Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

05.06.2020 11:41 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 05.06.2020 г.

У меня растут года, будет мне семнадцать! Где работать мне тогда, чем заниматься?

Автор: Т. Шаркович

Фото из Интернета

Кем стать? Какие бывают профессии? Как выбрать профессию? Какая профессия лучше? По статистике поисковых систем «Яндекс», «Google» и «Rambler» миллионы россиян в год задают в поиске хотя бы один подобный вопрос. Чаще всего эти вопросы возникают у выпускников школ, ведь перед ними стоит непростая задача – правильно выбрать свой профессиональный путь, чтобы он не только помогал реализовывать свои способности, но и приносил хороший доход. Сегодня мы поговорим о профессиональном самоопределении.

Ольга Баранова:

«Еще во время учебы в 11 классе, как и многие старшеклассники сейчас, мы готовились к сдаче ЕГЭ. Для подготовки к экзамену по русскому языку я посещала курсы в Шуйском государственном педагогическом университете. Тогда он еще не был филиалом ИвГУ. После прохождения курсов некоторым слушателям предложили поучаствовать в олимпиаде. Если старшеклассник занимал в ней призовое место, то считалось, что ты на 50% поступил в ШГПУ. Так и случилось. Я заняла призовое место. И тогда я решила, что лучше «синица в руках, чем журавль в небе».

О своем выборе я никогда не жалела. Учеба в ШГПУ не была для меня трудной. Там замечательные преподаватели, которые умеют создать тёплую дружескую атмосферу. Со многими поддерживаю отношения и по сей день. Огромную роль в моем профессиональном становлении сыграла мой куратор Светлана Анатольевна Зайцева. Благодаря её наставничеству я окончила в 2016 году аспирантуру ШФ ИвГУ, а в 2018 г. защитила кандидатскую диссертацию.

По специальности работаю с первого дня окончания университета. Сначала работала в Палехской средней школе учителем начальных классов, а сейчас преподавателем в Ивановском педагогическом колледже. Продолжаю работу в Центре времяпрепровождения детей «Школа жизненного успеха» с ребятами младшего возраста. Работать с ними мне очень нравится. Каждый день видеть искренние, открытые, добродушные лица. Они приходят к тебе «чистым листом», а уходят уже вполне состоявшимися личностями. С ребятами, легко, весело и время пролетает незаметно. Но нужно помнить, что эта профессия очень ответственная, ведь «куда корабль направишь, туда он и поплывет». Очень важно, чтобы в момент становления младших школьников рядом с ними находился достойный, талантливый, заботливый человек – вторая мама, которая не только найдет нужные слова в трудный момент, но и заложит в каждого знания, разовьет умения, обеспечит необходимыми навыками, раскроет задатки каждого ребенка, увидит талант.

Считаю, что данная профессия очень востребована на рынке труда, но не каждый, даже окончив педагогическое заведение, решается в нее уйти. А перспектив в ней очень много, как говорил мудрец «все в ваших руках»!!!!

Будущим выпускникам хочется пожелать объективно оценивать свои возможности и ориентироваться на собственные желания. Вам необходимо осознать, какой работой вы предпочитаете больше заниматься: рисовать, общаться с людьми, работать за компьютером или может быть вы на «ты» с техникой. Ведь успех принесет только такая работа, которая доставляет удовольствие».

Несмотря на ограничительные мероприятия, связанные с эпидемиологической ситуацией в нашей стране, жизнь идет своим чередом: учащиеся 9 и 11 классов получают аттестаты, готовятся к экзаменам и поступают в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Безусловно, приемная кампания 2020 будет отличаться от предыдущих как сроками проведения, так и ее условиями. Но, давайте по порядку. Проведение сдачи ЕГЭ запланировано в июле-августе текущего года, что позволит университетам пусть и в сжатом режиме, но провести приемную кампанию вовремя и начать следующий учебный год 1 сентября. При этом прием документов при поступлении будет проводиться в электронной форме.

И хорошо, если старшеклассники уже определились со своей будущей профессией и точно знают, куда подавать аттестаты. Но нередко выпускники до последнего не знают, какую профессию хотят освоить. Давайте попробуем разобраться в тенденциях рынка труда.

Начнем с рассмотрения результатов социологического опроса, проходившего в социальных сетях на официальных страничках нашей газеты. В опросе приняли участие 61 человек, палешан, в возрасте от 22 до 57 лет, работающих в различных сферах деятельности. Итоги показали, что 65,5% респондентов имеют высшее образование; 23% – начальное или среднее профессиональное; 6,6% среднее общее; по 1,6% отвечающих имеют незаконченное высшее, два высших образования и диплом об окончании аспирантуры. На вопрос «Работаете ли вы сейчас по профессии/специальности, полученной в колледже/училище/ВУЗе?» 49,2% ответили, что работают; 45,9% не работают; 4,9%, что работают, имея основное общее или среднее общее образование. Среди факторов, повлиявших на выбор профессии после окончания школы большинство (по 31,1%) отметили личностные качества и способности, а также материальную и территориальную доступность; мнение и влияние родителей и учителей сыграло решающую роль у 16,4%; осуществляли мечту детства 14,8%; достойный уровень заработной платы был на первом месте у 13,1%; востребованность профессии, благоприятные условии работы и продолжение семейной династии выбрали по 11,5%; и всего 6,6% опрошенных выбрали будущую профессию за компанию с друзьями. При этом 54,1% участников опроса меняли когда-либо в жизни профессию и среди причин были названы: поиск новой, более прибыльной профессии (37,7%); вынужденная мера (переезд, закрытие предприятия и др.)(18%); выбор в пользу занятия, которое по-настоящему интересно (16,4%); 11,5% вернулись к профилю своего образования. Среди причин работы выпускников вузов/колледжей/училищ не по полученной профессии большинство отметили: низкую оплату труда (60,7%); сложность утроиться на работу без опыта (55,7%); 49,2% считают, что обучение было ради получения диплома о высшем образовании, а 42,6% что выпускники сделали неверный выбор профессии; невостребованность профессии на рынке труда и недостаток вакансий для специалистов данного профиля отметили 29,5% и 21,3%, соответственно. Из опроса можно сделать вывод, что почти половина респондентов не работает сейчас по профессии, полученной после окончания школы, по разным причинам, также указанным в статистике опроса. При этом нельзя исключать факты выбора не совсем «своей» профессии, и развитие и обновление рынка труда. Примечательно, что 88,5% респондентов считают необходимым проведение профориентационных уроков в школе с целью знакомства подростков с многообразным миром профессий.

Какие же профессии актуальны сейчас и будут в будущем? Точного прогноза не сможет дать никто, поскольку рынок труда – это живой организм, меняющийся каждый день и зависящий от множества факторов. Сегодня сложилась ситуация, когда работодатели в связи с мерами по самоизоляции были вынуждены организовать для своих сотрудников удаленные рабочие места. И этот факт бесследно не пройдет.

Александр Блохин:

«На мой выбор профессии после окончания школы повлияли родители. Учился я на фельдшера. В момент, когда я начал работать по специальности, наступило разочарование в выборе профессии, связанное с несоответствием оплаты за нагрузку и ответственность на работе.

На сегодняшний день по профессии не работаю, работаю в МЧС. Профессия непростая, но престижная, позволяет помогать людям, оказывая помощь в экстренных ситуациях, спасая их. По долгу службы мы должны уметь все: вытащить человека из огня, устранить возгорание травы, вызволить пострадавших из обломков или оказать помощь при ДТП. Столь напряженная и опасная работа и оплачивается выше. А знания, полученные мною во время обучения после школы необходимы мне на работе в МЧС. На выбор этого направления работы также повлияла и служба в армии.

При этом профессию фельдшера, которую я получал, считаю перспективной, так как медицина должна находиться на первых местах на рынке труда, как составляющая качественного медицинского обслуживания. В нашей жизни все профессии важны, и оплачиваться должны достойно все виды труда, будь то работа дворником или учителем.

Я считаю, что в вопросе выбора профессии важно учитывать ее востребованность и материальную составляющую. Не менее важную роль играет тяга к тому или иному интересу, увлечениям, тому, что приносит удовольствие и получается лучше всего. При сложении всех этих составляющих можно и нужно делать выбор своей будущей профессии».

Уже сейчас аналитики прогнозируют переход части профессий на удаленные формы работы на постоянной основе. Из-за повышенной заботы людей о своем здоровье и здоровье своих близких, по мнению экспертов, вырастет спрос на услуги сиделок, помощников по уходу, социальных работников, онлайн-врачей общей практики.

Среди актуальных в скором времени профессий указаны антикризисные консультанты и консультанты по личным финансам. Кроме того, из-за востребованности во время пандемии удаленного режима работы и электронных платформ станут необходимы услуги экспертов по диджитализации процессов, то есть перевода всех видов информации в цифровую форму, программистов, контент-менеджеров. Для грамотной организации работы в дистанционном формате работодатели обратятся к специалистам по тайм-менеджменту. Безусловно, пандемия приведет к появлению новых профессий на стыке старых специальностей. По словам директора Института прогрессивного образования Анны Маркс, юриспруденции и PR-технологиям предстоит слиться с цифровыми навыками, медицине — с инженерией, агрокультуре — с робототехникой, что приведет к изменениям в профессиональной сфере и в области образования. Кроме того, в числе самых актуальных, окажется профессия учителя, так как машина никогда не сможет заменить представителей этой сферы деятельности.

В перечень профессий, которые в ближайшие пять лет будут востребованными не только в России, но и в других государствах мира, вошли представители: сферы инжиниринга, логистической деятельности, экологического направления, врачебной практики, сферы нанотехнологий, биотехнологий, блокчейна и сферы IT, туристического бизнеса, сферы химии. В этом списке представители, как высшего, так и среднего уровня образования.

Реальный прогноз относительно рабочих специальностей сводится к тому, что с течением времени, их доля на рынке труда будет уменьшаться. И причины такого предсказания лежат на поверхности. Это, во-первых, достижения научно-технической отрасли и, во-вторых, это низкие темпы роста населения. Тем не менее, вряд ли будет не у дел рабочий персонал строительных отраслей, производства монтажных работ, наладки оборудования, автосервиса, сантехнических работ, сферы энергетики, добычи полезных ископаемых, служб спасения, социальных служб, управления транспортом.

Сокращение количества востребованных специалистов в той или иной сфере не обозначает их ненужность, скорее наоборот, будут предъявляться новые требования, связанные с освоением актуальных навыков, умений, технических программ. Также сейчас работодатели уделяют большое внимание надпрофессиональным навыкам своих работников, то есть владению иностранными языками, навыкам коммуникации, умению четко и результативно ориентироваться в условиях быстрой смены целей и задач, наличию лидерских качеств.

Что же делать, чтобы принять максимально верное решение при выборе своего профессионального пути? Необходимо понимать, что на выбор могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы, а это востребованность и престижность той или иной профессии, мы уже разобрали выше, так что обратимся к внутренним. Поскольку столь серьезное решение предстоит делать самому человеку, то важно обратить серьезное внимание именно на себя. В первую очередь необходимо проанализировать свои увлечения и интересы, ведь работа должна приносить не только доход, но и внутреннее удовлетворение. Возможности – это, пожалуй, один из самых важных внутренних факторов. Существует много профессий, которые ограничены специфическими требованиями. Например, наличие слуха для музыканта или отменное здоровье для летчика и так далее. Здесь также надо учитывать индивидуальные особенности характера. Далеко не каждый сможет целый день сидеть за компьютером, не поднимая глаз, или же наоборот проводить рабочие дни в постоянном общении с людьми. Далее важно обратиться к своим способностям, напрямую связанным с интересами. Этот фактор обычно проявляется в процессе обучения. Определить их можно методом исключения: история? скучно (под вопросом гуманитарные специальности); цифры? не мое (точные науки и финансы скорее всего вычеркиваем) и так далее. То есть, человек, не имеющий способностей по математике, вряд ли станет программистом. Исключения, конечно, бывают, но очень редко. При этом обязательно прислушиваться к мнению родителей и классного руководителя, ведь эти люди знают вас как никто другой. Расширяйте свои знания о профессиях, это поможет «отсеить» неподходящие специальности. Не пожалейте времени и пройдите профориентационные тесты – их можно найти как в Интернете, так и обратиться к специалистам в центр занятости населения. Всегда имейте запасной аэродром. Какой бы ни была уверенность в том, что желаемая профессия найдена, всегда нужно рассматривать что-то дополнительно. Таким образом, получается, что важно рассмотреть три составляющие формулы выбора профессии – «могу», «хочу» и «надо». И решение этого уравнения лежит только на вас.

И даже после определения вышеперечисленных пунктов стоит «примерить» профессию на себя: включите воображение и представьте, что вы каждый день занимаетесь тем или иным делом, будь то работа в офисе или на «удаленке». Комфортно? Если да, то смело подавайте документы на выбранное направление, если же нет, то стоит поискать еще. Ведь профессий и их подвидов огромное множество, и где-то вас ждет именно ваша профессия! Главное – никогда не отчаиваться. Всегда можно пройти дополнительно курсы профессионального обучения или повысить квалификацию, освоив новую программу или направление деятельности в полученной профессии.

Руслан Лятов:

«После окончания школы я решил поступать во Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых на специальность «Мехатроника и робототехника». В год моего поступления был набор в экспериментальную группу, где в рамках образовательного процесса раз в неделю обучение проходило на заводе. По итогу я получил широкопрофильное инженерное образование, включающее в себя теоретические и практические знания в механике, электронике и информатике, что позволяет работать конструктором, технологом, проектировщиком, заниматься разработкой и ремонтом роботов, станков с числовым программным управлением и т.п. На сегодняшний день работаю во Владимире по профессии, которую получил. Работа нравится не только задачами, которые передо мной стоят, но и своей престижностью, так как мы являемся резидентами «Сколково», входим в госкорпорацию РОСТЕХа, ведем работу с Китаем и Индией, а наши инжиниринговые центры располагаются по всей России. При этом зарплата выше средней по Ивановской и Владимирской областям. Профессию, которую я получил, считаю одной из самых перспективных в мире, поскольку за технологиями наше будущее.

Выпускникам этого года могу сказать, что крайне сложно определиться на 100% в 18 лет с тем, чем хочешь заниматься в 40, но стоит проанализировать свои склонности и желания и уже с их учетом делать профессиональный выбор. Самое важное в студенческой жизни – это самообучение. Сейчас в колледжах и университетах 60% материала – это самостоятельная работа, без которой ты ничего не добьешься. Надо быть готовыми, что бакалавриат некоторые работодатели, во всяком случае, в моей профессии, считают недостаточным уровнем образования. Именно поэтому я продолжил обучение в магистратуре. В будущем планирую получить квалификацию в области программирования путем самообразования – онлайн-курсы, вебинары».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23