Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

01.07.2016 11:29 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Пусть дороги будут безопасными

Автор: С. Алова

За 8 десятилетий эта структура претерпела неоднократные изменения, но суть её осталась прежней — безопасность дорожного движения, борьба с нарушителями, помощь водителям, пассажирам, пешеходам. Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была создана 3 июля 1936 года. В этот день было утверждено Положение о ГАИ, как о едином государственном органе, призванном обеспечивать наведение порядка на автотранспорте, предупреждать аварийность на дорогах и нарушение норм, устанавливающих систему безопасности дорожного движения.

На официальном уровне в 2016 году праздник будет отмечаться в 7-й раз, поскольку был установлен приказом МВД № 502 «Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 3 июля 2009 года. Документ подписал Рашид Нургалиев.

В Российской Федерации эта служба существовала до 1998 года и была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Спустя 4 года она получила второе официальное название, имевшееся ещё в советское время — ГАИ.

Ежедневно на автодорогах страны, в той или иной точках, на своём посту, не считаясь ни с выходными, ни с праздничными днями, несут службу автоинспекторы. Завидев издали автомобили с надписью ДПС, водители сразу подтягиваются, становятся собранней, стараются соблюдать все правила движения и не позволять ни единого километра превышения скорости или неправомерного обгона.

Сегодня сотрудники этой службы имеют в распоряжении все необходимые для работы средства. Трудно даже представить, что всего несколько десятилетий назад в самой автоинспекции, по крайней мере, в таких небольших районах, как наш Палехский, не было ни единого автомобиля, как это ни парадоксально. Да и всю районную автоинспекцию представлял один единственный инспектор.

Накануне профессионального праздника мы побеседовали с одним из ветеранов службы Палехского РОВД и первым руководителем районной автоинспекции (как отдела) А.И. Жаворонковым. До его прихода в органы в штате РОВД числился всего один сотрудник, отвечающий за безопасность дорожного движения. Первое время и молодой инспектор Жаворонков, сменивший на этом посту своего предшественника Игоря Михайловича Гагарина, тоже работал в одиночку: отдела как такового ещё не было.

Попал он сюда не случайно. Ещё во время службы в армии он был хорошо знаком с водительской профессией, ему было доверено возить генерала.

Вернувшись домой в Палех, устроился на работу водителем районного финансового отдела райисполкома. Здесь его заметил тогдашний начальник РОВД Николай Андреевич Тропкин. Опытный руководитель подбирал подходящую кандидатуру на должность инспектора ГАИ, и выбор пал на Александра Жаворонкова. Это было в апреле далёкого 1973-го года.

Вскоре в штат добавили ещё две единицы инспекторов дорожно-патрульной службы. Тогда пришли на работу в милицию Владимир Константинович Мельников и Николай Владимирович Афонин. Жаворонкова назначили старшим инспектором отдела ГАИ.

Конечно, дороги в то время не были так загружены, как сегодня, не было ещё объездной дороги, но и обеспеченность отдела техническими средствами была иной. Сохранялось ещё здание конюшни при милиции, ведь до этого средством передвижения милиционеров служили лошади. Автомобиль ГАЗ -69 был единственным на весь РОВД. В 70-е годы появился в отделе первый «уазик». Это было событие, и Александр Иванович хорошо помнит, как радовались сослуживцы, а инспекторы ГИБДД вскоре получили мотоцикл «Урал», сначала один, затем ещё один. Вот и вся техника.

Да и вся работа милиции была общей, все службы взаимосвязаны, поскольку штат маленький — всего около 20 человек, строгого разделения обязанностей не было. Приходилось и уголовному розыску помогать, и другим отделам. Случилось, лошадей украли цыгане – весь отдел на место происшествия. А ещё были общие для всех сельскохозяйственные работы. Милиция наряду со всеми принимала участие в заготовке сена во время кормозаготовительной кампании в колхозах и совхозах.

Дорожных происшествий было не так много, но всё же случались. И даже в погонях в то спокойное, казалось бы, время довелось участвовать. Особенно запомнился Александру Ивановичу такой случай. Вызывают на дорожно-транспортное происшествие (а он был в то время на свадьбе, но служба есть служба). Оказалось, недалеко от Дягилева в позднее время автомобилем «скорой помощи» был сбит велосипедист. Жаворонков вместе со следователем Натальей Чебоксаровой отправились на место происшествия. Пока следователь писала протокол, инспектор решил остановить кого-нибудь из проезжавших мимо, чтобы попросить посветить, слишком уж темно было. Вскоре затормозила машина, но водитель из неё только вышел, понял, что тут милиция, и сам бросился наутёк на своём «газике». Оказалось, был нетрезвый, побоялся наказания. Инспектор и следователь бросились в погоню на машине «скорой помощи» (другого транспорта под руками не было), у села Красное стали прижимать беглеца к обочине дороги, но тот вывернулся, свернул в поле, там бросил машину и убежал, спрятался.

Александр Иванович выгнал его автомобиль с поля на дорогу, но встал вопрос: кого посадить за руль, чтобы доставить транспорт в отдел. «Наталья, — обратился он к следователю, — умеешь ездить?». «Нет», — ответила коллега. «Вот тебе «газ», вот «тормоз», как-нибудь доедем потихоньку на второй скорости. Если что, жми на тормоз». И, действительно, доехали. А нарушитель, как потом выяснилось, был из соседнего Шуйского района, и наказание заслуженное ему всё же пришлось понести.

В милиции Александр Иванович Жаворонков проработал не так много, всего 6 лет, с 1973 по 1979-й. За время службы ему было присвоено звание отличника милиции. Покинул он свою должность в звании старшего лейтенанта, заинтересовала предложенная перспективная работа: его пригласили заместителем начальника по транспорту в Палехскую «Сельхозтехнику», в гараже — 98 единиц транспорта, хорошая зарплата и выходные, как положено…

Взвесил все «за» и «против» и согласился, и дальнейшие годы его трудовой биографии прошли на этом предприятии. Но работа в органах внутренних дел не осталась бесплодной. Его сын — теперь подполковник полиции Дмитрий Жаворонков, окончив Высшую школу милиции в Орле, пошёл по стопам отца и работает заместителем начальника Ивановской областной ГИБДД.

История Госавтоинспекции — это часть истории нашей страны. И в ней отражён каждый день и каждый час беспокойной работы сотрудников, с честью выполняющих свой профессиональный долг.

Безопасность дорожного движения, борьба с нарушителями — это трудная, опасная и вместе с тем почётная работа, требующая высокого профессионализма, самоотверженности, а порой мужества и героизма. Особенно сейчас, когда нагрузка на дорогах растёт, количество автомобилей, а с ними и дорожных аварий, стремительно увеличивается. При этом личный состав службы ГИБДД круглосуточно, в любых погодных условиях и сложной оперативной обстановке достойно и добросовестно обеспечивает правопорядок и дорожную безопасность жителей.

В день профессионального праздника хочется пожелать сотрудникам этой столь необходимой службы успехов в их нелёгкой работе, хорошего настроения, крепкого здоровья и благополучия, а главное — безопасных дежурств на дорогах.

С. АЛОВА.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27