Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

17.07.2020 09:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 17.07.2020 г.

Начаты работы по разработке проектной документации для проведения реставрационных работ Крестовоздвиженского храма

Автор: Т. Шаркович

Многие жители Палеха, проходя мимо Крестовоздвиженского храма, не могли не заметить людей с лопатами, измерительными приборами и другим специальным оборудованием, изучающих храм со всех сторон, археологические шурфы, сделанные по периметру ограждения храма и на территории непосредственно у фундамента здания. Все эти работы связаны с началом разработки проектной документации для проведения реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Крестовоздвиженская с росписью и колокольня».

Весной текущего года Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», выступающее от имени Российской Федерации, объявило конкурс на разработку проектной документации для проведения реставрационных работ Крестовоздвиженского храма. По итогам конкурса в мае 2020 года был заключен контракт с ООО «ГорИнжПроект-Москва». По условиям контракта срок выполнения всего комплекса работ, в том числе получение необходимых согласований и положительных заключений экспертиз, составляет 605 календарных дней с момента его заключения. Стоимость подготовки проектной документации оценили в 9 350 000 рублей. Деньги выделены из федерального бюджета. Цена контракта включает в себя установленные законодательством выплаты, учитывает все расходы подрядчика, связанные с надлежащим исполнением обязательств по контракту, все налоги, сборы и иные обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации, все затраты на подготовительные работы для исследования памятника истории и культуры (установка с последующей разборкой лесов, подмостей, стремянок, лестниц; устройство шурфов, зондажей, вскрытие конструкций с последующей заделкой); получение исходно-разрешительной документации (оплата услуг архивов и библиотек, получение геодезических планов, съемок инженерных коммуникаций); копирование и оцифровку исходной документации; проведение комплексных научных исследований и изысканий, разработку проектной документации; подготовку справок, презентационных материалов по итогам выполненных по контракту работ; а также разработку и согласование эскизного проекта. О том, какие работы сейчас уже начаты и есть ли сложности в исследованиях, мы спросили у главного архитектора-реставратора «ГорИнжПроект-Москва» Ильи Андреевича Шишкова.

Работа инженеров и археологов .

– Илья Андреевич, расскажите, какие виды работ включает в себя разработка проектной документации по реставрации Крестовоздвиженского храма?

– Наша работа по государственному контракту включает комплексное обследование, в рамках которого мы занимаемся изучением состояния архитектуры объекта, сохранности живописи, археологическими исследованиями, инженерно-геологическими изысканиями. В рамках разработки проектной документации необходимо будет свести всю полученную информацию воедино и сделать сам проект по реставрации.

– К работе по исследованию состояния храма специалисты уже приступили. С чего они начали?

– Да, действительно, команда наших специалистов уже приступила к работе. Сейчас происходит реализация первой части проекта. Мы открыли разрешение на производство работ в Департаменте культуры и туризма Ивановской области и производим натурные обследования – сделали обмеры. Все основные обмеры проводились бесконтактным образом: мы произвели лазерную съемку фасадов и интерьеров, то есть, получили множество точек, из которых была сделана 3d-модель Крестовоздвиженского храма со всеми его архитектурными деталями, со всеми объемами. Во-первых, это было предусмотрено контрактом, во-вторых, нам это нужно для ускорения процессов, потому что точность измерений таким способом минимизирует погрешность в расчетах до 2 мм на отрезке. Также техника позволяет максимально хорошо снять высотные отметки по зданию, решая одну из основных сложностей мы не можем подобраться к большей части элементов из-за их расположения. Благодаря лазерной съемке и возможности сделать небольшой отступ от здания, у нас появился другой угол зрения, аппаратура точно также зафиксировала все необходимые точки, объединенные впоследствии в единую модель. Весь процесс такой работы занимает два дня полевых работ с учетом приезда в командировку специалиста. А уже в офисе происходит обработка материала, который он снял, это еще где-то 7-10 дней. Если бы замеры производились руками, то процесс занял бы порядка двух недель. По итогу при использовании современных технологий мы получаем чистой экономии времени только на этом этапе от месяца до полутора. Помимо скорости выполнения мы получаем еще и более качественный замер, что важно, так как памятник древний и, не смотря на свою кажущуюся простоту, он криволинейный.

– Есть ли особенности работы с Крестовоздвиженским храмом как объектом культурного наследия?

– Безусловно. В проекте мы фиксируем то, в каком он сейчас состоянии, какие дефекты есть, какие повреждения, вообще, что с этим храмом происходит сейчас, в этот момент времени. После завершения обмеров будут производиться несколько видов работ сразу – это архитектурные наблюдения, инженерные обследования, работа конструкторов и технологов. Они будут смотреть, что происходит с фундаментом, как он сделан, в каком состоянии кладка, связующая кладки, как она себя ведет, какие трещины образовались и от чего эти трещины образовались, то есть, происходит ли подвижка грунтов или не происходит. Общее впечатление, по тем дефектам, которые я вижу, что храм ползет, уходит вниз, есть некоторые отрывы, но все движения не критичны. Вопрос в том, когда он начал ползти и остановился ли этот процесс.

Так как территория храма не эксплуатировалась полностью достаточно давно, здесь могли быть обводнения грунтов, поэтому мы сейчас все эти моменты изучаем, меряем, смотрим в каком она состоянии и на основании полученных материалов, мы поймем, как реставрировать объект.

– Можно ли говорить о том, что храму необходима глобальная реставрация?

– С точки зрения реставрации здесь очень много вопросов, поскольку уже сейчас заложены какие-то серьезные первичные инженерные решения о том, надо ли усиливать фундамент и если да, то как. На данный момент можно сказать, что фундамент неглубокого заложения и храм по факту стоит на поверхности. По современным нормам такие фундаменты делаются для дачных поселков, для маленьких легких домиков, а здесь перед нами монументалка, которая отстояла не одну сотню лет. Так как грунты с течением времени сложились их смысла трогать нет, поэтому будут какие-то другие решения по усилению фундамента, по защите их от разрушения, чтобы в дальнейшем не было подвижек.

Также будут приниматься решения и по ограде, потому что она уже не раз ремонтировалась, но все равно продолжает разрушаться. Необходимо «убрать отсюда воду», сделать нормальные водоотводы, то есть не просто скинуть все на рельеф, а привести это все в какую-то правильную систему для эффективного функционирования. Когда решим, что делать с этим, появится множество вопросов о реализации принятых решений.

Также мы видим, что у здания очень много воды в стенках, из-за чего происходит скопление солей. То есть у нас в растворе вяжущего кирпича присутствует соль, попадает вода, в которой тоже есть соль, плюс агрессивная среда, и по итогу все это накапливается и попадает в кладку, поднимается дальше в стены, соответственно, появляются трещины на стенах и фундаменте, происходит разрушение отделки стен и росписей, и другие повреждения.

– Сильно ли повреждены росписи храма внутри? Возможна ли реставрация внешней росписи, расположенной на фасаде?

– Все интерьеры Крестовоздвиженского храма оштукатурены и расписаны. И по причине сырости в стенах, присутствия кристаллов соли выступающих из кирпича, которые сильно увеличиваются в объеме, происходит разрыв связи стен и их покрытия, что приводит в данном конкретном случае к тому, что живопись отслаивается от поверхности нанесения. Этот процесс происходит уже не первый год, и повреждений достаточно много, но по данным, имеющимся у нас сегодня, можно сказать, что только один участок росписи пострадал сильнее других, и он подлежит именно воссозданию с нуля, а не реставрации, это небольшой фрагмент во внутренней части храма. Вся остальная живопись, в принципе, живая и идет именно на реставрацию, а это уже другие технологические процессы. То есть воссоздание – это когда уже ничего нет и надо заново нарисовать что-то, а в процессе реставрации идет именно спасение того, что есть и докомпановка небольших участков, которые были утрачены. Но это еще не финальное заключение, поскольку исследовательские работы продолжаются и не все специалисты выдали свои заключения.

С живописью на фасаде тоже не все так просто. Мы отобрали первые пробы по живописи, которые были нужны, и будем смотреть, что там происходило, какие материалы использовались при росписи. Сейчас про нее точно можно сказать, что в какой-то момент ее подновляли, но это было, судя по всему, очень давно, и все, что могло посыпаться, посыпалось. Но ее рисунок пока не утерян, его база цела, есть передавленный рисунок, есть углубления, которые дают контур, что означает не воссоздание, а возможность реставрации живописи. Необходимо будет определить в каких цветах ее правильно расписывать. Сейчас идет работа с архивами, фондами, местными палехскими краеведами, музеем, архивом, пытаемся воссоздать изначальный облик, составляем точную историческую справку. Есть черно-белые фотографии с изображением росписи на внешней стене храма, которые, в принципе, много чего могут сказать. К этой работе привлечены и наши московские искусствоведы, которые занимаются живописью этого периода. Этой работе уделено большое внимание из-за «привязки» живописи к местности, в этом ее уникальность и наша задача ее сохранить.

Уникальная система отопления Крестовоздвиженского храма.

– Видно, что работа проводится серьезно и основательно, что не может не радовать. А в какие сроки планируется завершение разработки проекта по реставрации Крестовоздвиженского храма?

– Первый этап – это подготовка всей исходной защитной документации, то есть знакомство с документами, относящимися к храму – о строительстве, об изменениях и перестройках и другие. Процесс непростой. Можно сказать, что он уже реализован, и мы приступили к началу второго этапа – обмеры и знакомство с устройством объекта, это сложнее. И на этом этапе историческая справка важна, потому что бывает, что один документ проливает свет на многие моменты. Сейчас, например, известно, что храм неоднократно перестраивался, что у него есть уникальная система отопления.

Наша задача – сдать документацию, где будет определено, где и что необходимо делать, выдать все технологии, рекомендации. Важно понимать, что это процесс долгий, и конечный результат будет не завтра.

– Расскажите о системе отопления подробнее.

– С одной стороны это уникальная вещь, которая осталась практически в единичном случае в той же самой Ивановской области. А с другой – она тянет на себя очень много всего: нагрузки по вентиляции, нагрузки по отоплению, влажностный режим в помещении. Все эти параметры будем изучать, и искать оптимальные решения для продуктивной деятельности храма и сохранения росписи на стенах. Если бы храм был новодельным, внутри бы ничего не было, то это был бы простой вопрос – запустить эту систему отопления или не запускать. А здесь внутри живопись и ей нельзя «играть», если запустил отопление – надо держать определенную температуру, она не должна прыгать. Наша задача сейчас – дать по возможности оптимальную температурную среду для объекта. Это сделать непросто, потому что объект действующий и необходимо просчитать возможное количество человек для посещения, это может быть как один-два человека, так и в 10 раз больше, что ведет к резкой смене нагрузки по выхлопу того же пара, отсюда и смена температурного режима появляется. Отрегулировать этот процесс сложно и из-за отсутствия места для размещения вентиляции и современной системы отопления. Мы можем попробовать запустить родную систему отопления храма, чисто теоретически она функционирует, мы сделаем калорифер, это не первый раз в нашей практике, но есть очень много но. Ее запуск как классической отопительной системы предполагает топку дровами. Это значит, что каждую топку мы будем сжигать определенное количество дров, и на территории храма будет стоять большая поленница, а настоятелю необходимо будет либо нанимать истопника, либо самому этим заниматься. Но и не запустить эту систему мы не можем, так как она за собой тянет холодный сырой воздух и это все, как уже было сказано, отражается на живописи. В этом и состоит основная сложность. Будем ее решать.

Сейчас происходит обследование этих печей, их состояния, позже будет приглашен печник, который специализируется именно на калориферных системах отопления, с ним будем еще раз все обходить смотреть. Решение будет приниматься после его заключения по эксплуатационным показателям системы. Есть трудности и в обследовании: многое не можем изучить, поскольку для полного обследования необходимо вскрывать все полы в храме полностью. Единственное, что мы можем сделать, это при производстве работ, когда мы выходим уже непосредственно на реставрационные работы, вести авторский надзор, и в рамках этого надзора доделывать определенный пакет документов; параллельно с работами по реставрации будем определять, какие места необходимо будет дополнительно вскрыть и обследовать. Сейчас это невозможно по ряду причин – не дадут разрешение на полное вскрытие полов, не дадут остановить службы, а во время работ храм, скорее всего, будут закрывать целиком года на полтора-два. Объем работы большой, делать надо все аккуратно и не торопясь, по возможности ограничив посещение храма прихожанами, в том числе во избежание несчастных случаев. Возможен вариант с поочередным закрытием приделов, так как работать сразу на всем объеме невозможно, и тогда работать будем постепенно. Но итоговое решение о работе храма в период реставрации будет принято только после окончания разработки необходимых проектных работ и их согласования с заказчиком.

– Можно ли говорить о том, что участники исследовательской команды на разных этапах разработки проекта будут посещать объект своего изучения или возможна работа на «удаленке»?

– Один из важных моментов в нашей работе, несмотря на наличие у нас современных технологий – это присутствие на объекте, пока ты его не увидишь, не потрогаешь руками, это не пройдешь, чертить его и работать с ним нельзя, так как получится стандартный храм, а нам необходимо именно сохранить уникальность культурного объекта. Крестовоздвиженский храм уже прожил длинную жизнь, и мы его можем просто поддержать и восстановить какие-то вещи, требующие нашего внимания.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

214