Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.08.2018 10:42 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 03.08.2018 г.

Письма из прошлого

Автор: А. Сиротина

Что имеем – не храним. Как понятны нам, русским людям, эти слова. Как часто мы отказываемся от важного, дорогого, бесценного, в суете жизни забывая, что это значит для нас. И как радуемся потом, почти утратив, по крупицам собираем то, от чего с какой-то беспечной легкостью отказались.

Культура народа складывается веками. Одна из составляющих народного искусства – вышивка. Сегодня речь пойдет о ней. Многие женщины вновь стали увлекаться вышиванием, копируя предлагаемые картинки в интернете, подбирая наборы ниток и других необходимых принадлежностей – их изобилие. Но та ли это вышивка, есть ли у нее родство с исконно русским искусством вышивания?

Об этом мы беседовали с известной палехской вышивальщицей Валентиной Андреевной Почаниной.

Любовь к вышивке живет в Валентине Андреевне с самого детства. А необычайное мастерство и чутье в этом рукоделии унаследовала, как она считает, от бабушки.

Из поколения в поколение

Будущая художница и вышивальщица появилась на свет в 1939-ом. Когда она родилась, не так уж много у нее было шансов просто выжить, но видимо Господь послал ей сильного и мудрого Ангела-хранителя. Когда мама отправилась рожать в больницу, которая была в нескольких километрах от их поселка Первомайский (Курганская область), вскоре вслед за ней отец послал одну из старших сестер: «Сходи, Анька, узнай, кто у Танюшки родился». Когда девушка пришла, навстречу ей вышел старенький доктор и рассказал, что родились две девочки, очень-очень маленькие, всего 700 грамм. Как только их привезли домой, положили в большую меховую шапку на печку, там они, как в инкубаторе, и провели свой первый месяц жизни. Поили их с ложечки водой из колодца. Эта вода сильно пахла дегтем, так сильно, что ее многие, вовсе не избалованные изобилием выбора, местные жители пить не могли. А Валентина Андреевна и по сей день любит этот запах дегтя. Обе сестренки-двойняшки, Валя и Галя, выжили. Трудно даже представить, что из комочка всего лишь в 700 грамм выросла высокая, статная и удивительно одаренная женщина.

Детство выпало на предвоенные и военные годы. В их поселке, как и в близлежащих, в нескольких бараках жили ссыльные – раскулаченные в 30-е годы, в соседнем поселке много было и дворян. Вдали от столицы, от больших городов никакой неприязни или ненависти к ним не было, все жили дружно. Дома никогда не запирались, про замки тогда и не слыхали. На ночлег пускали всех, кто ни попросится, в том числе и цыган. Стали пользоваться замками лишь тогда, когда сама жизнь заставила. Однажды в одном доме закололи корову, а ночью было похищено все мясо. Тогда и стали думать, как защититься от лихих людей. Замки изобретали сами. Уже став взрослой, Валентина Андреевна приехала в гости к брату и увидела у него такой старинный самодельный замок. Огромный, выполненный из дерева, обитый жестью вокруг самой замочной скважины. Жалеет, что не попросила его, чтобы пополнить свою коллекцию интересных вещичек.

Среди знакомых Вали Волковой было много семей староверов. В такой атмосфере складывалось ее строгое и трепетное отношение к вере. Способствовали этому и те страдания, которые семьи пережили в годы войны. Часто собираясь вместе на общем крылечке барака, женщины жаловались друг другу на судьбу. Только у троих Валиных ровесников отцы вернулись домой с фронта. У Вали папа погиб в годы войны. Маме было всего 36 лет, когда она стала вдовой, в семье тогда росли четверо своих детей и еще две младшие мамины сестренки. Она взяла их, когда они осиротели. Старшая сестра была на фронте медсестрой, она пришла домой только в 47-ом, рассказывала, как была на волоске от смерти, когда бандеровцы хотели их, молодых медсестричек из госпиталя, расстрелять, да все-таки пожалели. Она привезла целый чемодан яблок, что в Зауралье было большой ценностью.

Не так давно, благодаря Интернету, дочка Валентины Андреевны Варя нашла захоронение отца и деда в Смоленской области. Ездили туда на братскую могилу, ох, и наплакались!

Годы юности

Однако, несмотря на бедность и трудности, люди, особенно молодежь, не переставали радоваться жизни, собирались вместе, ходили в клуб, пели песни. Особенно хорошо пела Валина сестра-двойняшка – Галя. Так хорошо, что женщины не ложились спать до тех пор, пока она с подружками не пойдет вечером домой из клуба. Девушки обычно шли по деревне и пели, а те, кто постарше, сидели на крылечках, слушали и восхищались. Среди подруг Галя была запевалой. Талант петь она унаследовала от бабушки.

Вале же от бабушки передалась любовь к вышивке. Вышивать девочка любила с ранних лет, копировала рисунки, вдумывалась в их содержание, впитывая народные традиции.

После школы она поступила учиться в сельскохозяйственный техникум и стала агрономом. По окончании учебы ее направили работать по специальности на крайний Север, туда, где ездили на оленях. Но стало ей как-то страшновато ехать в далекие незнакомые места, и она отважилась обратиться в управление сельского хозяйства. Там предложили приложить свои молодые силы и знания в одном из леспромхозов, в подсобном хозяйстве, недалеко от Апатьевска. И хотя до этого хозяйства добраться можно было только по узкоколейке, ее предложение устроило: ведь там работал директором ее дядя.

Молодую сотрудницу приняли в новом коллективе очень хорошо, и работать в такой доброй атмосфере было приятно. Но для такого творческого человека, как Валентина, наверное, не хватало самовыражения, реализации своего таланта. Во всяком случае, когда она прочитала в сельской жизни статью Ф.М. Мельниковой о Палехском художественном училище, в ее сердце зародилась мечта попасть туда, прикоснуться к влекущему ее искусству. Она написала Фаине Михайловне письмо и вскоре получила ответ.

В решении своем она не сомневалась, несмотря на отделявшие ее от мечты тысячи километров. Когда пришла покупать билет на поезд до станции Шуя, оказалось, про такой город кассир и не слыхала. Сказала: «Возьмите до Коврова, а там разберетесь». И вскоре Валя Волкова стала палешанкой, уже навсегда.

Стала палешанкой

В Палехское художественное училище она поступила в 1965 году, в 1970-м закончила. Первые ее лаковые миниатюры, как профессионального художника, появились в стенах Палехских художественных мастерских, куда она пришла на работу. В Палехе нашла и свою вторую половинку, вышла замуж за художника, приехавшего сюда из далекой Мордовии – Алексея Осиповича Почанина. Вырастили двух дочерей Аню и Варю. Сейчас уже и трое внуков стали взрослыми.

Как бы ни была художнице дорога и любима ее профессия, но еще сильнее увлекало ее рукоделие: через всю жизнь она пронесла любовь к вышивке. Никогда с этим увлечением не расставалась. И здесь, в Палехе, и далеко за его пределами (бывали работы Валентины Почаниной и на заграничных выставках, и на родине мужа, в Мордовии, и в разных городах и поселках России), ее прежде всего знают как талантливую вышивальщицу и носительницу этой древней культуры вышивки.

Часто вспоминает Валентина Андреевна об одной встрече. На выставке в Штатах одна из посетительниц, пожилая украинка, украинская эмигрантка, растрогалась до слез, разглядывая вышитые полотенца, и все причитала: «Дивно гарно, дивно гарно!». Наверное, они напомнили ей о родине и о том, что было так близко и радовало в годы далекого детства, юности.

«И почему я ей не подарила полотенце, не предложила выбрать любое, какое нравится?», – всю жизнь сожалеет об этом вышивальщица, понимая каким дорогим был бы этот подарок для той посетительницы.

Ничего случайного

Все работы Валентины Андреевны полны смысла, она с детства знает этот язык русской вышивки и от души делится своими знаниями.

Ее квартира – настоящий музей, где нашлось место для самых разнообразных коллекций – коллекции пасхальных яиц, дымковской игрушки, птиц-счастья и просто всевозможных птичек, причудливых коряг, подобранных в лесу... Но главная – это коллекция вышивки, не только выполненной своими руками, но и приобретенной, подаренной в разные годы. Обо всех этих вещах (у каждой своя история) Валентина Андреевна может рассказывать долго и увлекательно. Слушаешь ее и думаешь, насколько мудры и благожелательны были наши предки, как они умели выстраивать отношения с родственниками, с односельчанами, пользуясь в те далекие времена понятным каждому языком вышивки.

В рисунке, вышитом по выбеленному холсту нет ничего случайного. По полотенцам можно проследить весь жизненный путь человека. Вот он родился и первое, куда он попал в мягкие объятия повитушника (или повитульника) «Повитушник» хранился всю жизнь, передавался по наследству. На него бабка-повитуха принимала младенца во время родов, чтобы у новорожденного была счастливая и безбедная жизнь. Это полотенце освящали в церкви, им вытирали в бане роженицу, тем самым защищая от дурного глаза и порчи. «Повитушник» служил оберегом от злых духов и нечистой силы, поэтому на нем обязательно изображали петухов.

Обычные, казалось бы, образы и сюжеты обретают на ткани иное, символическое звучание, наполненное житейской мудростью. Пожалуй, чаще всего вышивались птицы – излюбленный предмет на старинных рушниках. Их изображение заключает в себе множество значений: двуглавый орел — символ власти, петух и курица — плодородия, лебеди — верной любви и прочного брака.

Буквально на все случаи жизни вышивалось свое полотенце. Например, «провожальник» девушка дарила в дорогу своему парню, когда провожала его в армию. Прямо расположенный орнамент символизировал дорогу, а стилизованные человеческие фигурки по краю – девушек, провожающих парней в дорогу.

Отдельная тема – свадебные полотенца и все, что связано с замужеством, новой родней и семейной жизнью.

К искусству вышивки девочек приобщали с ранних лет. Даже первые работы становились частью приданого, которое будущая жена должна была приготовить себе к дню свадьбы. Свадебные полотенца были особенно красивыми и торжественными. На таком полотенце молодым подносили хлеб-соль во время венчания. «Венчальные» полотенца богато украшались орнаментом из цветов, на них вышивали экзотических птиц с пышными хвостами, а их туловища расшивали «зернами», что означало пожелания молодым большого потомства.

Не всегда отношения с родственниками мужа складывались. Если молодая жена чувствовала, что пришлась не по душе в семье мужа, она могла подарить свекрови специальное полотенце «отворотник». На этом полотенце изображены птицы, отвернувшие головы друг от друга – намек на несправедливую немилость. Сестрам жениха или невесткам дарилось полотенце «корильник», единственное, где изображались птицы с выпущенными когтями.

Отправляя мужа в дорогу или на заработки, жена вышивала ему полотенце, чтобы помнил о ней и не смел смотреть на других.

Полотенца «набожники» были особенно нарядными и богатыми. Их вешали над божницей, над иконами, отсюда и название. Иногда такое полотенце имело в длину несколько метров, концы спускались по сторонам божницы, стоявшей всегда в красном углу, на восток. «Набожники» были очень трудоемкими и сложными, и красный угол, благодаря им, становился самым ярким и нарядным, священным местом в избе.

И так на все случаи жизни – до самого последнего – «кручинника», с которым провожали человека в последний путь. На каждом полотенце красноречивый язык вышивки без слов мог сказать о многом.

Многие рисунки на полотенцах Валентины Андреевны, которые она вышивала для близких людей, сопровождают надписи, создающие настроение: «Проснись, доченька, сполоснись», «Кого люблю, тому дарю», «Выпей чайку – позабудь тоску», «Умные друг друга любят да подсобляют, глупые друг друга губят да потопляют», «Поднять все поле – песня долгая, легко лишь только резать хлеб», «Храни святую Русь в узорах и напевах»….

Коллекция полотенец, блузок, скатертей Валентины Андреевны – это книга жизни. В ней заключены знания предков, любовь жены и мамы, теплота ее сердца, отраженная в рисунках и пожеланиях, которые она посвятила своим самым близким и любимым.

Вышивала мастерица и вещи для храма, и элементы одежды священников. Когда здесь в Палехе открыли храм, хоругви были старые, изношенные, рвались как бумага. надо было перенести вышивку на новую ткань. Тогда Валентина Андреевна подбирала подходящий материал из своих запасов и реставрировала церковные знамена и другие необходимые в церковном служении вещи.

Довелось вышивать полотенца и для владыки, которое она сопроводила надписью «Бог Вам в помощь, владыка». В благодарность владыка Амвросий подарил ей духовную книгу с такой надписью: «В благословение и на молитвенную память да будет сия святая книга рабе Божией Валентине. Бодрствуйте и молитесь, да не вниидите в напасть. Архиепископ Амвросий. 12.V.99г.». Валентина Андреевна очень дорожит этим подарком.

Давняя дружба связывает ее и с игуменом Мануилом из якимансмкого храма (Шуйский район). Для него она тоже вышивала и реставрировала одежду.

Если бы не подвело зрение, мастерица посвящала бы любимому делу все свободное время. И сейчас еще, в свои почти что 80, Валентина Андреевна хоть нечасто, но склоняется над вышивкой, вспоминает, какая замечательная строчевышивальная фабрика была в Палехе, какие мастерицы там работали. У нее нет желания смотреть телевизор – этот предмет в ее квартире отсутствует за ненадобностью. Он просто несовместим со всем тем, что создает особый дух ее жилища.

Радуется, что любовь к вышивке передала своим дочерям – значит, есть преемственность, не прервана связь поколений. Есть кому сберечь и приумножить эту культуру, пришедшую из прошлых веков, призывающую «хранить святую Русь». Всю эту культуру сейчас активно вытесняют, а ляповато расцвеченные тряпки, на которых вместо традиционных русских символов то какие-то странные существа, похожие на овечек долли, почему-то обычно с выпученными глазами, то пара приторно-розовых сердец с иностранными надписями, то еще нечто непонятное и неблизкое нашему сердцу. Но русская душа, живая душа, обязательно сделает свой выбор. Хочется верить, что в скором будущем свежая волна времени смоет всю шелуху преходящего, ненужного, оттеняющего культуру истинную.

К счастью, поклонников творчества Валентины Андреевны и таких, как она, мастериц, много.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167