Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

12.05.2017 11:05 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 12.05.2017 г.

Родники (вестник Палехского краеведческого общества)

Автор: О. Субботина

М.В. Субботин, пластина "Палех", 1997 год

10 апреля этого года исполнилось 116 лет со дня рождения писателя, чья деятельность тесно связана с Палехом — Ефима Федоровича Вихрева. В связи с недавно прошедшей дискуссией о захоронении литератора возле ограды Крестовоздвиженского храма, интерес к творчеству Вихрева возрос. Его книги читают, обсуждают, возникло желание заглянуть и в архивные документы, хранящиеся в Иванове, Шуе, Москве. Художники Палеха делятся своими размышлениями и впечатлениями по этому поводу и в частных беседах, и в публикациях на эту тему.

Дорогие друзья! У каждого из нас свое восприятие того или иного писателя. Мои студенческие годы прошли с книгой Ефима Федоровича Вихрева «Избранные произведения», вышедшей в Ивановском книжном издательстве в 1961 году. Ее мне подарил папа, когда я поступила в Палехское художественное училище и уезжала на учебу. Его напутственные слова я помню до сих пор: «Палех хранит в себе много тайн, которые надо разгадать. А все лучшее в искусстве миниатюры — от древнерусского искусства».

И.В. Ливанова, фрагмент пластины "Родник"

70-е годы прошедшего века, в которые проходила моя учеба и начало работы в Палехских художественно-производственных мастерских были ознаменованы огромным интересом в стране, в среде творческой интеллигенции к историческому и культурному наследию России, к искусству Древней Руси, к иконе. Очерки и рассказы Е.Ф. Вихрева помогали постигать жизнь, Палех, его старых мастеров, события переломных лет начала ХХ века. Его книги открыли Палех миру как неизвестную страну. Но для меня главным оказалось не только то, что я увидела историю Палеха глазами Ефима Федоровича. Я увидела в нем самом большого поэта, безмерно полюбившего это древнее русское село среди необъятных просторов Родины, хранящее традиционное искусство многих столетий.
Это — первое. А второе — я увидела и оценила в нем очень милосердного человека, глубоко переживающего каждую человеческую судьбу, каждую несправедливость и жестокость. А это — свойство и традиции великой русской литературы. Думаю, что многие, кто знаком с рассказами «Бедный гений», «Ножницы», «Стенька Разин на Уводи», согласится со мной.
Среди прекрасных очерков о палешанах, художниках Артели древней живописи, есть у Вихрева и замечательные воспоминания о своем детстве.
Таково его произведение, проникновенное и удивительно поэтичное — «Родники». В нем — противопоставление красоты природы Божьего мира, детской радости от увиденных чистых родников, бьющих из-под земли, и тяжелого, угнетающего, безрадостного труда на Родниковской фабрике. Сюжет не сложен. Но как написано! Трудно было не вдохновиться этими строками: «…Ведра звенят в сенях, Лена берет в руки расписное коромысло, изогнутое, как брови ее. В ситцевой белой косынке, затеняющей лоб, она встает передо мной и говорит:
- Идем… Ефимушка… на родник… за водой.
Говорит она протяжно, внятно и всякий раз с каким-то большим значением… И каждое слово ее прорастает в сердце…
…Поэтому в устах ее обыкновенное — величаво, слышанное не раз — откровение.
…Цветет черемуха. Снежный пух летит с тополей. Мотылек садится на коромысло и, пораженный видением мира, часто и трепетно двигает сквозными радужками. Стрижи рассекают пространство.
- Пойдем… Ефимушка… на родник…
Дерево шумит, и я чувствую, как оно дышит. Мотылек не выдерживает восторга и, сорвавшись с коромысла, уносит трепещущие радуги великому миру. Жизнь становится богатой, широкой, певучей. Колокольчик коровий звенит вдали. Робко трогает ветер белую ситцевую косынку. Коромысло удерживает небеса. В расписном коромысловом окаёме полные плывут облака. Голова Лены в светлой косынке возвышается над коромыслом и глаза ее смотрят из далеких облачных далей.
- Ефимушка… идем… на родник… за водой…
Как чисто, как просто кругом! Как прозрачен и ласков мир! Как серебриста черемуха!
Она сказала.
Она произнесла неповторимые, живые слова.
Слышишь ты их?
Они живут в далеких твоих годах.
И когда вокруг тебя будет крутиться гремучая смерть на безвестных полях, ты услышишь вдруг высшее из всех откровений в жизни:
- Ефимушка… пойдем… на родник…за водой.
Зазвенят, закачаются ведра, шатнется расписной дугой коромысло, облака заклубятся в расписном окаёме, ветерок заиграет пестрой косынкой, мир расширится до далеких пределов, коромысло сомкнет горизонт…».
Прекрасный женский образ Лены Порхачевской, родственницы по деду, какой-то особенный волшебный мир, созданный писателем, незабываем. Все годы учебы эта тема родников не давала мне покоя. В замыслах, в карандашных рисунках и эскизах возникала и запечатлевалась то одна, то другая композиция.
И вот уже накопив опыт работы в 1984 году к юбилейной выставке 60-летия искусства советского Палеха я представила большую шкатулку с одноименным названием «Родники». Женские фигурки на первом плане помогала разрабатывать И.В. Ливанова, и раньше и сейчас она щедро делится своими находками и открытиями в области миниатюры со своими коллегами. Тема работы оказалась новой. До этого к ней не обращались, и как радостно, что она нашла свой отклик в творчестве других художников — палешан. Они развили ее, возникло много разных вариантов. В то время (70-е — 80-е года) художники работали, ориентируясь на традиции народного искусства. Находки одного подхватывали и обогащали своей фантазией другие. Это называлось коллективное сотворчество. Серию шедевров на эту глубочайшую по своему содержанию тему создали Ирина Вадимовна Ливанова и Вадим Григорьевич Зотов. Их произведения вошли в золотую сокровищницу палехских мастеров.
До сих пор пейзаж Палеха с родником разрабатывает и улучшает с каждой новой работой потомок Н.М. Зиновьева, художник Михаил Вячеславович Субботин. К родниковой тематике обращались и другие художники. Смысл и содержание этой темы настолько глубоки, что и в будущем, думается, она будет востребована новыми поколениями художественного Палеха.
В 90-х годах, когда я вела в палехской районной газете приложение «Вестник товарищества Палех», рассказывающее о достижениях выставочной деятельности художников, то попросила искусствоведа Елену Кимовну Братчикову прокомментировать творческие работы на тему родников, созданные палешанами. Мы выбрали, пожалуй, одну из самых символических пластин — произведение И.В. Ливановой, в котором тема приобрела этическое звучание. Коротко, емко, красиво написала Елена Кимовна о главном — она увидела великую идею, которую в красках и золоте смогла воплотить художница. Ее небольшой текст сохранился в газете «Призыв» за 18 мая 1991года под заголовком «Родник».
«Узорочье золотых и серебряных трав обрамляет полную великолепия картину, глядя на которую вспоминаются слова писателя 13 столетия: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими…».
Эти восторженные строки, принадлежащие автору «Слова о погибели Русской земли», написаны в «темный» век нашей истории. Нет лада между князьями, нет мира между народами. Именно в такие моменты рождаются в душах чистые помыслы, всплывает в памяти идеальный образ Отчизны.
Удивительно точно назвала свою работу художница. «Родник» — слово того же корня, что и родной, природа, народ, Родина. Над родником склонилась статная русская крестьянка. И встрепенулись вдруг струи источника, и отразились в их бисерных брызгах две гибкие женские фигуры с античных времен олицетворяющие стихии Земли и Воды.
Такие наступили для нас времена, и нет уже, кажется, сил пережить лихолетье. Но глянешь в прозрачные воды родников, увидишь в них умытую благословенную Русь и поверишь, что хватит у народа духа возродить свою землю» (1991 г.).
К этому, пожалуй, и добавить больше нечего. Вот так полный поэзии текст Е.Ф. Вихрева дал жизнь целой серии великолепных работ прославляющих Россию, ее природу, ее сокровенную душу.
Особое видение мира, особенное, необычное построение пространства в литературном творчестве Е.Ф. Вихрева, которое напоминает картину построения мира на полотнах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, смелость друга и защитника палешан в отстаивании новой ветви искусства, сохраняющей традиции древнерусской живописи — всё это говорит о писателе как о ярком, самобытном, может быть до конца не понятом и не изученном мастере слова.
Познание творческого пути Вихрева, признание его литературных заслуг — это дело времени.
Ефим Фёдорович, спасший от забвения, от гонений целую плеяду палехских иконописцев, ставших всемирно известными художниками, творчество этого труженика, живое, искреннее, насквозь пронизанное огромной любовью к Палеху — пример для нас, как надо относиться к тому месту, где мы живём, как поэтически надо видеть мир, какое милосердие и доброта должны жить в сердце человека, как надо откликаться на чужую боль. Палех хранит в своей истории имена людей, согревших его своей любовью. Один из них — Ефим Фёдорович Вихрев.
… А дневники Вихрева, трагедия его последних дней рассказывают о нём не только как о герое, как о певце Палеха, но и как о мученике, положившем душу свою за други своя.
Но об этом речь пойдет уже в другой публикации «Вестника краеведческого общества». До новой встречи на страницах газеты «Призыв», дорогие друзья.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

222