Струбнула трубонька
Высокой поэзией признаны старинные свадебные песни, собранные Ириной Михайловной Ельчевой в Палехе и его окрестностях. Она дала им вторую жизнь. Нить животворящего народного фольклора не прервалась, благодаря ее подвижническому изучению и собирательству.
Впрочем, 60-е годы 20 века – это время огромного интереса к прошлому страны, к дореволюционной культуре, к творчеству русского народа во всем его разнообразии.
Благодаря Ирине Михайловне в Палехе был создан хор, он так и назывался – Народный хор поселка Палех. Его выступления пользовались неизменным успехом у советских зрителей, он стал победителем различных фестивалей и концертных программ. Была восстановлена и старинная свадьба, ее напевы и мелодии передала композитору палешанка А.А. Веселова. Веселые, озорные, грустные, хороводные и обрядовые – передавали широкий диапазон чувств как в словах, так и в музыке.
Но одна из свадебных песен-причитаний невесты, в обряде расплетания одной косы на две (символ замужества), является музыкально-поэтическим шедевром палехской земли.
Струбнула трубонька рано по заре,
Всплакнула девица по русой косе.
Мне вчера подруженька косу плела,
Золотом, серебром всю нанизала.
Приходила сваха немилостива,
Стала мою косоньку рвать-порывать.
Из одной-то косоньки вышло две косы,
Положили косоньки поверх головы.
Вот вам и, косоньки, весь век вековать,
А тебе, девчоночка, в девках не бывать.
Если сравнивать этот плач, например, с южными вариантами подобных песнопений, то палехский явно выигрывает своей задушевностью, сдержанной печалью, глубиной мысли, сердечным чувством прощения с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. В «Трубоньке» – выразился ярко дух русского народа, творческий, целомудренный, перекликающийся со скоромной, смиренной и неброской природой этого края. Подобные шедевры встречаются в многочисленных образах народного творчества разных областей России.
* * *
В Палехском хоре, которым руководила замечательный хормейстер Валентина Федоровна Акбашева, участвовали многие палехские художники, а также студенты художественного училища. Красивые расписные костюмы, чудесный талантливый руководитель, прекрасные песни и свадебные композиции – все это казалось сказкой тем, кто приехал учиться в Палех из других городов, со всех концов Советской страны.
Вот здесь в хоре, на репетициях, в концертах и выступлениях обретали будущие художники мудрую грамоту, образное мышление, прикасаясь сердцем и душой к чудотворным родникам народной поэзии и музыки.
Песни палехского хора впоследствии многих вдохновили на создание палехских миниатюр, разлетевшихся по всему миру, хранящихся в музеях и частных коллекциях.
А что же «Струбнула трубонька»?
Она жива, она поется и в современных музыкальных коллективах и свадебных застольях палешан, а иногда и во время проведения свадеб. В новой гитарной версии, которую осуществил А.И. Щукин, она звучала в программе Палехского туристского центра «Палех – земля иконописцев» в 2006-2010 годах. Это была интерактивная программа, и в то время наши гости и туристы сами могли принять участие во фрагментах палехского свадебного обряда. Это было живое прикосновение к культуре прошедших времен, а это всегда незабываемо и остается в памяти светлой радостью.
Низкий поклон хранителям русского народного творчества – Ирине Михайловне Ельчевой, Валентине Федоровне Акбашевой и многим-многим руководителям и участникам хоровых коллективов, которые берегут и сохраняют многовековые традиции России, передавая их из поколения в поколение, чтобы не прервалась живая связь времен.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.