделий народного творчества, но помощь доходит далеко не до всех – из зарегистрированных 280 производителей поддержкой пользуются лишь 60.

С чем связана такая статистика и как выживают в период пандемии палехские мастера и художественные организации мы поговорили с руководителем ООО «Возрождение» Александром Гусаковским, руководителем коммерческого отдела мастерской «Палехский Иконостас» Ольгой Бовтюнь и художником Владимиром Бушковым.

– Александр Владиславович, каким образом пандемия и связанные с ней ограничения отразились на деятельности вашего дела? Сбыт продукции, спрос, сложности в организации рабочего процесса.

– Во-первых, 24 марта мы сразу же отреагировали на рекомендации регионального правительства и приняли все необходимые меры, чтобы обезопасить своих людей от рисков заражения – закрыли магазины, распустили сотрудников по домам. Позже, когда работникам разрешили выйти на рабочие места, организовали рабочий процесс с учетом всех мер безопасности. Например, полировщики сидели по одному в помещении, люди на работу выходили по очереди через день, все художники работали на удаленке. Я лично, как руководитель ежедневно находился в рабочем процессе.

Конечно, в деле произошли серьезные изменения. Мы работаем на крупных туроператоров, эта отрасль одной из самых первых вынуждена была свернуть свою деятельность. В связи с этим нам пришлось переформатироваться.

Сейчас мы работаем и стараемся расширять ассортимент выпускаемой продукции, ориентируемся на другие рынки сбыта. Все это делается с целью повышения эффективности производства, в бизнесе этот процесс называют – диверсификация. Конечно, стало тяжелей, но мы работаем, не унываем, даже открываем для себя новые перспективы.

Одна из основных наших деятельностей связана с благоукрашением храмов, мы изготавливаем иконостасы, пишем иконы, достаточно давно занимаемся стенной росписью. Мастера работают по всей стране, только на Колыме нами расписано четыре храма.

Наше дело связано и с лаковой миниатюрой. Пусть это направление сейчас не настолько прибыльное, но мы его любим и более того развиваем. Я считаю, что на предпринимателях и отдельных художниках Палеха лежит ответственность за сохранность лаковой миниатюры. Во время пандемии мы сконцентрировались на том, что можно делать дальше, на развитии.

Совершенно ясно, Палеху нужен современный подход, потому что мир меняется, и мы не можем стоять на месте. Работы мастеров должны быть востребованы, а для этого они должны отвечать требованиям современного человека.

– Меры государственной поддержки связанные с ситуацией по новой коронавирусной инфекции – этот вопрос актуален для вашей организации?

– Хорошее подспорье от региональной власти и местной администрации мы получили еще незадолго до пандемии. Не без помощи губернатора и нашей администрации у нас получилось подписать контракт с московской компанией Bosco – для нас это очень серьезно. Благодаря этому мы вышли на такие площадки, как ГУМ, «Петровский пассаж» и многие другие.

По поводу пандемии я, конечно, поначалу очень переживал, потому что нам как и многим не повезло с ОКВЭДом (общероссийский классификатор видов экономической деятельности – прим. ред.). С введением жестких мер связанных с пандемией, мы пострадали, наша розничная торговля напрямую связана с турпотоком. Пятнадцать лет назад, когда открывал дело, я об этом и не думал – завели ОКВЭД – производство статуэток и шкатулок под ювелирные украшения, а этот вид деятельности не подходит под меры государственной поддержки.

Когда вышла программа «Господдержка 2.0», нам удалось взять кредит, который, по сути, при условии, что в период пандемии все рабочие места будут сохранены, выплачивать его не придется. Больше чем нам, в этом вопросе повезло мастерским «Палехский Иконостас», у которых в отличие от нас ОКВЭД оказался подходящим, и их большое предприятие получило ощутимую поддержку. Мы извлекли из этого полезный урок и сейчас в оперативном порядке на наши предприятия заведены правильные ОКВЭДы, основной из которых говорит о том, что мы являемся предприятием народных художественных промыслов.

Не смотря на трудности сегодняшнего времени, мы как организация растем, к нам приходят новые специалисты: юристы, есть своя финансовая служба, появился сотрудник по внешнеэкономической деятельности. Мы стараемся заявить о себе как о серьезной структуре, которая плотно стоит на ногах и понимает, что на данный момент происходит в мире и в государстве. У нас есть планы выйти на международный рынок.

Многие идеи пришли к нам именно в период пандемии. Изоляция дала возможность остановиться и уделить больше внимание мыслительному процессу, нежели бесконечной гонке в поисках заказов и новых перспектив.

Сейчас мы держим курс на осознанность и эффективность. Мы поняли, что сегодня нас уже не устраивает вариант работа ради работы, мы перезагрузили наше предприятие, продолжаем работать, а моя личная задача как руководителя выходить на хорошие, достойные зарплаты для своих сотрудников, чтобы у нашей молодежи и мысли не возникало, что надо куда-то уехать, чтобы заработать достойные деньги. Конечно, всегда можно найти зарплату выше, но в Палехе живут люди, которым дороги их корни, семьи, да и сам поселок привязывает к себе.

– После пандемии вашему бизнесу понадобится реабилитационный период?

– Да, безусловно. Все, к чему мы готовились до пандемии, все остается в силе.

Конечно, этот туристический сезон для нас потерян. Но у меня есть такой прогноз (возможно он возник в силу того что я оптимист по жизни), но мне кажется, нас еще ждет определенный подъем и мы будем буквально завалены работой. Поэтому сейчас мы не останавливаем производство, выпускаем новые образцы, работаем по храмовым проектам, делаем все, чтобы достойно и с минимальными потерями выйти из сложившейся ситуации.

Даже если мы столкнемся со второй волной этого вирусного заболевания – мы знаем, что с этим делать. Все мы прошли своеобразную тренировку.

Совершенно точно второй раз пандемия не застанет нас врасплох, поэтому хочется верить, что все пройдет гораздо спокойней, как для людей, так и для бизнеса.

Без малого четверть века в Палехе действует большое предприятие мастерские «Палехский Иконостас». 150 сотрудников — иконописцев и архитекторов, резчиков и позолотчиков, технологов и столяров. Три производственных цеха, занимающих более 5000 кв. метров. Масштабное производство и четко работающий, слаженный коллектив все это было до пандемии. Как обстоят дела сегодня, нам рассказала Ольга Бовтюнь, руководитель коммерческого отдела предприятия.

– Что касаемо нашей организации могу сказать, что как только президент В.В. Путин объявил официально о введении карантина на территории РФ, мы приостановили деятельность мастерской. Готовые заказы в срочном порядке были отправлены. О временном прекращении работы цехов незамедлительно сообщили заказчикам. Все с пониманием отнеслись к этой ситуации.

Моя работа заключается, во-первых, в курировании проектов изготовления иконостасов от задумки до установки в храме. Во-вторых, я координирую работу менеджеров отдела, контролируя качественное выполнение в срок всех заказов мастерской, от небольших заказов на иконы до комплексного решения убранства храма под ключ. Помимо этого, в моём ведении находится направление, связанное с продвижением: выставки, сайт, социальные сети. Относительно сбыта совершенно точно могу сказать, что в нашей сфере на сбыт пандемия не повлияла. Скорее она оказала влияние на сроки выполнения заказов. По всем действующим договорам мы уведомили заказчиков о продолжении деятельности предприятия, как только снимут карантин. Что касается спроса, коммерческий отдел продолжал работать на протяжении всего вынужденного простоя производства. За период работы «на удаленке» были приняты новые заказы, и, как только стало возможным возобновить свою деятельность, мы сразу же приступили к выполнению заказов. Более того, не прекращали работу художники и архитекторы, а их работа – 50% успеха. Именно они задумывают будущую концепцию проекта, без которой его воплощение просто невозможно.

Если говорить о моей зоне ответственности – поначалу сложно было координировать отдел в условиях самоизоляции. Пришлось перестраивать рабочие процессы.

– Удалось?

– Я думаю, да. Были приняты новые заказы, заключены договора. Вышли из карантина с новыми силами и большим желанием работать.

А самое главное – в этой непростой ситуации нас поддержало руководство мастерской. Мы в полном составе вернулись на рабочие места, с сохранением заработной платы. Во время карантина все финансовые обязательства перед сотрудниками руководство выполнило. Возможно, все это не прошло для нас столь безболезненно, если бы не поддержка государства. Оно всегда нас поддерживало и в этот сложный период не оставило. Мы получили субсидии в размере МРОТ на каждого сотрудника, освобождение от налогов за второй квартал 2020 г., как фиксированных платежей, так и налогов на доходы, а также предоставление льготного кредита для бизнеса по ставке 2% стали ощутимой поддержкой для мастерской «Палехский Иконостас».

– Внес ли COVID-19 изменения в деятельность свободных художников Палеха? Кто если не сам мастер лучше всего ответит на этот вопрос.

– Безусловно, пандемия отразилась на моей деятельности, но не критично, – рассказывает известный в Палехе художник-иллюстратор Владимир Бушков. Чего не могу сказать о других художниках. Мастерам, которые работаю на салоны, сегодня, думаю, приходится не сладко. Ведь в свою очередь сбыт в салонах напрямую зависит от туристического потока, который в данный период отсутствует. Мне повезло, как правило, я работаю по большим заказам, они рассчитаны на длительный срок. Конечно, возникают определенные неудобства, например, случается мне необходимо съездить в Москву, а она, как нам известно, закрыта, приходится искать другие варианты решения своей проблемы не всегда и не все вопросы можно решить на удаленке, но пока справляемся.

– Во все времена в своих работах художники Палеха старались отразить дух времени. Как вы считаете сложившаяся в стране и мире ситуация с COVID-19 имеет шанс остаться запечатленной в работах Палехских миниатюристов?

– Совсем не исключаю такой вариант. Конечно, такие работы не будут поставлены на поток, но как индивидуальный заказ, к примеру, врачу, который особо проявил себя в период пандемии каронавируса вполне возможно в качестве памятного сувенира изготовить подобную вещицу. Хочу отметить, сегодня, появляется все больше людей с креативным мышлением, а лаки стремительно набирают свою популярность, я знаю случаи, когда современным художникам поступали заказы на весьма неординарные сюжеты. Но хочу сразу отметить, такие вещи все же не занимают достойного места в искусстве. Искусство Палеха сильно своими выдержанными традициями это касается и сюжета и манеры исполнения. Я считаю первоочередная задача нашего художника сохранить и прославить чистоту палехского искусства, невзирая на трудные времена и отягчающие обстоятельства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

169