Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

04.08.2017 08:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 04.08.2017 г.

Парадный Палех: торжественная линия Владимира Курилова

Автор: Е. Лакеев, фотографии В. Сивяков

В последние июльские (жаркие) выходные в Государственном музее палехского искусства состоялось открытие знаковой для художественного Палеха выставки «Монументальный Палех — XXI век. Иконописная мастерская В.К. Курилова», приуроченной к 60-летнему юбилею руководителя мастерской, художника иконописи и храмовой живописи Владимира Курилова.

Досье:

Владимир Курилов родился в Кинешме 10 мая 1957 года. В 1988 году окончил Палехское художественное училище имени Горького. По окончании учебы работал в Палехских художественных мастерских ХФ СССР. В 1990-е преподавал в филиале училища основы иконописи. С 2000 года начал самостоятельную деятельность по написанию икон. В 2005 году организовал творческую иконописную мастерскую, руководит которой до настоящего момента.

Иконописная мастерская В.К. Курилова — это творческое объединение опытных мастеров и молодых талантливых художников. Мастерской за более чем десятилетнюю историю расписано более десятка храмов как в России, так и за ее пределами: Успен-ский Кафедральный Собор (Астана, Казахстан), храм Иоанна Воина (Сады Придонья), Введенский храм Свято-Введенской Макарьевской пустыни (Тульская область) и многие другие, а также созданы сотни икон для храмов и частных лиц.

В этом проекте мы наблюдаем союз практиков и теоретиков: действующая (и одна из ведущих в Палехе) художественная мастерская представляет свои работы (фотографии храмовых росписей, эскизы фресок, иконы), прошедшие в экспозицию через профессиональные фильтры коллектива музея и команды фонда «Артель.Палех», другими словами, через глаза и руки тех, кто отвечает в Палехе за интерпретацию местного наследия.

Последние пару лет палехский музей особенно радует своих посетителей увлеченной работой над новыми выставочными проектами и тематическими акциями, и в данном случае эмоциональный отклик палешан и гостей поселка говорит о надлежащем качестве музейного продукта. Безусловно, одним из самых ярких примеров тому может послужить проект «Монументальный Палех. Фрески советских дворцов», в ходе которого музей совместно с фондом «Артель.Палех» успешно представляли монументальное наследие палешан на столичных фестивалях и форумах, не забывая при этом и работать местно, с художественным сообществом.

Где-то на пересечении интересов музейщиков, «артельцев» и художника Владимира Курилова, известного своим рвением к сохранению памяти «стариков», и родилось продолжение «Монументального Палеха». Теперь проект отвечает за росписи палешан XXI века. Это стремление осмыслить не только прошлый XX (а также малоизученный XIX век) монументальной живописи, но и нынешние три десятилетия работ местных художников в храмовом искусстве, мы уверены, подкупает и рядового любителя палехского искусства, и представителей профессионального сообщества.

Экспозиция словно представляет парадный вариант трактовки палехского наследия: декоративный и торжественный, умеренный в колорите, но пышный в своей орнаментальной части. Представленные художественной мастерской материалы напоминают внимательному зрителю о росписи палешанами Грановитой палаты более чем 135 лет тому назад: столь же много «золота» и похожее тяготение к благородным, гармоничным сочетаниям в работах.

Выставка «Монументальный Палех — XXI век», по словам руководителей фонда «Артель.Палех» Светланы Короленко и Людмилы Кривцовой, приглашает к началу разговора — осмысления современного храмового искусства Палеха.

Одни из икон мастерской

Как написала на странице «Монументального Палеха» в Фейсбуке Светлана Короленко, «вернисажи выставок фонда «Артель.Палех» событие не только профессиональное, но уже, кажется, модное». Действительно, трудно не согласиться, выставки проекта собирают стабильно немалое количество посетителей, и открытие «XXI века» не стало исключением. Не помешали ни жара, ни субботние хлопоты, ни (возможные) планы на менее культурный отдых палешан и гостей выставки.

«Внучки Котухиной» (знаменитой палехской художницы Анны Александровны Котухиной), как нередко, по-свойски, называют их палешане, зарекомендовали себя как законодатели мод в отношении выставочных проектов. Этот присущий фонду «Артель.Палех» кочующий от выставки к выставке эталон качества, уровня экспозиции был одобрен публикой не только на родине: «Монументальный Палех» получил в мае этого года награду на видном российском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», как лучший реализованный проект. Профессиональный подход, амбиции, благосклонность и поддержка проекта в лице директора музея Ольги Колесовой и общее усердие сделали свое дело.

«Девочки справились», — так любовно отозвался Владимир Курилов о работе Светланы Короленко и Людмилы Кривцовой над дизайном выставочного пространства и концептуальной составляющей проекта. Труд был проделан не «женский» (как сказали бы в былые времена), но основы были заложены уже в экспозиции первой выставки «Монументального Палеха»: понимание того, что музейное пространство поддается трансформированию, «раскрашиванию», переосвещению и, в общем, обыгрыванию, ради выгодной подачи выставочного материала.

В этот раз временные стены цвета «бордо» стали удачным фоном для золотых надписей к многочисленной графике Курилова и масштабным панорамным фотоснимкам храмовых росписей мастерской. По словам организаторов, экспозиция была задумана как иллюстрация пути создания монументального ансамбля — от тонких карандашных эскизов, характеризующих сплав торжественной линии художника и школы миниатюрного Палеха, до икон и фоторепортажа внутри готовых объектов, расписанных художниками мастерской по эскизам и под руководством мастера.

Перед началом вернисажа, сам юбиляр уточнил, что в экспозиции представлен лишь 1% от созданного мастерской за годы ее существования. Конечно, все посетившие выставку согласятся, что такой масштаб поражает воображение! Но отметим, что все-таки храмовое искусство — это не работа одного художника, в творческой мастерской Владимира Курилова трудятся и другие опытные мастера иконописи, и, что важно, молодые талантливые художники. Наставничество и прямая передача навыков от поколения к поколению являются одними из главных профессиональных ценностей для этого коллектива. Именно поэтому художник попросил выйти «под свет софитов» всех своих соработников, которые пришли на вернисаж, собрав тем самым, вокруг себя всех причастных к результату — по сути итоговой за последние 10 лет выставке мастерской.

По традициям любого крупного юбилея на вернисаже было много гостей, желающих поздравить юбиляра и поприветствовать всех собравшихся ценителей художественного мастерства. Так с речью к «виновнику» выступил его друг Виктор Сиднев, известный палешанам как магистр телевизионной игры «Что? Где? Когда?», интеллектуал, в прошлом мэр города Троицка, который входит в состав столицы. Вот уж поистине, «скажи мне, кто твой друг и я скажу кто ты». Один из самых известных знатоков очаровал всех своим неподдельным вниманием и интересом к Палеху.
Другой «заморский» гость — московский издатель, журналист, литератор Валерий Стольников чуть было не пропустил открытие из-за пресловутых столичных пробок и дальней дороги, и только по счастливому случаю успел, переступив порог музея аккурат к началу вернисажа. Заметив друга, художник пригласил сказать пару слов, представив его посетителям как человека, занимавшегося продюсированием ряда персональных выставок Владимира Курилова в Москве.

От местной власти по личному приглашению художника присутствовала замглавы района Ульяна Смородинова, которая тоже не преминула поздравить юбиляра и вручила ему праздничный букет цветов.

Необычный подарок преподнес мастеру директор Палехского художественного училища Михаил Белоусов: в закромах учебного заведения стало на одну качественную копийную вещь меньше, ученическая курсовая работа Владимира Курилова, красиво оформленная, вернулась к автору.

Как признался руководитель мастерской, в коллективе сложилась традиция брать на работу и холуян. И вот Михаил Печкин — председатель Холуйского отделения союза художников тоже в числе со-трудников, жмет руку юбиляру и поздравляет с успешным открытием.

А еще был фуршет (традиция заведенная опять же «артельцами») с уместными холодными напитками и, как теперь говорят, candy-бар (сладкий стол) с забавными пирожными, на которых было выгравировано «Palekh». Приятно наблюдать, как рады непринужденной атмосфере музейщики, как посетители фотографируются и общаются, делясь впечатлениями от увиденного, на фоне звучащей «живой» скрипки.

Остается верить, что этот проект не только витрина достижений мастерской, не эдакий яркий рекламный буклет, но и действительный призыв к критике художественным сообществом, приглашение попытать силы и другим художникам и мастерским в производстве таких вернисажей.

Если верить официальному релизу, проект задает такие вопросы, как «Есть ли особые связи с “памятью места” у современного палехского храмового искусства?», «Можно ли говорить о новых чертах возрожденной традиции?», «Как монументальный Палех XXI века соотносится с художественным контекстом современности?» и, чтобы сформулировать ответы, надо, как минимум, «попробовать все» — рассмотреть в рамках профессионального музейного пространства наиболее яркие артели местных художников, задействованных в храмовом искусстве и религиозной живописи.

Выставка продолжит работу до конца текущего года.

Михаил Белоусов вручает "исторический" подарок
Виктор Сиднев эмоционален, словно нужно уложиться в минуту
Украшение вернисажа
Зрители подолгу рассматривали снимки фресок

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

224