Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.07.2018 13:04 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 20.07.2018 г.

Покорение Монголии: из Палеха на родину Чингисхана

Автор: Е. Лакеев

Завершился очередной пробег палехских мотопутешественников. Самое время рассказать, каково это – пройти на мотоциклах от Алтая к Байкалу через бескрайние монгольские степи. О необычном мотопробеге, который скорее следует назвать экспедицией, мы поговорили с одним из палехских «богатырей», решивших пройти тропами монгольских кочевников, предпринимателем Юрием Федоровым. Частый гость нашей рубрики «Увлечённые», он уже в третий раз рассказывает про новые земли, увиденные за рулем мотоцикла. Итак, Алтай, Монголия и Байкал глазами палешан.

Забраться дальше, чем Гарик Сукачев, помог старый прицеп

Идея посетить Алтай возникла у путешественников под впечатлением от увиденного документального фильма, снятого Гариком Сукачевым. Известный рок-музыкант в 2017 году проехал по самым живописным алтайским местам (вплоть до Монголии) на американском мотоцикле Harley Davidson. Все, что он встретил на своем пути, попало в авторский фильм о Горном Алтае. Сукачев также сочинил и записал в Лондоне песню «Chuya Highway», в которой воспел Чуйский тракт (автомагистраль длиною в 962 км – прим. ред.).

Никто из будущей группы мотопутешественников ранее на Алтае не был, и поэтому первоначальный вариант путешествия предполагал повторение пути Гарика Сукачева. Однако позднее палешанам прогулка по асфальтированному хай-вею показалась… скучноватой. Было принято решение посетить Алтай, пересечь границу с Монголией, проехать по родине Чингисхана и вернуться в Россию в районе озера Байкал.

Кроме известного нашим читателям Юрия Федорова, в Палехе живет довольно много любителей мотопутешествий на дальние расстояния. В пору говорить о палехской традиции мототуризма! В команду покорителей Монголии вошли: Юрий Федоров и Олег Шуркус с сыновьями, Валерий Чубчик и Виктор Смирнов. Самому младшему участнику мотопробега было 17 лет, самому старшему – 56. Позднее к палешанам присоединились два священника из Казанской епархии. Юрий признался:

– Наши друзья из Казани воодушевляли нас в этом нелегком пути. Будучи в Монголии мы шутили: «Большой белый шаман пришел».

Для того, чтобы пройти 2700 км за две недели нужно было хорошо подготовиться. Роль низкорослых, но выносливых ордынских лошадок, без которых в степи не выжить была отдана специальным мотоциклам. Большая часть группы выбрала легендарную японскую модель мотоцикла класса эндуро – Honda XR 250. Эти легкие мотоциклы специально были разработаны для путешествий вне дорог.

Также группа взяла с собой так называемую «техничку» – советскую «Ниву», подготовленную к экспедиции: с хорошей подвеской, резиной, дифференциалами. Необходимо было везти с собой много вещей: запасы бензина, воды, палатки, запчасти…

Началось путешествие с отправления грузовика (в котором находились мотоциклы и «Нива») в Горно-Алтайск. Сами мотоциклисты вылетели в Новосибирск, затем добрались трансфером до Горно-Алтайска. Выгрузив всю технику, отправили грузовик на Байкал. Много позже, по достижении палешанами озера, как финальной точки путешествия, они вылетели домой самолетом, доверив всю технику грузовику, который до сих пор возвращается (на момент беседы – прим. ред.). У мотоциклов класса эндуро крайне низкая скорость по трассе, возвращение длинною в 3000 км было бы мучительно длинным.

Первый сюрприз в путешествии подкинула «Нива». Когда путешественники погрузили на нее весь свой скарб и попытались тронуться – оказалось, что центр тяжести, переместившийся на багажник, стал заметно «расшатывать» машину при движении. Было принято оперативное решение найти прицеп. Команда выкупила старый советский прицеп, который буквально спас экспедицию, и оказался в последствие надежным другом палешан.

Участник экспедиции Юрий Федоров:

– Передвижение происходило интересным образом. Поскольку мотоциклы шли быстрее, «Нива» постоянно отставала. На развилках мы останавливались и ждали её. Выглядело это так: группа мотоциклистов тормозит, все как один падают на монгольскую землю и лежат. Приезжает «Нива» – группа седлает свой транспорт и мчится дальше. Два часа едет – опять падает и ждет. И так – целый день!

Алтайский край

Красочный Алтай для путешественников стал преддверием дикой Монголии. Большие синие полноводные реки и озера, места, из которых ты еще не уехал, но уже обещаешь сюда вернуться. Поражает многообразие климатических зон. Полупустыня, леса, степи, озера, реки, водопады, высокогорные альпийские луга, источники, перепады высот. Алтай, по словам Юрия Федорова, – это цветущий, бурлящий и очень красивый край!

В Телецкое озеро, расположенное неподалеку от Горно-Алтайска, впадает порядка 300 рек, а вытекает одна. Протяженность водоема составляет около 80 км. Палешане решили отказаться от близкой и проторенной туристами дороги, и использовав возможности мотоциклов, выехали к озеру с севера.

Из 1000 км пройденных группой по Алтаю, треть составляли асфальтированные. Все остальное – это маршруты вне дорог, со взятием перевалов, со сложными спусками в многочисленные алтайские долины.

На Алтае есть раскрученные туристические маршруты, но помимо цивилизованного туризма Алтай – это еще и «мекка» для любителей экстремального туризма. Там можно встретить водный туризм, конный туризм, пеший туризм, альпинизм. Команда палешан в один из дней, проведенных на Алтае, также соблазнилась и, покинув мотоциклетные седла, решила пройти несколько речных порогов на рафте (сплав по горной реке – прим. ред.). Прочувствовать, как «съезженная» команда пересаживается на другое средство и не теряет внутренней сплоченности – важно и интересно. Инструктор поразился тому, насколько организованными оказались палешане в ходе 1,5 часового сплава.

Алтайцы оставили о себе впечатление дружелюбных, отзывчивых и гостеприимных людей. Среди них – много русских. В свое время Алтай наводнили староверы, и до сегодняшнего дня по алтайским просторам раскидано множество староверческих поселений. Но в основном все алтайцы – православные, палешане встречали в дороге много храмов.

Приближаясь к «экватору» экспедиции, путешественники стали потихоньку покидать алтайский участок Чуйского тракта – одной из дорог древнего Шелкового пути, связующего когда-то Европу с Китаем. Последний раз развитие этих приграничных с Монголией территорий происходило в 40-е, когда советское правительство строило здесь систему лагерей ГУЛАГ.

Участник экспедиции Олег Шуркус (запись в социальной сети «Фейсбук»):

– Два последних дня провели в «затерянном мире» Чулымшанской долины (республика Алтай – прим. ред.). До 1989 года, когда туда была пробита дорога через перевал Кату-Ярык, сообщение с миром было только водным путем через Телецкое озеро. Да и теперь не каждый водитель решится воспользоваться этой дорогой. Едем дальше.

Чай с солью и чумовой байбак

Первое, что поразило в Монголии – это… чума. Экспедиция наивно полагала, что чума – пережиток прошлого. Когда палешане въехали в Великую степь, их встретили огромные билборды, предупреждающие о природных вспышках чумы.

Как появилась возможность, про чуму спросили у местных. Один из монголов рассказал, что недавно его друг съел больного байбака (степного сурка) и умер. Несмотря на то, что у монголов много разной мясной живности в хозяйстве, они не могут устоят перед поедание байбаков. В их гастрономической культуре – это деликатес. Умереть в 21 веке от чумы, съев сурка! Это Монголия.

Монгольская кухня очень сытная, едоки обычно не получают какого-то эстетического удовольствия от пищи. Все рассчитано на то, чтобы человек надолго насытился. Столько видов различных домашних животных Юрий Федоров не видел нигде прежде. Овцы, козы, яки, коровы, кони. И все это попадает на обеденный стол (который, правда, у монголов не встретишь в юрте). На каждого монгола приходится от 5 до 10 видов домашнего скота. Огромнейшие тысячные стада, которые пасутся на свободном выпасе, окружали путешественников на протяжении всего пути.

Монголы не едят рыбу, они исключительно мясоеды. По религиозным соображениям им нельзя есть все, что плавает в реке. Степняки практически не едят овощи и хлеб. Основное блюдо – баранина с крутым бульоном, иногда с рисом или домашней лапшой.

Они охотно пьют молоко и свой необычный, монгольский чай. Он, как правило, травяной. Монголы заваривают его в кипятке, добавляют молоко, солят. Особо «крутые» монгольские парни добавляют в эту смесь бараньего жира. По свидетельству наших путешественников напиток получается абсолютно чуждый нашему избалованному европейскому вкусу.

Именно поэтому с собой экспедиция взяла съестной запас. Будучи дома, участники наготовили настоящей домашней тушёнки из говядины и свинины, таким же образом приготовили скумбрию. Расфасовали в банки и запечатали в ящик. Кроме этого, закупили круп, макарон, овощей. Взяли и воду. Каждый день готовили примерно одно и тоже: «суровый мужской полубульон». На самом деле из-за жары есть не хотелось, а вот жажда мучила мотоциклистов постоянно. Для решения этой проблемы на спину участников экспедиции были надеты гидраторы (питьевая система для туристов – прим. ред.), от которых к шлему шла трубка. Когда нужно было мотоциклисту утолить жажду – он искал под шлемом заветную трубочку, не отвлекаясь от прохождения трассы.

Как-то после очередной дегустации жирной монгольской еды, всем захотелось простой картошки с обычной тушенкой. Ребята поставили казан с очищенной картошкой на огонь. Прошло минут 20, казалось бы, пора трапезничать, но картофелина, взятая на пробу, оказалась совершенно сырой!.. Дело в том, что в горах температура кипения ниже обычного значения. Палешане готовили картошку более часа. Законы высокогорья, законы физики.

Да, Монголия высокогорная страна. И первыми, кто это почувствовал – были мотоциклы. Они просто перестали ехать. «Хонды» старые, карбюраторные, они не реагируют на содержание кислорода в воздухе. Мотоциклы стали сильно греться и в конце концов встали, как вкопанные. Команда кое-как их отрегулировала. Пригодилось знание советской технической литературы, в которой говорилось, что при эксплуатации мотоцикла выше 2000 км следует провести целый комплекс работ – опускать карбюраторную иглу, чтобы он не лил бензин, и топливная смесь для работы двигателя была правильной.

Отсутствие привычного давления не прошло бесследно и для самих путешественников. Людей, которые имели определённые проблемы со здоровьем, «плющило».

В отличие от частично асфальтированного Алтая по Монголии мотоциклисты ехали практически всегда стоя. Сидеть при отсутствии дорог невозможно. Средняя скорость по маршруту падала до 20 км в час. Европейское сознание участников экспедиции предполагало, что федеральная трасса — это некое направление, оно обозначено на карте. По-монгольски федеральная дорога — это широкая сеть троп. В степи расстояние от одного края такой дороги до другого – 5-7 км. И этих «дорог» – сотни.

У монголов кроме юрт, можно сказать, и нет ничего. Несмотря на то, что у них полностью отсутствует цивилизация, складывается впечатление, что монголы абсолютно счастливые люди!

За время пути встретились только два больших города. 10 тысяч населения – это монгольский мегаполис. Монгольскому народу особо похвастаться нечем, самый известный монгол – это Чингисхан. Некогда огромная империя, Монголия, после себя не оставила ничего. Ни архитектуры, ни ученых. Юрта – монгольский дом кочевников – дала степной цивилизации огромное преимущество. Это был дом, который можно было перевезти. В поле юрту можно быстро собрать и уже через 2-3 часа иметь кров над головой. У историков есть мнение, что две вещи круглой формы дали такой заряд цивилизации – это колесо и юрта.

Каждые 200-300 км можно найти заправку. Бензин есть, он российского производства, стоит 48-50 рублей. Качество непонятное, но японские мотоциклы не жаловались.

Современное стремительное течение времени никак не затронуло монгольские степи. Из всей цивилизации палешане пару раз видели солнечные батареи и спутниковые антенны. Монголы из века в век живут традиционно – натуральным хозяйством. Впрочем, у каждой юрты стоит большой автомобиль – «уазик», старый «зил» или «урал». На них они перетаскивают юрты, когда кочуют. Еще монголы используют маленькие мотоциклы для того, чтобы пасти скот. Остались, конечно и приверженцы старой школы: они пасут свои стада на лошадях.

Участник экспедиции Юрий Федоров:

– Звенящая тишина в монгольской степи. Можно расслышать летучих мышей… За две недели мы не встретили ни одного завода, ни одной фабрики – ничего. Только дикие и домашние стада животных. Тянуться провода ЛЭП, да иногда попадаются разрушенные заброшенные военные базы.

На Байкал и домой!

До Байкала добрались без травм. Было много падений, падал каждый из группы. Но все были в хорошей кроссовой защите, в шлемах, специальных ботинках. Юрий Федоров повторяет: «Лишний раз лучше подумать, прежде чем открыть ручку газа». Случись что – в степи трудно найти медиков и тем более эвакуироваться оттуда.

Российская Бурятия порадовала дорогами и цивилизацией. До знаменитого байкальского Ольхона было 200 км, но сил после Монголии у участников уже не было. А вот мотоциклы были готовы и дальше покорять пространство. «Японцы» оказались простыми и надежными, как автомат Калашникова!

Для палехских мотопутешественников экспедиция по Монголии стала подготовкой к поездке по старой магаданской дороге. Палешане поняли, какую технику использовать, вынесли уроки из монгольского «ралли»:

– Все это было не зря и послужило подготовкой к более серьезным будущим экспедициям. Будем планировать, к сожалению, рабочие будни не вычеркнешь из жизни. Это только Фёдор Конюхов может так путешествовать, – не скрывая улыбки говорит Юрий.

Участник экспедиции Олег Шуркус (запись в социальной сети «Фейсбук»):

– Наш маршрут прошел через озеро Хубсугул. Второе по площади и самое глубокое озеро в Монголии. По своему происхождению (озеро является частью Байкальского рифта (впадины в земной коре – прим. ред.)) и минеральному составу воды очень похоже на Байкал. Иногда озеро называют «младший брат Байкала». Это север страны. В основном в Монголии пейзажи «марсианские».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

506