Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

26.10.2018 11:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (10110) от 26.10.2018 г.

Арт-лифт для Палеха

Автор: Беседовал Е. Лакеев

Фото: Александр Куркин

Одновременно с появлением Крестовоздвиженского парка в Палехе здания магазинов в центре предстали перед жителями в новом облачении. Яркие баннеры вот уже второй месяц скрывают все архитектурные несовершенства универмага и других магазинов на Ленина. Для многих это изменение стало неожиданным.

Для прояснения ситуации мы решили поговорить с одним из авторов этого преображения — палехской художницей и дизайнером Мариной Галкиной.

— Марина, когда я увидел баннеры, я спросил про них у Мурата Гукетлова из КБ «Стрелка». Оказалось, что бюро не в курсе этого проекта.

— Идея использования баннеров, как временного решения вопроса архитектуры центра принадлежит губернатору. «Дизайн» идеи не был украшением преображающегося центра. На глобальное решение и согласование этого вопроса требуется время, которого было крайне мало, два с небольшим месяца, на все работы по реконструкции. Баннеры были сделаны за неделю до сдачи проекта. Представители КБ «Стрелка» не в курсе истории с баннерами, архитектура центра в проект благоустройства не входила.

— Главный вопрос: почему разработка баннеров происходила тайно? Проект благоустройства обсуждали с палешанами полгода. В случае с баннерами, которые также влияют на то, как выглядит центр, этого не произошло.

— Баннеры были сделаны за неделю, следовательно, на обсуждение времени не было. На разработку ушло несколько дней. Разумеется, речь не шла ни о каких «тайнах». Ранее, за несколько месяцев, на последних общественных слушаниях, губернатором была выдвинута идея, адресованная художникам, с просьбой подумать о возможности преображения зданий центра. Как вариант — street art*. Эта тенденция решения вопроса безликой архитектуры актуальна сегодня. Яркий пример тому — здание Атриум (Москва, Курский вокзал). Это совместный проект владельца, британского арт-продюсера и художников разных стран.

Вопрос возможности интеграции стилистики и условного мира, характерного палехскому искусству, в объекты street art, создания их, визуальную идею, которая может быть заложена, незадолго до слушаний мы обсуждали в группе Инициатива. Как нередко бывает, общее видение вопроса в основном совпадает у заинтересованных. В обсуждениях с художником Ярославом Пикулевым мы говорили про общее возможное направление, о небольших точечных art-объектах условной стилистики. Эти идеи, озвученные на слушаниях, показались интересными Воскресенскому, нам предложили подумать и над более глобальным вопросом декора архитектуры. Попробовать решить задачу стилистического объединения архитектуры зданий магазинов центра с архитектурой исторических зданий улицы, добиться оригинальной, эксклюзивной подачи их, используя элементы палехского стиля. Речь шла не о росписи в палехском стиле, примеров которой масса и ценность которых неоспорима. Скорее о переосмыслении его относительно ситуации сегодняшнего дня, где традиция с одной стороны, должна быть бережна хранима, с другой стороны, она должна быть частью процессов, происходящих в искусстве сегодня, быть актуальной и востребованной.

Один из вариантов макета оформления

— Что изначально рассматривалось Вами к печати?

— Общая идея следующая. Так как рассматриваемые здания в центре — в основном магазины, по сути, они представляют собой торговые ряды, элемент, характерный архитектуре городов Золотого кольца. Элементы этой архитектуры — арки с колоннадой над протяжёнными галереями, цвет, элементы декора. Они были использованы в эскизе. Плюс здания нужно было согласовать между собой и окружающими домами. Сложность представляет разность масштабов. Если часть зданий достаточно компактна, то здание магазина «Бристоль» сильно отличается как стилистически, так и в масштабе, имеет ассиметричный фасад. Эти особенности нужно либо попробовать спрятать, либо, напротив, подчеркнуть, превратить здание в art-объект. Был сделан ряд эскизов в том и другом направлениях. Один из вариантов был декорировать здание, как бы «завернув» его в орнамент или условно орнаментальную растительную композицию. Очень эффектны эскизы Пикулева, где использованы и переработаны классические деревья стилистических традиций. К сожалению, они не были приняты. В последствии это решение частично было использовано в эскизах баннера магазина «Птица». Полностью реализовать идею не позволило отсутствие времени и технические трудности. Нужно сказать, что был разработан эскиз фасада, новая вывеска. Также обязательно необходимо отметить удивительную лояльность владельцев зданий. Всегда шли на встречу, оперативно решали необходимые вопросы.

Другая концепция решения магазина «Бристоль», которую ко времени не получилось доработать. Большую часть площади поверхности здания, около 70%, занимают окна, на данный момент разноплановые в дизайне, частично зашитые рекламными щитами. Акцент предлагалось сделать на них. Как вариант было предложено использовать технологию light box. Суть заключатся в замене первого стекла на раму с антивандальным стеклом с подсветкой, на которую наносится рисунок. Таким образом получается подобие витража. Плюсы — стекло прозрачное, что позволяет поступать свету в помещение, антивандальное — технология триплекс, выглядит аккуратно, не требует ухода. Подсветка в сочетании с грамотно подобранным рисунком может дать исключительный эффект, в комплексе с уже установленной подсветкой площади. В качестве рисунка рассматривались разные варианты. Один из них, наверно, наиболее интересный – использовать рисунки П.Д. Корина к витражам станции московского метро Новослободская. Кроме неоспоримой художественной ценности рисунков, нужно отметить, что личность Корина это своеобразный мост, соединяющий мир Палеха и живописи станковой, мирового уровня. Туристический маршрут к дому Корина проходит мимо магазина «Бристоль». Стены здания, предварительно отремонтированного, предполагалось «разбить» архитектурными деталями, соответствующими стилистически, что позволит сделать здание визуально чуть меньше. Цвет белый, матированный. Пустые пространства стен можно решить орнаментом, основанным на примерах белокаменной резьбы или фактурой — камень, мрамор.

— Баннер всегда наводит на мысль о возведении «потемкинской деревни». В нашем случае, безусловно, для глаз стало меньше раздражителей, но вопросов к исполнению — еще очень много…

— Баннеры — решение временное (тут, конечно, вспоминается известная пословица). Но идеологи проекта настроены решительно, и, надеюсь, реконструкция продолжится. Вопросов к исполнению очень много. Безусловны минусы. Неправильно сделаны замеры, ими занималась фирма-изготовитель. Изменён масштаб, цвет орнамента, материал. Изначально предполагалась сетка. Она пропускает свет и делает рисунок мягче. Не тот дизайн и масштаб окон. Менялось техническое задание. Мне не нравится исполнение. Изначально предлагалась рама, на которую аккуратно натягивается сетка, что позволяет выровнять углы. От неё отказались по причине нехватки времени и финансирования. На данном этапе, к сдаче проекта, за небольшой отрезок времени, так или иначе проблема была решена. Впереди следующие этапы реконструкции, где будут решены все вопросы. Путь к результату не всегда ровный.

— Вы считаете, что не стоит разделять дизайн (и ремонт) здания и сам объект искусства? Мне кажется, street art так не работает.

— В данном случае это не street art. Но хорошая основа для воображения. Сохранение уникальной архитектуры, идентичности места, непростая и актуальная задача, особенно если смотреть через призму модернизации и задач создания современного городского пространства. Как сохранить историческое и создать удобное, современное, эстетически интересное пространство — один из наиболее актуальных вопросов в этой сфере сегодня. Street art может дополнять, акцентировать. Это процесс, который не согласовывают, но продумывают. Это не обязательно протест. На сегодня это одно из актуальных течений современного искусства.

— Будет ли Ваш проект обсуждаться с палешанами?

— Обсуждения могут быть, но, в какой форме их следует проводить, я затрудняюсь ответить. Наверное, этот вопрос надо адресовать идеологу всего этого процесса.

В одном из репортажей от лица журналиста прозвучало, что «палехские художники хотят сделать из зданий шкатулки». С моей точки зрения это плохая идея, не известно откуда появившаяся, дешёвый ход.

— Насколько вы намерены идти до конца, до результата?

— Процесс интересный, насколько позволят обстоятельства и время.

— Что же, сейчас нет спешки и теперь можно спокойно работать.

*Street art ( c англ. — уличное искусство, стрит-арт) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является внедрение объектов искусства (например, росписей) в городскую среду и в архитектуру в частности. В 2012 году в Санкт-Петербурге был открыт первый российский музей стрит-арта.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

366