Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

24.04.2020 10:34 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 24.04.2020 г.

Учатся все: и дети, и родители, и учителя

Автор: Т. Шаркович

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, начиная с марта текущего года, многие школы России стали переходить на дистанционное обучение. Не стали исключением и образовательные учреждения Палехского района, перешедшие с 6 апреля на дистанционные формы обучения. Как ведется дистанционное обучение? Готовы ли школы района к «новой» форме работы? Есть ли условия у семей учащихся для такого обучения? Давайте разбираться вместе.

С 6 апреля в школах Палехского района началась последняя учебная четверть. Министерством просвещения РФ, Департаментом образования Ивановской области школам было рекомендовано перевести детей на дистанционные формы обучения. Руководители и педагоги учреждений к этому времени подготовились к организации процесса обучения в удаленном формате. Отделом образования администрации Палехского муниципального района во все подведомственные образовательные учреждения были направлены методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Ивановской области.

В школах были внесены изменения в программу обучения, разработаны локальные акты. С 30 марта по 5 апреля в общеобразовательных учреждениях были объявлены каникулы. В это время были проведены мониторинги готовности учреждений к работе в новых условиях, педагоги разрабатывали планы работы с детьми, подбирали новые инструменты работы. Задача каждого педагога состояла в том, чтобы установить контакт с детьми в соответствии с расписанием, дать им задание для самообразования и установить возможность обратной связи для того, чтобы корректировать образовательную траекторию обучающихся.

Мониторинг показал, что школы района готовы к организации дистанционного обучения, но имеются проблемы, связанные с техническим оснащением домашних рабочих мест и учителей, и учеников. Онлайн-уроки пока смогли организовать только учителя Палехской средней школы. В остальных школах используется электронное обучение. Отличие в том, что при использовании дистанционных технологий учитель и ученик видят друг друга, общаются так же, как на обычном уроке. При электронном обучении учащийся использует материал на электронном ресурсе (сайт, портал и т.д.), выполняет задания и пересылает выполненную работу учителю на проверку.

В своей работе педагоги используют платформы: «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Портал дистанционного обучения школьников Ивановской области», «Инфоурок», «Onlin Test Pad» по всем предметам, включая ИЗО, музыку, физкультуру, технологию, второй иностранный язык, родной язык, родную литературу. Взаимодействие с учениками осуществляется с помощью электронной почты, электронного дневника, мессенджеров и других дистанционных способов передачи информации. В каждом классе по предметам, которые дети выбрали для ЕГЭ и ОГЭ, созданы группы в социальной сети «ВКонтакте», где проходит консультирование детей по заданиям. Для ребят также организовано онлайн-тестирование. Есть программы индивидуальной подготовки к ЕГЭ.

Работа обучающихся оценивается в соответствии с документом, который есть в каждой школе – «Положение о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения». С документом можно ознакомиться на официальных сайтах школ.

Дополнительное образование, воспитательная работа, работа с родителями, методическая работа в школах и ЦВР осуществляются также дистанционно. Несмотря на новые учебные условия, дети принимают активное участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях.

Переход на обучение в домашних условиях – это вызов сегодняшнего дня, это временная и вынужденная мера, направленная на то, чтобы учебный процесс не останавливался.

Дистанционные технологии, которые некоторые педагоги использовали факультативно как дополнительный образовательный ресурс, становятся сегодня главным средством взаимодействия обучающегося с педагогическим работником, позволяющим без непосредственного участия учителя самостоятельно организовать образовательный процесс. Но без проб и ошибок при внедрении новых технологий, увы, невозможно.

Стремительное внедрение дистанционных форм обучения выявило ряд плюсов и минусов как технического, так и человеческого ресурсов. На сегодняшний день в образовательный процесс, так или иначе, включены три стороны – это педагоги, ученики и их родители. Стоит отметить, что каждой из этих сторон приходится непросто.

Одной из сложностей в первые же дни начала дистанционного обучения стала проблема перегруженности образовательных ресурсов в связи с массовым наплывом педагогов и школьников не только из Ивановской области, но и со всей страны. Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый педагог выбрал наиболее оптимальную платформу для преподавания своей дисциплины с учетом возможностей школьников, что позволило «разгрузить» часть ресурсов.

Учащиеся оказались в ситуации, когда контроля со стороны школы стало меньше, но, в то же время, они вынуждены больше времени уделять самообразованию и самоорганизации. Не у всех семей в распоряжении есть компьютер или ноутбук, у некоторых нет возможности выйти в интернет даже с телефона. В сложной ситуации оказались и многодетные семьи, где несколько учащихся проходят обучение по одному гаджету. Не говоря уже о том, что многие просто не пользовались ни социальными сетями, ни различными мессенджерами до текущего момента, а сейчас каждый педагог ведет урок на своей платформе и в каждой из них нужно разобраться.

В особенно напряженной ситуации оказались учащиеся 9 и 11 классов, которых впереди ожидает неизменная сдача ОГЭ и ЕГЭ. Все задаются вопросом – когда же будут экзамены? На сегодняшний день ясно одно, девятиклассники будут сдавать только обязательные предметы – русский язык и математику в период с 8 июня по 31 июля, точные даты проведения которых, станут известны позднее. Решение по экзаменам для 11-х классов в профильном министерстве будет принято отдельно.

Своими первыми впечатлениями о дистанционном обучении поделился учащийся 11-го класса Палехской средней школы, который пожелал остаться неизвестным: «Мне больше нравится очная форма обучения, потому что в школе учителя преподносят материал в понятной для тебя форме, а дистанционную форму, я считаю очень сложной, поскольку необходимо много времени уделять изучению параграфов учебников, Интернета, другой учебной литературы по заданным темам, чтобы понять, что от тебя хотят. А так как материал в 11 классе изучаем сложный, предметы стало понимать труднее.

В связи с такой формой обучения изменился и мой распорядок дня: встаю я теперь намного позже, соответственно и ложусь позже. На решение домашних работ я отвожу, примерно, 4 часа, а большую часть времени я уделяю подготовке к ЕГЭ. В основном готовлюсь сам – смотрю вебинары по предметам, которые я буду сдавать, выполняю задания. Мои работы проверяются преподавателем, затем я смотрю на свои результаты и делаю соответствующие выводы. Еще раз прохожу тот материал, который когда-либо пропустил, либо плохо усвоил».

Сложившаяся ситуация стрессовая как для детей, так и для родителей, многие из которых продолжают работать в обычном режиме, кто-то переведен на удаленную форму работы, но несмотря ни на какие факторы помощь в процессе обучения легла и на их плечи. Им досталась роль как помощника в технических вопросах, таких как зайти на сайт, отправить фотоотчет с домашним заданием на проверку учителю, так и педагогическая – разъяснить ребенку материал, который он недопонял в ходе видеоурока или самостоятельного изучения учебной литературы, помочь разобраться в домашнем задании, вспомнив школьную программу. И все это не считая домашних дел и работы.

Учителям тоже непросто. Дистанционное обучение не отменило текущих отчетов. Стало сложнее проверять домашние задания учеников, присланные в фотографиях, почти ежедневно необходимо направлять всем участникам образовательного процесса задания, доносить необходимую информацию до ребят, не имеющих возможности выхода в Интернет, консультировать выпускников в рамках подготовки к экзаменам, отвечать на естественно возникающие и у детей, и у их родителей вопросы. Сложность появилась и в отсутствии возможности проверки уровня усвоения знаний у детей, ведь проследить за «честностью» выполнения домашних работ не представляется возможным. А также ежедневно нужно подготовить доступный к изучению материал для размещения его на электронных ресурсах или проведения онлайн-уроков, которые по длительности сейчас сокращены, а это тоже небыстрый и трудоемкий процесс. И так, практически, каждый день.

За плечами уже три недели дистанционного обучения. Все участники процесса начинают подстраиваться под существующую сегодня модель образования, приспосабливаться к тем техническим возможностям, которые есть, при этом прилагая все усилия, чтобы облегчить и усовершенствовать образовательный процесс. Возможно, последствия сегодняшней самоизоляции в дальнейшем помогут школам нашего района в обновлении материально-технических баз, программных обеспечений, и, конечно же, станут дополнительным рывком в саморазвитии всех непосредственных участников образовательного процесса!

От первого лица

Многодетная мама:

«У нас в семье один ноутбук и Интернет работает посредством usb-модема. Дома у нас два школьника разного возраста и еще один студент училища. Так что технически выкручиваемся, как можем. Учеба у школьников идет полным ходом, причем одновременно, потому что русский язык и математику у них ведут разные учителя. Поэтому зачастую старший школьник сидит и занимается со своего телефона. А у студента помимо профессиональной подготовки, еще очень много уроков и по школьным предметам. И он ждет своей очереди на ноутбук, чтобы сделать их.

При этом с младшим приходится полностью все делать. Объяснять и разъяснять новые темы по всем предметам. То есть все уроки делает только со мной. Очень сложно объяснить ребенку то, что сама мало понимаешь. Особенно английский язык и информатику. Видео уроки, которые некоторые учителя отправляют детям, тоже мало что объясняют. Старшего только контролирую, чтобы вовремя сдавал домашнюю работу.

А после обеда уже идет самоподготовка по устным предметам, выполнение домашней работы по русскому языку и математике. Плюсом мы дистанционно учимся в музыкальной и художественной школах. Дети загружены по полной программе.

И еще очень неудобно отправлять выполненные домашние задания в личных сообщениях учителям, так как некоторых приходится искать в Вайбере. Есть, конечно, учителя, которые создали свои беседы, группы или сайты, где собрали своих учеников и их родителей – это удобнее.

Только все равно это не учеба, а мучение и для учеников, и для родителей, и для учителей. У меня младший ребенок впервые сказал, что лучше в школу ходить, чем дома учиться.

Организовать, заставить, посадить учиться очень сложно. Дом расслабляет, а школа дисциплинирует».

* * *

Учитель начальных классов:

«Я работаю со своим классом на интерактивной образовательной онлайн- платформе «Учи.ru». На ней есть возможность посмотреть видео-уроки и выполнять различные задания по карточкам, например, по русскому языку, математике, окружающему миру и другим предметам. Правда работа с этим источником бывает нестабильной из-за большой загруженности портала посетителями.

Новый материал, который мы изучаем, всегда подкрепляется видео-разъяснениями. Стараюсь подбирать уроки, где в доступной для ребят форме идет объяснение предметов, но приходится задействовать и другие источники кроме платформы «Учи.ru». В рамках дистанционного обучения продолжаем изучать не только основные предметы, но и рисование, и технологию, и музыку, и физкультуру в доступных на сегодняшний день формах.

Безусловно, не у всех учащихся в моем классе есть возможность выхода в Интернет. С такими ребятами работаем индивидуально – чаще общаемся по телефону с ними и с их родителями. Говорю, что задано по предметам, обсуждаем, как мне в дальнейшем проверить домашнее задание. Возможности у всех разные – поэтому и подход ко всем персональный. Но в учебный процесс вовлечены все ребята. Бывает, что при выполнении домашних работ некоторым ученикам дополнительно требуется помощь родителей в разъяснении недопонятых правил и понятий, и мы с родителями созваниваемся и обсуждаем, как объяснить тот или иной материал ребенку правильнее и понятнее. Спасибо родителям за понимание и терпение!

Один из больших минусов дистанционного обучения – это отсутствие «живого» общения. И я уже соскучилась по своим ученикам, и они по мне, и друг по другу. Надеемся, что скоро вернемся в наш обычный школьный распорядок».

* * *

Учитель математики:

«Дистанционную форму обучения считаю не совсем приемлемой формой из-за ее несовершенности. Во-первых, интернет-платформы, нацеленные на организацию и ведение учебного процесса, во многих важных моментах недоработаны, но, главное, они не предусмотрены для одновременного использования большим количеством людей, что приводит к сбою в их работе и учителям приходится искать и придумывать новые методы дистанционного обучения. Во-вторых, это нехватка технической оснащенности детей, что также усложняет понимание материала. В-третьих, это отсутствие необходимых технических возможностей у самих педагогов. Я, например, решил купить графический планшет для проведения уроков, так как выводить буквы и цифры на экране мышкой достаточно проблематично. Также стало сложнее проверять индивидуальное усвоение материала у учащихся, ведь в силу дистанционного формата обучения у них есть возможность списать решение домашних работ из Интернета. Некоторые дети долго не сдают домашние задания и повлиять на них сложно. Есть ученики, которые добросовестно относятся к заданиям, которые я даю, и пересылают мне решенные домашние через социальные сети и электронную почту в срок. Но и здесь есть свои сложности – для проверки работ школьники высылают фотографии страниц тетрадей с решенными заданиями, и фотографии бывают не очень хорошего качества, что усложняет и так долгий процесс проверки, в котором трудно выразить свое отношение к работе, так как нет возможности на фото выделить красной пастой ошибки и недочеты».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

88