Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

11.11.2016 13:47 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 (10007) от 11.11.2016 г.

Даря другим, обретаешь сам

Автор: А. Сиротина

Впервые в зале не хватило мест для всех желающих принять участие в форуме педагогов

Заметки с фестиваля педагогических идей «Вдохновение — 2016»

В этой строчке девиза фестиваля педагогических идей «Вдохновение» отражена вся его суть: педагоги собираются вместе, чтобы отдать друг другу лучшее, что постигли в своей профессии, и вместе с тем перенять жемчужины драгоценного опыта у коллег.

3 ноября, в осенние каникулы, «Вдохновение» вновь заполнило коридоры, залы и классные кабинеты Палехской средней школы. Более 200 учителей, воспитателей, методистов съехались на педагогический форум, чтобы вновь доказать — нет предела совершенству в их любимой профессии. В этом году фестиваль, когда-то начинавшийся с небольшого районного собрания, состоялся в восьмой раз, собрав участников уже из многих городов и районов области. Ежегодно их количество прирастает, поскольку слухом земля полнится и авторитет форума укрепляется. Одно из свидетельств тому — впервые в большом актовом зале школы не хватило мест для всех желающих присутствовать здесь.

В Палех приехали педагоги, воспитатели, руководители образовательных учреждений из Иванова, Кинешмы, Шуи, Кохмы, Вичугского, Гаврилово-Посадского, Ивановского, Кинешемского, Лежневского, Пучежского, Родниковского, Савинского, Шуйского и Южского районов. На фестивале работало 20 секций — за восемь лет это рекордное количество, в каждой — по 8 — 10 презентаций.

Обращаясь к гостям на правах хозяйки, директор Палехской средней школы Г.А. Фомина сказала:

- Педагогическая деятельность очень схожа с деятельностью творческих работников, потому что учитель — каждый день актёр, художник, который всегда вносит что-то новое в свою работу. Наша деятельность очень схожа и с деятельностью научных работников, которые каждый день делают какие-то открытия, как и учитель со своими учениками, но в отличие от деятелей науки и искусства, которые очень часто свои секреты, навыки, профессиональное мастерство держат в тайне, наши педагоги с удовольствием делятся своими идеями с другими и, не жалея, рассказывают о своём опыте.


В восьмой раз приветствуя участников «Вдохновения — 2016» на палехской земле, руководитель Отдела образования районной администрации Е.В. Жилякова отметила, что удивляет и радует, сколько новых педагогов захотели принять участие в фестивале. Радует, что стало больше мужчин среди участников фестиваля. Это говорит и о том, что уровень жизни учителей повышается, и теперь мужчины считают, что труд в сфере образования стал достойно оплачиваться, это позволяет им обеспечивать и себя, и свою семью. Вместе с тем очень приятно видеть вновь уже знакомые лица.

- В нашем районе на сегодняшний день осталось только 4 школы, учащихся — около 900 человек. Три из этих школ осуществляют и дошкольное образование, также есть ещё три детских сада, которые находятся в Палехе, — рассказала Елена Валерьевна. — Этот фестиваль мы не зря проводим в начале ноября, накануне Дня народного единства. Мы, педагоги, всегда едины в стремлении всё лучшее отдавать детям.

От имени районной власти педагогов приветствовала заместитель главы администрации района У.В. Смородинова. Пользуясь торжественным случаем, она также вручила удостоверения ветеранов труда группе работников сферы образования — О.В. Шиманаевой, И.Б. Куренковой, Н.В. Макаровой, А.В. Макарову, М.А. Фигурину, Т.В. Фигуриной, О.Г. Нагарёвой и В.В. Нагарёву.

Своим замечательным выступлением на плодотворную и творческую работу участников фестиваля настроил известный в Палехе и области музыкальный коллектив Палехского Дома культуры «Кладезь».

С присвоением звания "Ветеран труда"!

Как научить дошкольника всему, всему, всему

Особенно активными на этот раз проявили себя педагоги дошкольного образования из разных районов: секций, посвящённых дошкольному воспитанию, работало целых восемь. Выступления были самой разной направленности. Приходится только удивляться, как многому надо научить маленьких членов общества, какие методы подобрать, чтобы объяснение было доходчивым, и дети могли прочно усвоить знания и навыки. Воспитатели вели речь о значении детского экспериментирования (Н.А. Молчанова, Богданиха), проектной деятельности с детьми раннего возраста (А.С. Савёнкова, Южа), мнемотехнике в развитии связной речи у дошкольников (А.А. Курскова, Шуя), совместной деятельности воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества (А.И. Абашина, Родники), новых технологиях игротехники как средства коррекции неконструктивного поведения детей (Е.Н. Киселёва, Шуя), духовно-нравственном воспитании дошкольников через знакомство с православной культурой (С.Ю. Кочетова, Родниковский район) и многом другом. Каждое выступление заслуживает отдельного внимания, но, к сожалению, возможности газетной публикации ограничены.

Очень большое значение уделяют воспитатели совместной работе с родителями, это взаимодействие и взаимопонимание просто необходимо, чтобы воспитание малышей дало свои достойные плоды. О своём опыте работы с родителями и нетрадиционных формах этой работы подробно рассказала воспитатель садовой группы Пеньковской основной школы Л.Н. Смирнова. Здесь мамы и папы, и, конечно, бабушки, активно участвуют в жизни детского учреждения.

Свои пожелания участники фестиваля написали на волшебном перышке

В год кино о детском кинотворчестве

Не удивительно, что в Год кино педагоги не обошли в своих идеях и эту тему. Например, учитель начальных классов Ново-Горкинской средней школы Лежневского района Т.В. Баринова привезла на фестиваль презентацию «Сделай шаг к созданию своего кино». В своём выступлении она рассказала о том, как вместе с учениками 4 и 5 классов она внедрила в практику такую форму внеурочной работы, как создание школьниками кинофильмов. Как рождаются фильмы, что даёт детям это творчество, как подбирается музыка к фильму, заголовок, как пишутся титры и какие компьютерные программы при этом используются — обо всём этом узнали педагоги секции начального образования.

Очень многие педагоги для реализации своих задач используют на уроках и во внеурочной работе театральную деятельность: «Школьный театр как средство духовно-нравственного образования учащихся» (М.В. Тарасова, с. Сосновец Родниковского района), «Развитие творчества детей через театральную деятельность (пластилиновый театр) — (воспитатель Е.В. Шакирова, музыкальный руководитель А.В. Орлова и методист С.С. Носкова, Родники), «Театральная деятельность в детском образовательном учреждении (Е.В. Тартина, Китово Шуйского района), «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей» (А.Л. Дубова, Шуя), «Театрализованные выступления на педчасах как эффективный способ развития творческих способностей педагогического коллектива» (Е.В. Ретинская, Шуя) и др. Последняя тема говорит о том, что не только детям, но и педагогам для своего совершенствования необходимо иногда входить в роль, чтобы почувствовать себя по-новому и открыть в себе новые ресурсы профессиональной деятельности, которая не выносит застоя и однообразия.

Хвост Жар-птицы из "драгоценных идей"

Волшебный мир творчества

Две секции фестиваля были посвящены эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Сюда кроме компьютерных презентаций многие педагоги привозят для наглядности свои изделия, которые выполняют вместе с учащимися, проводят мастер-классы. Умелые руки работают очень быстро, ведь времени на выступления отводится, как и всем, не более 10 минут.
Но научить детей своими руками сделать ту или иную поделку — вовсе не самоцель. Напротив, педагогами преследуются самые разнообразные цели, как экологическое просвещение, формирование креативного мышления, повышения мотивации на уроках и т.д.

Молодой педагог искусства из Кохмы А.С. Казимирская, например, поставила перед собой задачу воспитания патриотизма через приобщение к народной культуре. Она обратилась к коллегам с призывом всячески продвигать нашу русскую культуру в первую очередь. Как руководство в её работе она привела слова Сухомлинского: «Только человек, заинтересованный в судьбах родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное». Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит всё более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе, рассматривается как средство патриотического воспитания. «Если включить телевизор, в основном видишь одну иностранщину, а своя культура уходит на задний план, — сказала Анастасия Сергеевна. — Поэтому я организовала в школе кружок декоративно-прикладного искусства, где дети приобщаются к нашей национальной культуре, и я вижу, как их это увлекает».

Каждый учитель по-своему стремится сделать свои уроки интересными. Педагог Пустошенской школы Шуйского района Е.Ю. Хмылёва в качестве эффективного метода повышения мотивации на уроках технологии использует мастер-классы, разделив их на три вида: мастер-класс как внеурочное занятие, на котором можно изучить элемент какой-либо техники; мастер-класс как способ поощрения, который может проводить как учитель, так и ученики, и мастер-класс как элемент творческого проекта. Сама она увлекается различными техниками творчества, с которыми через мастер-классы, знакомит учеников.

Каждый участник пожелал фестивалю развиваться и перешагнуть границы области

Рождение художественного образа

Умение мыслить, понимать художественный образ — одна из важных задач преподавателя литературы в развитии личности школьника. Этой теме в секции гуманитарного цикла посвятила своё выступление учитель русского языка и литературы средней школы им. Е. Вихрева О.А. Дружилова. На примере анализа страниц дневника Ефима Вихрева об Иване Голикове она прослеживает на уроках тонкие моменты зарождения и выстраивания художественного образа мастером кисти.

В третьей главе дневника «Иван Голиков», датируемой 15 — 17 июля 1932 года, Ефим Вихрев передаёт содержание тетрадей палехского художника Ивана Голикова, которого называет большим человеком. «Почему так взволновали писателя записки художника?»

- этот вопрос становится главным в диспуте на уроке. В этих записках Голиков, по сути, описывает рождение своей знаменитой «Тройки», которая стала его визитной карточкой. Учитель с учащимися находят условие рождения художественного образа — то особое настроение, которое не появляется само по себе, а возможно только в гуще народной жизни и особой душевной атмосфере. Как рождаются ассоциативные ряды, как в сознании появляются определённые картины, понимание которых необходимо для проникновения в глубь мировоззрения поэта — этот поиск увлекает учеников, развивает их скрытые душевные качества.

Фольклорный взгляд на мир — одна из незыблемых основ нашего искусства, дающая возможность не схематично, а возвышенно поэтически решить самую сложную тему. В подобной работе педагог видит залог сохранения нравственных и культурных идеалов России.

Преподаватель В.В. Нагарев об особенностях преподавания физической культуры в художественном училище

Здоровьесбережение, физическая активность детей, организация туристических объединений — об этих и других важных составляющих развития личности ребёнка шёл разговор в секции физического воспитания.
Стало привычным, что современные дети очень много времени проводят за компьютером, всё меньше становится игр на свежем воздухе, активного отдыха. Последствия этой ситуации не замедлят напомнить о себе в ближайшем будущем.Педагоги секции обсуждали внедрение ВФСК ГТО, пропаганду ВФСК «Готов к труду и обороне», сложности с этим связанные в условиях сельских школ. Много вопросов в связи с этим прозвучало в адрес педагогов С.А. Кособрюховой из Южи и палешанки С.В. Лебедевой.

В новой для себя роли выступил известный педагог нашего района, преподаватель физической культуры В.В. Нагарёв. Более 30 лет он преподавал физическую культуру в Понькинской основной школе. Не располагая современными спортивными залами, на протяжении многих лет готовил юных спортсменов, добивающихся выдающихся результатов, сам неоднократно становился победителем различных профессиональных конкурсов, в том числе победителем регионального конкурса «Учитель физической культуры 21-го века». Действительно, 21 век предъявляет особые требования к преподаванию физкультуры, меняются ученики, их физические данные. В этом году, в связи с закрытием Понькинской школы, Вадиму Валентиновичу пришлось попробовать себя в несколько ином качестве и заняться физической подготовкой студентов Палехского художественного училища им. М. Горького.

Он отметил, что и прежде, и сейчас негласно требования к будущим представителям творческих профессий в отношении физической культуры несколько снижены, студенты учебных заведений культуры ориентированы на развитие других своих талантов, поэтому порой бывает непросто убедить их в важности физического совершенствования. Тесты и нормативы для таких заведений разрабатываются с учётом специфики будущих профессий студентов. При этом в Палехском художественном училище созданы прекрасные условия для спорта, есть всё необходимое оборудование залов.

Из игровых видов спорта Вадим Валентинович выбрал со своими учащимися волейбол и настольный теннис, поскольку это малотравматичные виды спорта, при этом тренируется и координация, и ловкость, и выносливость. Если сначала были некоторые трудности на занятиях, то сейчас студенты с удовольствием ходят на занятия и посещают секции.

В секции эстетического воспитания можно на практике проверить свои творческие способности

Умение отбирать главное в море информации

Не для школы, а для жизни мы учимся. Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Современный мир предъявляет человеку жёсткие требования. Высокое качество образования, целеустремлённость, коммуникабельность, умение адаптироваться в любом обществе, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации. Количество информации каждые 10 лет удваивается, и требуется уметь выбирать главное. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. В традиционном массовом восприятии сложилось мнение, что всё, что есть в учебнике, нужно учить от корки до корки и выполнять все задания, то сегодня важнее умение отбирать главное в море информации.

Эту важнейшую для всех педагогов тему новой роли учителя в изменяющемся мире, а также проблему реализации Федеральных государственных образовательных стандартов подняла в своём выступлении учитель русского языка и литературы Лежневской средней школы О.В. Семёнова.

Традиционной задачей школы всегда было дать прочные знания ученику. Задача современной школы — вместо передачи суммы знаний развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, поэтому и уроки должны строиться по совершенно иной схеме, считает Ольга Васильевна. Если прежде больше всего был распространён объяснительно-иллюстративный метод, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом выборочным методом проводит опрос, то теперь упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На примере преподавания русского языка и литературы, педагог рассказала, как проходят проблемно-деятельностные уроки, главная задача которых научить ученика учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.

На фестивале

О чем расскажет Жар-птица

Меняются цели, меняется содержание образования, выявляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса, хотя и должен сегодня стать принципиально новым, современным. «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», — эти слова В.А. Сухомлинского не состарились за прошедшие десятилетия и по-прежнему отражают суть учительской профессии, несмотря на множество перемен и событий.

К сожалению, нет возможности донести до читателя все две сотни прозвучавших на фестивале идей, стоит только вновь и вновь подчеркнуть, насколько важен для развития образовательного процесса этот учительский форум. Конечно, нельзя сказать, что все выступления были феерическими и уносили коллег-слушателей свежим ветром неистребимой учительской энергии в недосягаемую высь. Кто-то смущался, кто-то торопился уложиться в короткий промежуток времени, отведённый для презентации, кто-то не успел проработать и довести до совершенства свою идею. Словом, есть к чему стремиться. Но рациональное зерно, хотя бы зёрнышко, было в каждом выступлении, за тем и приехали на фестиваль педагоги.

Практически все участники фестиваля отметили в своих заключительных выступлениях отличный уровень организации фестиваля, эффективную, плодотворную и очень содержательную работу в секциях, пожелали фестивалю и впредь собирать творчески мыслящих людей на этот уникальный форум.
После всех выступлений в каждой секции педагоги писали о своих впечатлениях об услышанном и увиденном, и, конечно, пожелания на будущее. По сложившейся традиции участники писали об этом на перьях, украсивших по окончании работы секций нарисованную Жар-птицу, отчего сказочная героиня стала ещё более роскошной и привлекательной, а хвост её необыкновенно пышным, и, главное, содержательным. Так что теперь ею можно не только любоваться, но и читать с увлечением, и изучать мысли и пожелания всех участников фестиваля с надеждой, что она вновь прилетит сюда и соберёт на форум множество представителей этой славной профессии.

Из откликов участников фестиваля педагогических идей "Вдохновение - 2016"


Прозвучало очень много интересных тем, углублённых, актуальных. Мы обязательно воплотим эти идеи в жизнь. Особую благодарность хочется высказать организаторам и руководителям этого проекта. Такая здесь приятная, радушная обстановка. Чувствуешь себя комфортно, как дома.

* * *
Идеи, которые здесь прозвучали, очень разноплановые, очень интересные, очень индивидуален каждый педагог, но все мы вместе объединены обычными глаголами: умеем, хотим, научим, расскажем, поможем, поддержим. Ведь педагог — это не только профессия, это смысл жизни, который укрепляется с каждым годом педагогической деятельности. Большое спасибо организаторам за то, что приняли самую большую команду на этой конференции из города Шуи. Низкий поклон.

* * *
Нас вдохновила идея декоративно-прикладного творчества в современном детском саду: мы и мыло варили, нам показали ткацкие станки, узнали о технике шерстяной живописи. Спасибо!

* * *
Фестиваль «Вдохновение» действительно вдохновляет, заряжает позитивом, идеями, желанием совершенствоваться.

* * *
У нас есть пожелание: напечатайте, пожалуйста сборник по итогам фестиваля и распространите его по области, а может быть и дальше.

* * *
Благодарны организаторам за возможность обмена опытом и желаем фестивалю расширять свою биографию, приглашать гостей и коллег из других областей.

* * *
Спасибо огромное за такие встречи, и, конечно же, надеемся ещё здесь побывать.

* * *
О том, что фестиваль оправданно назван «Вдохновением» говорит и то, что педагоги экспромтом, в стихах говорили о своих впечатлениях, как, например, Надежда Константиновна Макушина, учитель начальных классов Пустошенской основной школы:

Нас идей вдохновило множество.
Трудно выбрать из них лучшую.
Мы применим идею каждую,
Обретя в них изюминку нужную.
Педагоги, словно феи,
Раздавали свои трофеи.
Все идеи — применительны.
Все они — волшебное средство
Сделать ярким школьное детство

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

281