Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.06.2022 10:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 03.06.2022 г.

Их имена увековечат на палехской земле

Автор: З. Александрова

Думали ли они, когда уходили на трудовой фронт, что не увидят больше родную палехскую землю, не обнимут своих родных, не посидят за работой в мастерской, не подарят миру новых художественных произведений. Их жизнь оборвется внезапно. Нет, не на фронте, не в блокадном Ленинграде, в вагоне поезда, который вез их под Ленинград для строительства защитных сооружений. Сегодня речь пойдет о палешанах, так и оставшихся в двух километрах от станции Лом Ярославской области. И вот спустя 81 год их имена увековечат на родине, в Палехе.

10 октября 1941 года от станции Шуя отправился эшелон с молодёжью и добровольцами, мобилизованных на строительство защитных сооружений под Ленинград. В эшелоне были представители Шуйского, Южского, Палехского, Пестяковского, Родниковского, Верхне-Ландеховского и Вязниковского районов (ныне Владимирской области). В основном это были студенты Шуйского индустриального техникума и педагогического института, но были среди них и добровольцы из Палеха, уже известные художники. В Иванове к эшелону прицепили ещё несколько вагонов со студентами и рабочими областного центра. О том, куда их везут, люди узнали только в Ярославле. Ленинград в это время был уже в кольце блокады, но наступление врага всё равно приходилось сдерживать: для этого и требовались руки гражданских людей, которым предстояло привыкнуть к кирке и лопате.

Ехавшая в этом эшелоне бывшая студентка индустриального техникума Зинаида Ивановна Толчеева, которая позднее работала редактором многотиражной газеты «Шуйский пролетарий», рассказывала: «Только на остановке в Ярославле мы узнали, что нас везут к Ленинграду. Нас предупредили, что на пути следования могут появляться немецкие самолёты, что в этом случае лучше ложиться на пол вагона, чтобы обезопасить себя от обстрела с воздуха. В Ярославле многие из нас написали письма домой. Поезд медленно двигался к Рыбинску. И тогда мы услышали отдалённый гул самолёта, который нарастал. Я подвинулась ближе к двери вагона. Поднялась стрельба. Дальше — сильный взрыв, который, как показалось мне, приподнял и бросил в сторону вагон. Больше не помнила ничего. Очнулась в луже крови, забросанная обломками досок. Попробовала освободить ногу, но не смогла, ощутив резкую боль. С трудом приподняв голову, я увидела, как от насыпи бежали люди. Над ними низко летал самолёт с крестами на крыльях и обстреливал убегавших. Многие падали и больше не поднимались с земли. Потом нас, раненых, переносили к подъехавшим машинам, я узнала, что из сорока человек нашего вагона в живых осталось только девять человек…»

13 октября, когда состав медленно двигался к Рыбинску, в двух километрах от станции Лом в небе появился немецкий бомбардировщик. Раздался свист падающих бомб, затем – ужасающий грохот, крики… Самолет с крестами на крыльях расстреливал разбегавшихся с насыпи людей…

Жертвами авианалета стали более ста человек, включая железнодорожную бригаду. Подавляющее большинство погибших – жители Шуи. Но есть в этих черных списках и имена палешан: художников Павла Дмитриевича Баженова, Виктора Васильевича Жигалова, Александра Александровича Каравайкова, Александра Васильевича Косарева, Анатолия Дмитриевича Хохлова, Петра Васильевича Сперанского, а также жителей Палехского района Ивана Ивановича Китаева, Михаила Петровича Клюшкина, Александра Григорьевича Муратова, Алексея Николаевича Рябинина. Все они захоронены здесь же, рядом со станцией Лом, в братской могиле.

В 1960 году на месте захоронения был поставлен железобетонный памятник, в 1970-м появились гранитные плиты с именами погибших. По мере сил за ними ухаживали местные жители при поддержке сельской власти, но захоронение находится достаточно удаленно от населенных пунктов, к нему нет дороги и существует проблема добраться до него. В связи с этим поступило предложение о переносе захоронения в д. Дюково Октябрьского сельского поселения Рыбинского района. Шуяне напротив, хотели бы перенести захоронение в Шую, так как большая часть погибших из их района. Палешане предложили установить мемориал в Палехе и привести к нему частичку той земли, которая была пропитана кровью наших земляков.

В администрации Палехского района прорабатывается вопрос об установке памятного мемориала на родной земле. Палехские художники предложили несколько вариантов эскизов мемориала. К разработке проекта выразил желание присоединиться Заслуженный художник РФ, скульптор Алексей Сергеевич Анисимов. Изготовление мемориала будет осуществляться на спонсорские средства, а открытие запланировано на Крестовоздвиженскую ярмарку.

Для успешной реализации этого проекта в районной администрации ищут родственников погибших палешан. Если у вас прослеживается родственная связь с именами палешан из списка погибших, просьба обратиться в администрацию Палехского муниципального района или позвонить по номеру телефона: 2-14-42, 2-17-72, 8-920-679-26-60. Куратор проекта Елена Валерьевна Жилякова.

Список палешан, погребенных в братской могиле на станции Лом

Баженов (Бажинов) Павел Дмитриевич, 1904, с. Подолино Палехского р-на, художник Палехских мастерских лаковой живописи.

Жигалов Виктор Васильевич, пос. Палех, художник.

Каравайков Александр Александрович, 1886, пос. Палех, завхозяйством.

Китаев Иван Иванович, д. Лужки, Палехского р-на.

Клюшкин Михаил Петрович, 1891, д. Паново Малое, колхоз им. Калинина, д. Панькино (вероятно д. Понькино), Палехского р-на.

Коровайков А. А.

Косарев Александр Васильевич, п. Палех, художник.

Муратов Александр Григорьевич, д. Линево, Палехского р-на, колхозник, студент ШИТ.

Рябинин Алексей Николаевич, 1899, бригадир колхоза в с. Майдаково, Палехский р-н.

Сперанский Петр Васильевич, пос. Палех.

Хохлов Анатолий Дмитриевич, пос. Палех, художник.

Комментарии:

Мария Бокарева:

– В этой могиле захоронен Павел Дмитриевич Баженов – один из выдающихся мастеров Палеха, – первый ученик участников Артели Древней живописи. Творчество этого выдающегося молодого мастера, одаренного, сложившегося художника по-прежнему источник вдохновения и эталон для многих поколений палешан. Это выдающийся человек – невосполнимая потеря для палехского искусства.

* * *

Любовь Парамонова:

– Моему деду, Семёну Николаевичу Балагурову, на тот момент был 61 год. Ему, относительно, ещё повезло: не погиб, не ранен, но получил контузию. Бомбёжка, взрывы на станции Лом. Очнулся, засыпанный землёй и трупами погибших. Откопали, спасли. Встретил земляка – палешанина Дмитрия Фёдоровича Паликина, он был ранен в ушную раковину так, что ухо у него висело на одной коже. Дед рассказывал, что Дмитрий спросил его, есть ли у него при себе нож и попросил отрезать. Несколько палешан, среди них были художники, погибли: Косарев, Жигалов и другие из списка. Один из них – талантливый живописец Павел Дмитриевич Баженов, работы которого хранятся в музее палехского искусства. Он являлся выдающимся мастером лаковой миниатюры, автором театральных эскизов, декораций, книг. Баженов достоин того, чтобы о нём помнили и чтили его память. Как и много других людей, погибших на ст. Лом. Надеюсь, родственники найдутся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

247