Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

21.12.2018 09:02 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 21.12.2018 г.

Как избежать разрыва поколений?

Автор: Е. Лакеев

Руководитель одной из палехских художественных мастерских Олег Духанин, ныне действующий член Общественной палаты Ивановской области, признается: из последнего выпуска художественного училища к нему в мастерскую устроились лишь трое молодых художников. Это примерно одна пятая от всех выпускников. Кто-то работает в других мастерских, но большая же часть молодежи уезжает из Палеха.

Так происходит последние 20 лет. Молодые художники вместо того, чтобы оттачивать свое мастерство, стремятся получить высшее образование, меняют профессию, идут «на понижение» в салоны красоты, рядятся в многочисленные «бригады» стенописцев – рисовать орнаменты. Олег Духанин уверен, без молодых кадров у палехского искусства просто нет будущего.

Перенимать «живой» опыт

Мастерская Духаниных открылась в августе этого года. Долгое время мастерская существовала в режиме «семейной» артели: почти все дети Олега Николаевича избрали путь художника. Выход на новый уровень, ознаменовавшийся появлением собственного здания мастерской, принес и новые задачи. И прежде всего это создание крепкого коллектива художников: необходимо набрать минимум 3-4 десятка хороших мастеров.

По словам Олега Духанина, Палех как центр лаковой миниатюры испытывает сейчас большие трудности. Искусство палешан стоит на пороге потери мастерства, традиционных знаний и ценностей. Идет отток молодых художников.

Олег Духанин:

«К сожалению, ребята не остаются в Палехе, начинают работать не по линии искусства, а стараются заработать «быстрых» денег. Мы теряем главное – преемственность. Происходит разрыв поколений. Молодые художники не перенимают «живой» опыт. Ему не научиться с помощью книжных строк.

Вот, например, известная история с технологией золочения, которая была описана палехским художником Н.М. Зиновьевым. Многие, живущие не в Палехе, пытались на стороне потворить по его описаниям золото – не получалось! Один маленький, но важный нюанс, он там не описал. У всех выходило не золото, а глина. Так же и здесь, можно многое прочитать, но в книгах не будет доставать той души, той заботы, которую может передать наставник из другого поколения художнику молодому».

Сейчас для выпускников Палехского художественного училища существует много соблазнов. Логика поведения строится с оглядкой на рыночные отношения. Идея Олега Духанина состоит в том, чтобы переломить эту ситуацию и начать смотреть на Палех не только как на средство заработка, но и как на любимую профессию, дело всей жизни.

Олег Духанин:

«Мне бы хотелось, чтобы наши художники, которые работают на дому, молодые художники, все-таки задумались над тем, почему Палех является национальным достоянием России. Только в Палехе не прерывалась передача традиционных знаний и ценностей русского духовного искусства от поколения к поколению художников. Появляются новые города, строятся мосты, ракеты взлетают, а ценности остаются те же. И палехские художники эти ценности переносят на свои произведения. Каждый выпускник училища – носитель этого наследия. К сожалению, я наблюдаю мало заинтересованности среди молодых по-настоящему стать этими носителями. Молодежь должна понять для чего поступают в палехское училище, и где полученные знания и традиции можно развить после выпуска. Наша мастерская как раз представляет такую площадку. Путем копирования работ старых мастеров из музейных фондов, мы можем помочь молодому художнику доучиться, выйти на новый технический уровень».

Общее дело

Вопрос о сложившейся ситуации вокруг подготовки молодых палехских художников был поднят на круглом столе. В нем по инициативе Олега Духанина приняли участие представители палехской администрации, сотрудники центра занятости населения, работники художественного училища.

Проблему оттока молодежи осознавали и раньше, но решить ее в «лихие» девяностые и «тучные» нулевые было невозможно, все занимались своими делами: и власти, и мастерские, и училище. В результате Палех получил оторванное от корней поколение художников. Олег Духанин предлагает смотреть на искусство палешан с патриотической точки зрения, тогда, по его словам, встает и вопрос о национальной безопасности.

Олег Духанин:

«У России нет друзей и не будет никогда, потому что наша страна самодостаточна. Идет война буквально за каждую душу, за каждого человека. Наше палехское искусство как раз помогает людям вернуться к национальным традициям. Палех изображает правду и радость жизни, позиционирует лучшие черты русского народа. Как раз это сейчас и требуется. Те ценности, которые навязывает Запад понятны: родины не должно быть, где тепло, сытно, там и «родина». В результате мы перестаем чтить родителей, мы забываем корни. Потеря внимания молодого поколения к палехскому искусству – это угроза национальной безопасности».

По мнению специалистов центра занятости, для достижения результата палехским художественным мастерским, художественному училищу необходимо проводить большую просветительскую работу. Это и профессиональное ориентирование будущих студентов в школах, и организация практики студентов в мастерских, и стажировки выпускников. Все готовы изменить положение вещей, но от каждого участника требуется максимум усилий.

Олег Духанин:

«Я категорически протестую против той политики, когда к художникам, защитившим диплом, уже подсылаются «покупатели» из педвузов Шуи, Иванова, Костромы. Предлагаются льготы, общежития… В Палехе образование само по себе высшее. Палехское училище только в техническом плане считается училищем. На самом деле знаний по теме выше нигде не получить. Отток молодых художников – это угроза тем знаниям, которые художник приобретает в стенах училища. И в результате получается, как говорят, «ни два, ни полтора»: и не художник, и не педагог по-настоящему. Палехский художник – это особое дело. Когда он прекращает владеть кистью, он быстро теряет навык и деградирует. Он теряет ориентиры, он теряет фокус. Тогда проигрывают все.

Хочется призвать молодежь стремиться не только хорошо зарабатывать, но и овладевать навыками и умениями прежних поколений мастеров, и, конечно же, стараться как можно шире и глубже понять палехское искусство. Оно невероятно глубокое, бесценное и будет актуальным всегда».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

127