Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

04.10.2019 10:03 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 04.10.2019 г.

Учитель. Кто работает, тот поймет

Автор: А. Разумовская

Ежегодно мы знакомим наших читателей с новыми педагогами нашего района. Последнее время нередко это молодые учителя (что не может не радовать). Изучив сайт Палехской школы, мы отметили, что коллектив полон молодых специалистов, и многие из них ее выпускники. Сегодня трудовой педагогический штат школы небывало богат мужчинами: они преподают математику, физику, ОБЖ, физкультуру, историю, обществознание, русский язык и технологию. Один из них и станет героем сегодняшней публикации. Знакомьтесь, учитель математики Павел Владимирович Смирнов.

О коллективе школы

– В этом году в нашу школу пришли работать новые педагоги. Кто-то из них – только начинает педагогическую деятельность, кто-то успел немного поработать в других школах. Мы рады, что среди пришедших молодые люди. Посвящая их в учителя школы на августовском педсовете, учителя – ветераны выразили надежду, что они будут верны учительской профессии и школе. Особенно приятно, что среди тех, кто решил работать учителем наши выпускники. Настроение у всех молодых специалистов на творческую работу. Они откликаются на просьбы администрации, активно помогают при решении разных вопросов. Мы в свою очередь готовы поддержать их. Хочется пожелать им творческих успехов.

Г. Фомина, директор Палехской средней школы.

– Павел Владимирович, расскажите о себе?

– Ну, я родился и вырос в Палехе. Закончил в 2009 году 11 класс и поступил в Шуйский педагогический университет. Там успешно отучился 8 лет (5 лет на специалиста и 3 года аспирантуры). Во время обучения в аспирантуре начал работать в школе № 8 города Шуя. Там потребовался срочно учитель информатики, вот меня через научного руководителя и попросили. А там затянуло. Поработал сначала учителем информатики, потом математики и информатики, потом учителем физики и математики. Там же защитил первую категорию. Плюс в рамках обучения в аспирантуре была педагогическая практика в университете.

Отработал четыре года и решил вернуться в Палех.

– Что заставило вернуться в родные пенаты?

– Просто захотели. Мы с женой. Она тоже отсюда родом. Там в Шуе не было ощущения дома, все напрягало. Здесь такого нет. Здесь все своё, родное. Да и к родителям захотелось поближе.

– Когда к Вам пришло осознание того, что Вы хотите стать педагогом и почему именно математика?

– Осознание пришло в июле-августе 2009 года (собственно, когда шла приёмная комиссия в университетах). Передо мной стал выбор, куда дальше (приблизительный план в школе был, экзамены выбирал соответственно, но точно еще не знал куда пойду). Конкретно выбирал из ИвГУ, ИГСХА и ШГПУ. Ну и заклинило в какой-то момент, что хочу поступить в Шую, и точка. Многие меня тогда не поняли, мама пыталась даже отговорить, но я стоял на своём твёрдо. Даже документы больше никуда не подавал. Поначалу даже не задумывался о работе в школе, шел за высшим образованием. Но постепенно проникся, втянулся, и понравилось. Есть в этом что-то свое.

– Профессия учитель – не самый легкий путь. Когда прочувствовали всю тяжесть свалившегося бремени? Сегодня Вы можете сказать, что учительство – это ваше призвание?

– Да, быть учителем тяжело, особенно в наше время. Раньше учитель имел особый статус, почет и уважение. Сейчас часто бывает наоборот. Но ведь простых работ не бывает! Везде нужно работать. И везде свои сложности. Всю тяжесть? Всю тяжесть ощутил, когда в середине учебного года вышел на нагрузку в 30 часов (кто работает, поймет) без опыта и особого представления о том, куда я попал. Первые пару недель был в конкретном шоке. На счет призвания ответить затрудняюсь.

– Кто в свое время помог Вам проникнуться предметом?

– Ну, математика всегда мне была интересна. Шла легко, затруднения бывали, но связанные с пропусками занятий по болезни. Выделить строго одного, двух человек не могу. Тут много было людей, и каждый оставил свой след. Но особо стоит отметить моих школьных учителей Валентину Леонидовну Абросимову и Татьяну Сергеевну Гусеву. Вот, как помню, они уроки вели, так и сейчас веду, немного изменив на современный лад. Педагогическую практику проходил тоже в Палехской школе, наставником была (и сейчас остается) Ирина Валентиновна Войнова. Она помогла моему становлению как специалиста. Стоит отметить регулярные дельные советы от Ирины Анатольевны Карповой. Причем советы и в рамках методики преподавания математики, и просто, жизненные. Всем этим людям отдельное спасибо!

– Может, есть в памяти, особо запоминающиеся моменты?

– Ну как же, помню. Очень хорошо помню. И «хорьков с угорьками» от Татьяны Сергеевны, и решение по четыре варианта контрольной в 11 классе. Помню, как с Андреем Брезгиным (выпускник палехской школы, учился вместе с Павлом с 1 класса школы до 3 курса аспирантуры, сейчас трудится по профессии в школе № 11 г. Шуи (А.Р.)) соревновались, кто быстрее решит план урока. Вообще, у меня очень много светлых воспоминаний о школе.

– Кто преподавал у Вас математику в школе? Ваши учителя являются для Вас примером? Как это отображается на вашей практике сегодня?

– В начальной школе нашей учительницей была Нина Николаевна Хренова. Вот она вложилась в нас по полной. Огромная благодарность ей и низкий поклон. Тут, конечно, не только математика, да и не только учебные предметы. Она нас воспитала по-особому. Строго, наказывая и ругая, но при этом любя. Дальше нас приняла как математик Татьяна Сергеевна Гусева. Её мастерство как учителя не передать словами, надо было видеть, как она вела урок. Многие её ругали, а я хвалю. Её стиль и методы использую сейчас очень часто в своей практике. Дальше в 10-11 классах мы попали под руководство Валентины Леонидовны Абросимовой. Она была ещё и классным руководителем. От нее тоже много взял как учитель. Она всегда улыбалась, всегда. Даже, когда сильно напакостим, все равно улыбалась.

О моем учителе

– Павел Владимирович – клёвый, но бывает и строгий. Честно, переходя в 5 класс, больше всего боялась математики, думала это будет очень сложно, но Павел Владимирович объясняет очень хорошо и все понятно, а иногда бывает даже весело. Так что математики я больше не боюсь.

В. Иванова, ученица 5 кл.

– Ваше мнение: образование сегодняшнего дня и 15 -20 летней давности – это одна система? Что-то нужно менять в школьном образовании сегодня?

– 10-15 лет назад я был мал и глуп. Но изменения есть, много нового, современного внесено в современный урок. Многое поменяли вовсе. Что-то остается неизменным. Менять нужно. Но не в законодательстве или в самой школе, а в управлении образования, причем на самых высоких уровнях. Ну и, конечно, социальный статус учителя нужно поднимать, а тут без поддержки государства никак.

– Математика может быть веселой? Каждый ли способен понять математику?

– Математика может быть веселой, интересной. Просто её нужно привязать к соответствующему контексту. Все зависит от ситуации, на которую применяется конкретное математическое правило. Тут уж, кто во что горазд. Математику способны понять все (я про школьный курс). Но не каждый её может принять. Есть стереотип, что математика – сложная наука. Это не так. Я всегда говорю, что математика – это «страшная» наука. Не надо бояться математики. Не надо ее отвергать. Она может многое вам дать в жизни.

– По какому сценарию проходит Ваш рабочий день?

– Сценария нет. Есть расписание, планы уроков, кружков. Есть журналы и отчеты. Есть индивидуальные занятия и совещания. Но расписание может поменяться, план можно изменить, если есть необходимость. Поэтому жесткого сценария нет. Ну, разве только, что на работу прихожу в 8:00.

– Как Вам удается совмещать учительскую работу и семейный быт, есть какая-то математическая формула? Поделитесь.

– Есть формула. Она не математическая. И применима ко всем учителям. Да и не только к учителям. Звучит она так: «Оставляй работу на работе!». И только так. Живу по этому принципу. Все необходимые дела по работе делаю только на работе. Никаких тетрадей и тестов проверять домой, никаких отчетов дома. Все на рабочем месте. Конечно, иногда приходится брать работу на дом, но это бывает крайне редко.

– Вы – строгий учитель? В ходе учебного процесса случались конфликтные истории? В университете учат быть готовым к ним?

– Я учитель. Я не строгий и не добрый. Я – зеркало отношения детей ко мне. Если меня слушают, уважают мой труд, работают и выполняют требования, то я добрый, уступчивый, иду на компромисс. Если же меня ни во что не ставят, то и я могу начать «вредничать». Конфликтов здесь в Палехе пока не было. В Шуе – бывало. Пару раз на меня даже писали жалобы в Департамент образования, но все они были необоснованными. Университет к такому не готовит. По крайне мере, я не заметил этого. Зато готовит хороший директор. В свое время, мне директор 8-ой школы города Шуя дал ряд замечательных рекомендаций, как вести себя в различных ситуациях. Помогает.

– Сейчас повсеместно твердят о том, что рейтинг педагога значительно скакнул вверх, и для специалистов создаются более комфортные условия. Вы согласны с этим?

– Все эти статистики, рейтинги, мнения экспертов – полная ерунда. Я, понятия не имею, где и на каких специалистах, в каких школах и в каких регионах проводят исследования. На мой взгляд, социальный рейтинг учителя катится по наклонной вниз. Посмотрите соцсети, статьи на интернет-сайтах. Там явно, не скрываясь, опускают учителей ниже некуда. А отношение властей некоторых регионов к учителям? Мы всем только должны, но абсолютно бесправны. Условия же создаются, только если конкретными директорами, реже муниципальными органами управления образованием.

– В цене ли сейчас молодые специалисты-педагоги?

– В нашем регионе про математиков и физиков могу сказать однозначное да. В цене, так как их крайне мало. Про остальных не буду говорить, не владею информацией.

– Как встретила Вас Палехская школа?

– С человеческой точки зрения, наверно, как своего. Основная масса учителей преподавала в моём классе. Все меня знают. Человек я для них не новый. С точки зрения профессиональной, тут приняли с доверием к моему уже имеющемуся опыту. Дали необходимые рекомендации, ответили на все вопросы. Помогли, где была необходимость.

– Между преподавателями существует конкуренция?

– Здесь, в Палехе, скорее всего, нет. В городе бывает. Но, опять же, не среди математиков. Нас мало. В Шуе всегда 1-2 вакансии в городе были открытыми.

– Есть у Вас любимый афоризм, анекдот, высказывание на школьную, педагогическую тему? Приведите пример.

– Есть парочка.

«Проблемы в личной жизни? Иди работать в школу! Нет личной жизни – нет проблем». (Автора не знаю, встретил на просторах интернета, зацепило).

И ещё: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов).

– Спасибо, Павел Владимирович, за содержательную, интересную беседу. Поздравляем Вас с наступающим профессиональным праздником.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

365