Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

26.02.2021 09:54 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 26.02.2021 г.

Патриот палехского искусства и самого Палеха

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

Николай Михайлович Парилов (1891-1962).

28 февраля 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Николая Михайловича Парилова, коренного палешанина, художника, чье имя тесно связано с развитием палехского искусства.

Николай Михайлович Парилов с женой Анной Евгеньевной и сыном Борисом Николаевичем.

Николай Михайлович Парилов родился 28 февраля (12 марта) 1891 года в селе Палех Владимирской губернии. Потомственный иконописец, один из ярких представителей палехской династии художников-иконописцев Париловых.

Н.М. Парилов вспоминал: «В 1924 году мой сосед И.И. Голиков, приехавши из Москвы, занялся здесь, дома, росписью папье-маше в стиле 17 века. Это новое для Палеха применение старой художественной культуры поражало даже опытных мастеров, бывших «богомазов». Голиков меня очень заинтересовал, я часто ходил к нему и любовался его миниатюрами».

И.И. Голиков не раз предлагал Николаю Михайловичу попробовать свои силы в лаковой миниатюре. В 1930 году Н.М. Парилов вступил в «Артель древней живописи». Художник писал: «Трудно мне было первое время, как в материальном отношении, так и в творческом». Но при содействии И.И. Голикова и Г.В. Жидкова он быстро овладел богатством декоративно-выразительных средств лаковой миниатюры и стал одним из ведущих мастеров Палеха.

Н.М. Парилов не только прекрасный миниатюрист, но и мастер монументальных настенных росписей, опытный реставратор, театральный декоратор и педагог.

Тематика его произведений самая разнообразная: от современной – «Колхозное гулянье» до сказочной и былинной – «Бой с драконом», «Михаил Казаринов». Одной из наиболее удачных своих работ Николай Михайлович считал шкатулку «Добрыня и Дунай — сваты».

Многие свои произведения Н.М. Парилов посвятил героическим страницам нашей истории. К некоторым темам, добиваясь совершенства исполнения, он возвращался много раз. Таковы миниатюры «Чапаев», «Сломихинский бой», «Штаб Чапаева», «Чапаев в дороге», «За землю Русскую», «Битва под Грюнвальдом», «Въезд Пугачева в Алатырь».

В других композициях предстают образы Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Александра Невского.

Н.М. Парилов. Ларец «За Отчизну», 1944 г. ГМПИ.

Средствами палехской лаковой миниатюры он создавал обобщенный образ русского человека — патриота Родины, ее героического защитника. И продолжал его в характерах тех, кто штурмовал Перекоп, сражался с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны: «Штурм Перекопа», «Доблестная конногвардейская», «За овладение плацдармом».

За свои «героические» миниатюры художник награждался дипломами, почетными грамотами и премиями, а шкатулка «За Отчизну» была названа среди лучших из выполненных мастерами Палеха в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году Н.М. Парилов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Вдохновляли Николая Михайловича и герои произведений А.М. Горького – «Данко», «Макар Чудра»; стихи и поэмы А.С. Пушкина, проникнутые духом борьбы, свободы – «Кавказский пленник», «Песнь о вещем Олеге», «Цыганы», «Руслан и Людмила» и другие.

Н.М.Парилов. Шкатулка «Добрыня-сват». 1936г. ГМПИ

Вызывают интерес театральные работы палехского мастера. В 1936 году Н.М. Парилов впервые взялся за оформление спектакля «Сказка о царе Салтане» для Ленинградского театра кукол. Эта работа имела огромный успех и получила общественное признание. Артисты и дирекция театра прислали Николаю Михайловичу письмо, в котором говорилось, что он «создал чудесный спектакль». В 1946 году Товариществу палехских художников поручили оформить оперу Римского-Корсакова «Золотой Петушок» для Саратовского театра им. Н.Г. Чернышевского. Эту работу предложили Н.М. Парилову, как мастеру, имевшему опыт оформления театральных постановок. Николай Михайлович вспоминал: «Я человек не робкого десятка, но все же, признаюсь, струсил; это уже не для кукольного, а для оперного театра, для большой сцены. Потом рассудил так: за что бы Палех ни брался, никогда в грязь лицом не падал... и принял предложение». Первым делом художник поехал в Саратов. Основательно изучил либретто оперы, персонажей, консультировался с режиссером-постановщиком, сделал наброски некоторых эскизов. Дело усложнялось тем, что многие костюмы и декорации требовалось исполнить в восточном стиле. Понадобилось немало времени, чтобы изучить восточную живопись, сделать много зарисовок, а потом создать, на основе изученных материалов, свое оригинальное — палехское. Над оформлением оперы Николай Михайлович работал шесть месяцев, затем все эскизы отослал в Москву, в Комитет по делам искусств. Областная газета «Рабочий край»: «...Любопытно, что когда эскизы Парилова просматривались в республиканском Комитете по делам искусств, то образ царя Додона невольно вызвал у всех дружеский одобрительный смех. В том, что изобразил художник, сразу чувствовалось сочетание иронически грозной позы Додона с бесхарактерно глупыми чертами». Все эскизы были одобрены. Осенью 1946 года Николай Михайлович вместе с Григорием Константиновичем Буреевым и молодым художником Александром Михайловичем Куркиным выехали в Саратов для выполнения декораций. Опера имела большой успех. Художественных оформителей спектакля неоднократно вызывали в зрительный зал под восторженные аплодисменты. П.Н. Солонин так описывал выход на сцену Н.М. Парилова: «Художник вышел на просцениум — смущенный, охваченный глубокой внутренней радостью, неумело и, с актерской точки зрения, неуклюже поклонился. Поблагодарив публику, он пытался покинуть сцену, но взрывы рукоплесканий вновь возвращали его. Зрителям не хотелось расставаться с человеком, создавшим эту красочную фантазию».

В 1947 году Николай Михайлович Парилов, автор оформления оперы «Золотой петушок», был удостоен Государственной (Сталинской) премии.

В 1949 году мастер с группой молодых художников Т.И. Зубковой, А.А. Котухиной и Г.М. Мельниковым к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина оформили балет «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в Ленинградском Малом оперном театре. Газеты писали: «Мастера Палеха создали красочное оформление спектакля, которое глубоко соответствует характеру сказки — оно и восхищает, и радует, если надо — умеет рассмешить».

Праздником для зрителей была и опера «Кащей Бессмертный» в том же Ленинградском Малом оперном академическом театре, оформленная год спустя под руководством Н.М. Парилова той же бригадой палешан.

В 1958 году Николай Михайлович снова вернулся к «Сказке о царе Салтане», но уже не на кукольной, а на оперной сцене в Куйбышевском театре.

В 1960-1961 годах он возглавил еще одну группу художников — В.В. Большаков, А.В. Борунов, А.М. Куркин, Г.М. Мельников, В.Н. Смирнов, П.Ф. Чалунин, – создавших декорации и костюмы к спектаклю «Красные дьяволята» по одноименной повести Павла Андреевича Бляхина в Московском театре имени Н.В. Гоголя. И снова красота, своеобразие красок и остроумие художественного воплощения замыслов автора и режиссера.

Н.М. Парилов известен как талантливый мастер, проявивший себя в монументальной живописи. Вместе с другими палешанами расписывал стены во Дворцах и Домах пионеров, школах интернатах в Ленинграде, Ярославле, Иванове, Шуе, участвовал в оформлении павильона центральных областей России на ВДНХ.

Николай Михайлович много занимался реставрацией памятников художественной старины: обновлял фрески в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля, восстанавливал роспись в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. В 1960-1961 годах группой мастеров под руководством Н.М. Парилова были отреставрированы фрески Крестовоздвиженского храма в Палехе.

Используя большой опыт прошлых лет, Николай Михайлович старался передать свои знания и мастерство молодым художникам. В 1943-1953 гг. работал в Палехском художественном училище, где преподавал технику палехской миниатюры и стенной росписи.

Н.М. Парилов всегда жил заботами коллектива, радовался его успехам, болел за недостатки и неудачи. Он был художником-патриотом палехского искусства и самого Палеха. Не случайно, все работы, которыми он руководил или делал лично, всегда принимались с высокой оценкой, имели успех, получали общественное признание. В 1956 году ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В течение ряда лет Н.М. Парилов избирался депутатом поселкового, районного, областного Советов депутатов, а в 1955 году стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Он возглавлял Палехское отделение Художественного фонда РСФСР, многие годы был членом художественного совета и членом правления Палехского товарищества художников.

Работы Николая Михайловича Парилова украшают экспозиции многих музеев страны, в том числе и Государственного музея палехского искусства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40