Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

28.10.2016 10:05 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 28.10.2016 г.

Ладная история или от "копейки" до XRAY

Автор: Е. Лакеев

В каждое последнее воскресенье октября в России отмечается «День автомобилиста». Это праздник всенародного признания заслуг транспортников в развитии нашей страны. Этот день объединяет всех автолюбителей, потому что машина в семье традиционно значит больше, чем просто средство передвижения. Автомобилю под силу стать и надежным другом, и семейной гордостью, и даже настоящей реликвией.

На нижегородской Всероссийской промышленно-художественной выставке в 1896 году был представлен первый русский автомобиль Фрезе и Яковлева, где он совершил свои демонстрационные поездки. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году. Первый серийный автомобиль «Руссо-Балт» выехал именно из его ворот в1909 году.
По правде сказать, сейчас не встретишь на дороге «Руссо-Балта», редок даже первый советский серийный автомобиль «Москвич» — 401, а вот разноцветные «Жигули» проезжают даже в нашем маленьком поселке каждую минуту.
Этот материал посвящен первой машине, которая снискала ошеломительную любовь у автомобилистов — «единичке», «копейке», ВАЗ -2101. Тот факт, что эту машину еще можно встретить на дорогах наравне с проезжающими иномарками и новенькими «ладами» говорит как минимум о ее надежности.
Полувековая история АвтоВАЗа началась в 1966 году, когда было принято Правительственное постановление о строительстве в небольшом приволжском городе Тольятти нового завода по производству малолитражных легковых автомобилей. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», впоследствии легендарного отечественного автомобиля. В октябре того же года в Москву был отправлен первый эшелон с новенькими автомобилями. Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «копейка» поступила в продажу». Для эксплуатации в условиях СССР в первую очередь был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм. Двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала, подвеску переработали и усилили. В отличии от «Жигулей», Fiat выпускали с задними дисковыми тормозами, которые на отечественных автомобилях решили заменить на барабанные, ведь они более стойкие к загрязнению и долговечные.

Классическое семейство «Жигулей» стало самым массовым в производстве и потреблении в нашей стране. Более 4 миллионов «копеек» было выпущено за все время производства.
И вот прошло 50 лет. Отечественный автопром восстанавливает былую популярность, предлагая широкий и доступный модельный ряд. Критерии безопасности изменились, дизайн шагнул вперед, одно осталось неизменным — наши дороги. Поэтому и к последнему самому новому «Икс-Рею» предъявляются все те же требования, что и полвека назад: хороший дорожный просвет и простая конструкция. В наше время простая конструкция обеспечивается популярной платформой, знакомой ремонтникам. «Икс-Рею» повезло — он родственник «логанов» и «дастеров». У них одна и та же платформа. На новую «Ладу» разве что повлияло только модное поветрие выглядеть как кроссовер.
Мы решили сравнить первый автомобиль Волжского завода и его последнюю новинку, изучив их историю и познакомившись с реальными обладателями-палешанами этих машин. И вот что из этого вышло.

Алексей Кузнецов (Палех),
обладатель ВАЗ-2101 (1977 год):

«Меня всегда привлекало ретро-движение в среде автомобилистов, и насмотревшись на такие авто в столице я загорелся идеей приобретения советской классики. Выбор стоял между «копейкой или «трешкой». У ВАЗ-2103 побогаче хром-пакет. Но в конце концов мой выбор пал на «единичку». Не спеша посмотрел около десятка машин, но все было «не то». Однажды попалось на глаза новое объявление, я сразу же позвонил и договорился о встрече. Показывать авто приехал сын хозяина, и вот он открывает одну половину ворот, и я вижу бледно-жёлтую заднюю правую часть автомобиля и моментально понимаю, вот та самая, которую я искал.
Вот что рассказал прежний владелец: автомобиль 1977 года, всю жизнь в одних руках, только летняя эксплуатация, родной пробег 82 тысячи, не битый. «Копейка» стояла без движения до моей покупки с 2010 года.
У меня есть вторая машина, японский седан. А «единичку» буду использовать только летом, как авто выходного дня, и постепенно буду дорабатывать под resto или retro стиль, пока не определился».

Название «Жигули»

В 1968 году был объявлен всесоюзный конкурс на название нового советского автомобиля. Среди 100 вариантов было выбрано лучшее - «Жигули». Народ предлагал назвать будущую «копейку» «Катюшей», «Соколом», «Атаманом», «Искрой», «Авророй», «Директивецем», «Мадонной», «Юностью», «Мечтой», «Весной». В 1973 году для экспортных «Жигулей» придумал лаконичное название Lada.

3 факта о «копейке»:

1. В качестве прототипов вазовского первенца рассматривались автомобили марок «Москвич», «Запорожец», Renault, Ford, Skoda и Peugeot.
2. Прообразом «единички» стал Fiat 124 — одна из самых удачных машин своего времени, признанная в Европе «автомобилем 1967 года».
3. Народную любовь первая модель «Жигулей» заслужила благодаря своей «неубиваемости». Согласно заводским испытаниям, неприхотливым автомобилям требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.

ВАЗ-2101
Седан
Мощн.: 64 л.с.
Объем дв.: 1,2 л
Макс. ск.: 140 км/ч
Привод: задний
Объем баг.: 325 л
Дорожный просвет: 170 мм.

По данным ГИБДД в Палехском районе 48 "копеек" (в том числе "универсалов") и всего один  "Икс-Рей"

Дмитрий Баранов (Палех),
владелец XRAY (2016 год):

«В машине в первую очередь привлек яркий дизайн, что для наших авто, можно сказать, редкость. Порадовало современное оснащение, различные датчики. По работе я проезжаю 60 км в день, все эти технические новинки хорошо помогают при вождении. Высокий клиренс дает неплохую проходимость и прекрасный обзор на трассе.
У меня большая семья, четверо детей. А это значит, что я задумываюсь о машине побольше, рассматриваю вариант с двумя автомобилями в семье. В XRAY маловато места. Ощутимо жесткая подвеска, да и расход не менее 8 литров на сотню, для современного автомобиля это не мало. Хотелось бы, чтобы АвтоВАЗ был более аккуратным в мелочах: декоративная отделка салона по-прежнему хромает».

Значение XRAY

XRAY - это аббревиатура, состоящая из «X» - как обозначение пересечения (англ. crossover, в значении типа кузова автомобиля),«R» от слова «Recreation» («отдых»), «A» от слова «Activity» («активность»), «Y» от слова «Your» («твой»), или «Young» («молодой»).

3 факта об «Икс-Рее»:

1. Над концептом автомобиля работала команда под руководством шеф-дизайнера АвтоВАЗа британца Стива Маттина. Маттин имеет прекрасную репутацию и хороший послужной список. Этот человек приложил руку к созданию в 1998-2010 г.г элегантных автомобилей Mercedes-Benz и Volvo.
2. Компактный кроссовер не только красивый, но и достаточно безопасный. XRAY набрал 4 звезды по рейтингу ARCAP — российского «доработанного» аналога Euro NCAP, обогнав соплатформенников «Дастера» и «Сандеро».
3. Базовая комплектация «Икс-Рея» богата на электронных помощников, есть все: ABS (антиблокировочная система тормозов), ESP (система курсовой устойчивости) HBA (система экстренного торможения), TCS (система контроля тяги), EBD (система распределения тормозных усилий).

Lada XREY
Кроссовер
Мощн.: 114 л.с.
Объем дв.: 1,6 л
Макс. ск.: 171 км/ч
Привод: передний
Объем баг.: 376 л
Дорожный просвет: 195 мм.

20000 автомобилей XRAY АвтоВАЗ планирует выпустить в 2016 году.

21530 штук - таково число «копеек», сделанных в 1970 году.

Всего с конвейера за все время производства сошло 4850000 ВАЗ-2101.

Повторит ли «Икс-Рей» успешную судьбу «единички»?

А что по деньгам?

«Копейки» в 1970 году стоили совсем не копейки. Ценник начинался с 5150 рублей за автомобиль. Это при средней зарплате по стране в 100 рублей. Переведя на наши деньги, ВАЗ-2101 стоил около 550-600 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью XRAY в базовой комплектации. За самый дешевый вариант новинки предлагают заплатить 569 тысяч рублей. Хорошо оснащенная максимальная комплектация обойдется покупателю почти на 200 тысяч дороже.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

144