Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.07.2020 15:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 03.07.2020 г.

По призванию души

Автор: Т. Шаркович

На счету педагога Палехской средней школы Антона Витальевича Новикова много личностных достижений в различных сферах – педагогической, спортивной, общественной, и, как считает сам Антон Витальевич, главная его цель, как учителя, в первую очередь, привить детям любовь к отечественной истории, гордость за свой народ, уважение к культуре нашей Родины.

Археологические раскопки в Шуйском районе в месте обитания славянских поселений IX-XI веков.

Сегодня перед учителем стоит достаточно сложная задача – совместить то, что требует будущее, и то, что сохранилось испокон веков, и передать эти знания ученикам. История занимает особое место в школьном образовании и является одним из наиболее сложных предметов для преподавания. Ведь заинтересовать учеников вереницей событий, влияющих друг на друга, личностями, творившими историю в различные времена, и последствиями тех или иных действий – непросто, но, когда любовь к предмету исходит в первую очередь от педагога – этот процесс становится интересным и захватывающим. Именно к таким педагогам можно отнести учителя русского языка, литературы, истории и обществознания Палехской средней школы Антона Витальевича Новикова.

Родился Антон в Палехе. Еще будучи учащимся начальной школы он сразу же полюбил историю как предмет, позволяющий путешествовать по ее страницам на «машине времени», погружаться в изучение жизни и быта наших предков. В средней школе часто менялись педагоги, преподававшие историю, что позволило в силу разных подходов в освоении материала смотреть на предмет комплексно. Литературные произведения, изучаемые в рамках школьной программы, становились иллюстрациями к событиям, происходившим в истории Российского государства. С уверенностью можно сказать, что каждый из педагогов внес свой вклад в формирование увлечения историей ученика Антона Новикова. И после 9 класса предпочтение в выборе профессии было отдано той, что совмещала дальнейшее изучение этих трех предметов – литературы, истории и русского языка. Антон поступил на историко-филологический факультет Шуйского государственного педагогического университета, где получил специальность «Учитель русского языка, литературы и истории». Обучение в вузе было интересным, помимо теоретического изучения материала проводились различные практики: после первого курса – участие в археологических раскопках, на старших курсах – преподавание в школах. Как вспоминает Антон, «археологические раскопки – это прикосновение к практической истории, изучение объектов археологического значения и реконструкция их роли в историческом процессе». И действительно, каждая находка несет в себе уникальную информацию о той эпохе, когда создавалась, а вместе археологические объекты создают «историческое полотно» событий прошлых лет и эпох, давая нам возможность узнать о жизни наших предков. Проходила эта практика в Шуйском районе, в месте, где ранее обитали славянские поселения IX-XI веков, жили финно-угорские племена. Участники экспедиции находили шумящие подвески, височные кольца, обломки ножей, керамику и другую бытовую утварь, которая сейчас частично представлена на выставке в Краеведческом музее г. Шуя. Педагогическая же практика вернула А.В. Новикова в стены родной ему Палехской школы, где спустя пару лет началась и продолжается по сей день его педагогическая деятельность. Важным этапом в жизни молодого учителя стало окончание аспирантуры, позволившее взглянуть на историю еще и с культурологической точки зрения. Во время написания диссертации появился краеведческий интерес – это изучение быта и обычаев русского народа, его полярность и др. Источники получения сведений об интересующем времени могут быть разными – это и библиотеки, и научные статьи, и архивы, и, конечно же, очевидцы интересующей эпохи. Последний из источников и стал фундаментом для исследования в рамках научной работы – воспоминания и рассказы бабушек и дедушек, помнивших советские времена, достоверность которых подтверждалась автором работы документально. И увлечение краеведением нашло свой выход в работе с молодежью Палехской средней школы: совместно со школьниками было организовано изучение истории создания, протяженности и современного состояния Аракчеевского тракта, пролегающего на территории Палехского района, в том числе с организацией велоэкспедиции. Также был реализован проект по истории учительских династий нашего района – Ольги Геннадьевны и Людмилы Геннадьевны Барановых, сестер, у которых родители были педагогами; Дмитрия Федоровича Марова, химика-пороховщика, уроженца с. Ломы, занимавшегося разработкой секретных порохов для военной промышленности. Таким образом, краеведческий порыв перешел из работы с документами в жанр «folk-history» – направление, когда история передается народом, по сути, ее непосредственным участником.

В 2015 году Антон встретился с Александром Александровичем Климовым, директором Нижнеландеховской основной школы, начинавшего работу над созданием регионального патриотического интернет-проекта «Книга памяти Ивановской области». С тех пор он стал одним из активных участников данного проекта. Эта книга призвана сохранить память о сотнях людей, погибших и пропавших без вести в ходе боевых действий, локальных войнах и миротворческих миссиях, выполнивших до конца свой служебный долг, а также ушедших после окончания боевых действий и ныне здравствующих ветеранах ивановской земли. У этого проекта есть свой сайт http://37kp.ru/, где систематизирована информация о воинах – участниках боевых действий в виде персональных страниц, доступных широкому кругу лиц в сети Интернет.

Немаловажно, что работа по поиску информации ведется постоянно. Обычно поиск данных происходит через общение со знакомыми человека, чья биография составляется или уточняется, есть информация и в архивах, поселковых и деревенских библиотеках, большой вклад вносят члены районного Совета ветеранов, участники боевых действий в Афганистане, а также делаются запросы в военные комиссариаты.

В перспективе у Антона Новикова привлечение к работе по поиску информации участников исторического кружка, действующего на базе Палехской школы, что позволит ребятам знакомиться с историей посредством практической деятельности. Постепенно школьники уже начинают практиковать свои знания участием в различных конкурсах, олимпиадах, посвященных Великой Отечественной войне, проводимых в этом году, к сожалению, дистанционно. Работа с «Книгой памяти», как впрочем, и краеведческая, по заверению Антона: «Это сама память. Пока мы все помним – всё живо. Нужно знать и помнить свою историю».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

226