Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

28.02.2020 08:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 28.02.2020 г.

Художник, мыслитель, поэт

Автор: Н. Рыжикова

А.Д. Кочупалов (1940-2010)

Автопортрет. 1967

Папье-маше, темпера, лак.

Собственность семьи художника.

Говорят, рожденные 29 февраля високосного года – люди уникальные, им уготована особая судьба. В такой день 80 лет назад родился будущий художник Алексей Кочупалов. Он появился на свет в утопающем среди полей подсолнуха и зелени садов краснодарском селе, в щедро одаренной талантами многодетной семье, где хорошо пели, рисовали, знали стихи. Совсем ребенком Алексей Дмитриевич пережил страшные годы войны, отец ушел на фронт. Неизвестно, как бы сложилась жизнь, но в начале 1950-х в местную школу учителем рисования приехала Нина Чаадаева, молодая выпускница палехского училища. Очарованный невиданным волшебным искусством, 16-летний юноша, пылко увлеченный классической музыкой и литературой, решил свою судьбу раз и навсегда. Отныне он – палешанин.

А.Д. Кочупалов (1940-2010) Катарсис. 2008 Холст, уголь, темпера. Собственность семьи художника.

Ему выпал счастливый случай угадать свое предназначение и следовать ему всю жизнь – и в пору учебы в ПХУ, которое окончил с отличием, и в период триумфа Палеха, когда в его искусство ворвалось соцветие самобытных мастеров – Борис и Калерия Кукулиевы, Валентин Ходов, Геннадий Кочетов, Александр Клипов, Ирина Ливанова, Вячеслав Морокин, Екатерина Щаницына…

Алексей Кочупалов был одним из тех, кто дал Палеху свежесть, новизну, артистическую свободу. Он сразу выделился из среды миниатюристов мастерством изображения острой психологии характеров, до мелочей продуманной драматургией, интеллектуальной наполненностью произведения. Тема была всегда неординарна и вызревала сложно: требовательный к себе художник искал символической значимости, через страсти своих героев транслировал личные переживания – и отнюдь не присущую искусству Палеха идиллически-безмятежную радость – напротив, глубину чувств, потрясение, одиночество, тревогу.

За полвека в профессии Алексей Кочупалов создал сотни произведений лаковой миниатюры, прикладной графики, монументальных росписей. Он испытал многое – от официального признания заслуг до жизни затворником. Был председателем худсовета и главным художником мастерских, руководителем палехского отделения СХ, стал заслуженным, потом народным художником РСФСР, почетным гражданином Палеха. Он пережил безвременную смерть сына, а затем и крах прежних идеалов, когда казавшееся незыблемым искусство накрыла мощная конъюнктура рынка.

Желание высказаться стало неотступной потребностью. Переживания рождали пронзительные стихи, в которых Алексей Дмитриевич предстает как тонкий и талантливый поэт:

«В сумрак ночи листва в час закатный усталой природы,

Замирая, багряною вязью спадает по сводам.

Отрешенно в поникшие травы навечно ложится,

Погружаясь в туманы померкшей последней страницей.

Будто каясь, воспрянули в выси нагими руками

Онемевшие ветви, мерцая тумана слезами.

Тишина. Чутко капель несчастных скупое шуршанье.

И смятенье, и грусть в затаенном тревожном молчанье…

Я туманом прильну к обагренным пожаром осинам,

Их росой окроплю воспаленную душу России…»

Его новый, по-настоящему выстраданный «способ зрения» у многих тогда вызвал шок: вместо миниатюрности и черного лака – крупноформатные холсты, уголь, темпера, техника гризайль. «Раненый ангел», «Пророк», «Демон», «Диспут. Свет и Тьма» – в них поражала не только роскошь декоративного решения, а неочевидное (и приемлемое ли?) для палехского искусства содержание, где ясно читалась идея-фикс автора – подвигнуть зрителя к состоянию катарсиса, испытать его вслед за художником. Напористо, категорично Кочупалов проповедовал нравственный императив своих произведений.

Опыт работы с большим форматом мастер приобрел еще в 1970-80-е годы. Прекрасное знание основ древнерусского искусства, помноженное на безграничную любовь к музыке, определили его участие в оформлении зала Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац. Монументальные работы Алексея Кочупалова можно увидеть в Иванове. Изысканно-нарядные, удивительного колористического решения фрески украшают стены бывшего Дворца текстильщиков (ЦКиО). Другой гигантский ансамбль-фриз сохранился в фойе Дворца искусств. Сплавленный живописно и пластически, он вдохновлен идеей гармонии муз, синтеза пяти искусств – Драматургии, Живописи, Поэзии, Музыки и Архитектуры – главного, к чему стремился художник. Он исполнил центральное панно «Театр», а созданные по его эскизам символические образы воплотили ведущие мастера Палеха Борис Кукулиев, Роман Белоусов, Николай Лопатин, Олег Ан.

Несмотря на то, что имя Алексея Дмитриевича Кочупалова прочно вошло в историю палехского искусства, его творческое наследие еще предстоит осмыслить и оценить во всей полноте. Однозначно можно сказать: с нами жил художник самого необычного дарования. Он был человек своей эпохи, неисправимый идеалист, который до последнего дня мечтал и верил, что Палех ожидает новый взлет.

Тревожная темень нависла над садом.

Над рощей берёз за тесовой оградой.

Обрушилась снежной лавиною... Ветер

Завыл, закружил и закрыл всё на свете!

Вдруг штормом на рощу набросился грозно...

О! Будто бы выстрел! – сломалась берёза!..

И страшная рваная рана разлома

Навзрыд закричала – на помощь!., на помощь!..

Не устояла под ветра напором...

– Сломилась!.. – стонали берёзоньки хором.

Не устояла... не устояла!..

В объятия клёна берёза упала...

Он выдержал натиск, он крепок и молод:

Как мертвенно обнял берёзовый холод!..

Клонясь, трепетала она на груди

У сильного клёна... Он слышал один

Те слабые стоны прощанья со светом...

Но шумы берёз заглушали стон этот...

Пред силой стихии упруго качаясь.

Корнями, что только есть сил упираясь.

Стонали берёзы... Стояли берёзы!..

И сыпались льдинками хладные слёзы.

Вот буря утихла, натешившись всласть.

Берёзоньке клён так и не дал упасть!..

И смолкла берёза – ни стона, ни звука.

Она умирала... безропотно, в муках...

Не осознавая – зачем и за что?..

За страшную смерть не ответит никто...

Стихия?.. Так Время, играя судьбой.

Извечною тайной кружит над тобой...

А.Д. Кочупалов, 31 декабря 2001 года, д. Свергино.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

240