Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

22.01.2021 10:59 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 22.01.2021 г.

Призвание – учить детей

Автор: М. Владимирова

17 января исполнилось 80 лет Галине Викторовне Соловьевой. В ее трудовой книжке только три записи: первая – Г.В. Базанова принята на работу 15 августа 1963 года учителем русского языка и литературы Сакулинской восьмилетней школы, вторая – назначена директором Сакулинской средней школы 1 сентября 1976 года, и третья – уволена по собственному желанию 30 июня 2008 года. Всего три записи в трудовой книжке, а сколько за этими словами стоит труда, воспоминаний, благодарностей бывших учеников и коллег по работе. Несмотря на возраст Галина Викторовна интересный собеседник, опытный педагог и хороший наставник. Корреспондент нашей газеты встретилась с юбиляром и попросила рассказать ее о своей жизни и о школе, которой она отдала большую часть своей жизни. Не удержались и поговорили о насущном в образовании.

После института

– Галина Викторовна, у вас в школе был замечательный музей, и вы составили родословную многих семей Сакулинского поселения. Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Ваши предки из Палехского района?

– Нет, мой дедушка по отцовской линии, Базанов Михаил Иванович родом из д. Глазово Владимирской губернии. Он женился на своей односельчанке Анастасии Даниловне, затем семья переехала в г. Иваново. В их семье было шесть детей, сыновья: Федор, Павел, Николай, Сергей, Виктор и дочь Елена. Мой отец Виктор родился 18.09.1913 года. Он и его брат Федор окончили Ивановский медицинский институт, они были врачами, Николай был инженером.

– Где работал ваш отец после окончания института?

– Первое время после окончания института он работал по направлению в Сибири, затем вернулся в Ивановскую область, с января 1940 года работал в Гавриловом Посаде. Женился на Анне Алексеевне Катковой, которая работала фельдшером в той же больнице, а 17 января 1941 года родилась я.

Война началась 22 июня, отец был призван в армию буквально на следующий день – 23 июня он в качестве военного врача уехал на фронт. 11 марта 1942 года он погиб недалеко от станции Погостье Ленинградской области, там и похоронен в одной из братских могил. Я отца, естественно, не помню, в нашей семье сохранились только очень добрые письма, которые он писал с фронта жене.

– Вы с мамой остались жить в Гавриловом Посаде?

– После того, как отца забрали на фронт, мама вместе со мной уехала в Шую к своим родителям. Дедушка, Катков Алексей Егорович, зарабатывал на жизнь тем, что ходил по деревням и подшивал решета или ремонтировал какую-то другую утварь. Купить новое решето было проблемой, а просеивать муку или что-то другое было необходимо. Деньги за ремонт давали редко, у людей просто не было денег, но люди расплачивались с дедом продуктами: мукой, яйцами, салом, так что в войну мы не голодали.

Мама во время войны работала медицинской сестрой в госпитале, затем старшей сестрой в инфекционном отделении больницы.

С 1948 по 1958 год я училась в средней школе г. Шуя. Затем поступила в Шуйский педагогический институт на историко-филологический факультет, окончила его в 1963 году и по распределению приехала в Сакулинскую школу.

Встреча с ветеранами

– Как складывалась ваша семейная жизнь?

– В 1965 году я вышла замуж за жителя д. Залесье Соловьева Юрия Викторовича, но семейная жизнь не сложилась и через 13 лет мы развелись. Зато у меня есть дочь Наталья, которая родилась в 1966 году.

– В начале заметки я написала, что в вашей трудовой книжке всего три записи, но это не совсем верно, так как там есть и другие страницы, на которых записаны ваши награды и поощрения. Так, значком «Отличник народного просвещения» за подписью министра просвещения вы награждены в 1982 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1986 г. награждены медалью «За трудовое отличие». На страницах вашей трудовой книжки отражены награждения многочисленными Почетными грамотами и Благодарностями Управления образования Ивановской области и администрации Палехского района. Значит, работа и обучение детей, являлось основной частью вашей жизни?

– Моя жизнь была отдана работе. У нас была хорошая школа и дружный, сплоченный коллектив. В то время в деревнях было много детей, в нашей средней школе число учащихся доходило до 165 человек. Мы вместе с учениками ходили в походы, с агитбригадами выходили на фермы. При школе работал интернат, где в течение недели жили дети из дальних деревень, была своя котельная.

– Галина Викторовна, а теперь несколько вопросов к вам, как к педагогу с большим стажем работы. В советское время в школах было введено трудовое обучение, которого в настоящее время нет. Каково ваше мнение: нужно ли в школах преподавать трудовое обучение?

– Я считаю, что было бы неплохо, если бы ученики кроме среднего образования получали в школах еще какую-то профессию. Девочки в нашей школе изучали домоводство и учились шить, это всегда могло пригодиться им в дальнейшей жизни, а некоторые из девочек даже выучились на трактористок. Ребята получали специальность тракториста, поэтому те, кто не хотел продолжать обучение, сразу после школы устраивались на работу.

– Как вы относитесь к повальной моде на репетиторство?

– Если ребенок хочет поступить в престижный вуз и чувствует, что ему не хватает каких-то знаний по определенному предмету, то он может воспользоваться помощью репетитора. Но считаю, что репетиторство вызвано тем, что некоторые учителя халтурно относятся к работе и не дают ученикам необходимых знаний на уроках. Конечно, у всех детей разные способности, но научить можно каждого ребенка, просто к каждому ученику надо найти свой подход. Одному ученику надо дать карточки, чтобы он в течение урока выполнил все задания, а сильных учеников, тех, кто быстро соображает и выполняет задания, надо больше теребить на уроке и больше с них спрашивать. Считаю, что в наших сельских школах, где в классе 5-10 человек, можно дать знания каждому ученику.

Также считаю, что в нашей стране школьники должны учиться по одним учебникам, чтобы у них не возникало проблем с дальнейшим обучением.

– Как вы относитесь к ЕГЭ?

– Я вообще против всех экзаменов в школе, некоторые дети очень переживают из-за экзаменов. Для них это лишний стресс. Пусть дети переходят из класса в класс с теми оценками, которые они получили в течение года.

– А как же вступительные экзамены в вузы? Ведь учителя, которые несколько лет учили ребенка и хорошо его знают, могут завышать ему оценки, с этими оценками он поступит. А кому-то другому, имеющему более глубокие знания, места в вузе не достанется.

– За время моей работы я поняла, что многие троечники – настоящие трудяги. И если такой троечник поступил в вуз по призванию, то пусть учится, из него получится хороший специалист. Было бы неплохо, если бы принимали учиться всех желающих, а в течение года те, кто не может освоить программу, отсеивались. Но это уже из области фантастики.

– В настоящее время большинство учителей преподают в школах свой предмет, но не посещают детей по месту жительства и не знают, в каких условиях живут дети. Вы считаете это правильным?

– Обучение детей – это главная задача педагога. Но как может учитель найти правильный подход к ребенку, если не знает его родителей, не знает, в каких условиях он живет. Все учителя нашей школы перед началом учебного года посещали своих учеников, в каких бы отдаленных деревнях те не жили. Посещали детей и в течение года, если чувствовали, что у ребенка не все в порядке в семье. Иногда пробирались в такие деревни, в которые даже машины не могли пройти. Шли по тракторным колеям и по дороге решали вопросы, как помочь тому или иному подростку.

– А теперь хотелось бы задать вопросы, как человеку, много лет проработавшему директором школы. Вероятно, нелегко приходилось особенно в трудные 90-е годы, когда учителя по несколько месяцев не получали зарплаты?

– Да, приходилось нелегко. Почти все учителя нашей школы имели подсобное хозяйство, но в те годы многие из учителей стали держать больше скотины, чтобы прокормить свою семью. А как можно хорошо подготовиться к урокам, если у тебя стало меньше свободного времени? Я считаю, что учителя должны иметь достойную заплату, чтобы у них была возможность посещать другие места, ходить в музеи и на концерты, а не только думать о том, как накормить детей. Но и это трудное время прошло. Никто из наших учителей не ушел из школы, за это им большое спасибо.

– А как было с финансированием школ?

– Когда существовал совхоз «Сакулинский», он нас поддерживал. Нам выделяли тес и краску для ремонта. Каждый год к началу учебного года мы ремонтировали школу. Впоследствии стало сложнее, приходилось просить деньги на ремонт, в то время я объездила все базы области, чтобы найти необходимые материалы. Были проблемы и с поставкой угля для отопления, наша котельная отапливала не только школу, но и интернат, клуб, гараж, мастерские, а обеспечивать котельную углем была наша задача. Кроме того, иногда кочегары уходили в запой, тогда учителям самим приходилось топить котельную.

– Совхоза «Сакулинский» не стало, не стало и работы для местных жителей. Сакулинская школа была замечательной с доброжелательным и чутким педагогическим коллективом, но в ней становилось все меньше детей, и она была реорганизована, то есть ее не стало. Но не хотелось бы заканчивать интервью на этой грустной нотке.

– В наших школах по-прежнему трудится много высокопрофессиональных директоров и любящих свое дело учителей. И что бы ни происходило в стране, они вместе с родителями учеников сделают все, чтобы дать детям полноценное образование.

– Галина Викторовна, все окна в ваших комнатах уставлены цветами, даже ананас растет и постепенно вызревает. Чем вы еще занимаетесь, кто вам помогает?

– Сейчас зима, поэтому можно полюбоваться только комнатными цветами, в летнее время у меня разбиты цветники и вокруг дома. Овощей я почти не сажаю, ими снабжает меня дочь, которая живет практически рядом со мной, в соседнем доме. Она приносит мне дрова и воду, заботится обо мне, хотя большинство дел я стараюсь делать сама. Я счастлива, что у меня крепкий тыл: все хозяйственные проблемы решает мой зять Андрей. Он заботлив, внимателен не только по отношению к своей семье. Я благодарна ему за его человечность, отзывчивость, доброту. Желаю всем моим близким крепкого здоровья.

Моя внучка Ирина живет и работает в Иванове. Ее сыну Ване пять лет, мой правнук очень интересный человек, любит играть, особенно в машинки, и я с удовольствием играю вместе с ним, когда он приезжает.

Так что моя жизнь сложилась хорошо, говорят, что я общительный человек, меня часто навещают друзья, с ними мне интересно.

Мы благодарим Галину Викторовну за интервью. С огромным уважением поздравляем ее с юбилеем. Но просим не смотреть назад, а только вперед, туда, где жизнь ставит новые задачи, и ваш бесценный опыт так необходим. Желаем вам улыбаться новому дню и думать всегда только о хорошем. Пусть радость и здоровье не покидают вас. А оптимизм и желание жить не иссякают еще много-много лет.

Добрым словом

В.В. Нагарев:

– В Сакулинской средней школе я учился два года в 9 и 10 классе, у нас была замечательная учительница литературы Г.В. Соловьева, она не только учила нас своему предмету, но и помогла составить родословную нашей семьи.

* * *

Л. Крикова (Китаева):

– Я училась у Галины Викторовны в 7 и 8 классе, в то время она только что приехала в Сакулино после окончания института. Я запомнила ее, как хорошего педагога и доброго отзывчивого человека.

* * *

Т.В. Удальцова (Смирнова):

– В нашем классе Галина Викторовна преподавала историю, нам нравились ее уроки. Благодаря этим урокам, мы знали не только историю всей страны, но и историю нашей малой родины. По ее заданию мы составляли карты нашей местности, беседовали с пожилыми людьми, составляли родословную семей. Все эти материалы первоначально собирались в доме Галины Викторовны, впоследствии в школе был создан краеведческий музей и все собранные нами материалы разместились в нем. Инициатором создания школьного музея тоже была Г.В. Соловьева.

Когда я вернулась в родную школу в качестве учителя, Галина Викторовна постоянно помогала мне. Она помогала всем молодым и неопытным учителям, относилась к нам как родная мать. Она поддерживала любое творческое начинание, помогала воплощать в жизнь все новое, оказывала методическую помощь. Она эрудированный педагог, энтузиаст своего дела, организатор и воспитатель.

Особое внимание она уделяла деятельности педагогов по выяснению причин и устранению пробелов в знаниях учащихся, организации повторения, самостоятельной работе на уроках. В результате этой целенаправленной работы в течение многих лет в школе не было отсева учеников и правонарушений несовершеннолетних. Благодаря Галине Викторовне многие наши школьники стали настоящими людьми, профессионалами своего дела.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32