Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

06.11.2020 10:06 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 06.11.2020 г.

Все подвластно трудолюбивым рукам мастера

Автор: А. Разумовская

Палех – город мастеров. Это выражение уже прочно закрепилось за небольшим поселком Ивановской области. Многие, услышав его, подумают, что речь пойдет о мастерах лаковой миниатюры, но славен Палех и умельцами деревянных узоров. Об одном из них и пойдет речь.

В былые времена таких людей как Михаил Иванов называли самородками.

Родился Михаил в Палехе. Младший, восьмой по счету ребенок в семье Ивановых с детства учился преодолевать трудности посланные судьбой. Мальчик родился с тяжелым заболеванием ног. Большая часть детства прошла в больничных палатах областного госпиталя. Несмотря на это, в школу Миша пошел вместе с остальными ребятами, ограничения двигательной активности никогда не были для него поводом для грусти. Его сверстники вспоминают – в школе Миша был душой компании, нередко являлся и зачинщиком школьных шалостей, после чего в дневнике появлялись «яркие» записи от учителя.

Мише было 13 лет, когда в Палехском Доме ремесел открылась студия резьбы по дереву. Ему о ней рассказал одноклассник, и любопытный Миша поспешил на это посмотреть. Переступив порог студии, взглянув на работу преподавателя – Александра Алексеевича Гаврилова, мальчику захотелось самому попробовать себя в этом деле. Взяв в руки резец, Михаил уже более 30 лет осваивает безграничные возможности этого инструмента.

Молодой мужчина вспоминает, что более полугода он был единственным посетителем студии, ежедневно после занятий в школе он спешил в Дом ремесел, туда, куда манило любимое увлечение, тогда он еще не знал, что со временем оно перерастет во что-то большее.

«Александр Алексеевич учил нас геометрической резьбе. Вырезали разделочные доски, ложки и другие элементы домашней утвари», – вспоминает Михаил.

Окончив школу, молодой человек поступил в колледж с. Сергеево, Шуйского района. Там он стал изучать профессию техник-механик-фермер, но и о резьбе по дереву не забывал. По-прежнему продолжал навещать полюбившуюся студию палехского Дома ремесел, у него еще оставалось много вопросов к мастеру, самостоятельно знакомился с новыми направлениями, приемами и техниками художественной резки по дереву и всем, что с этим связано.

После училища Михаил год проработал в Палехском совхозе трактористом, но знал – это не его дело. Ему нравилось работать с деревом и хотелось все больше узнавать и совершенствовать свой навык резчика.

Узнав о том, что в Палехе открылось предприятие по изготовлению иконостасов, Михаил устроился туда. Он был готов к любой работе.

В стенах предприятия трудилось много хороших специалистов и было у кого поучиться. Михаил столярничал и работал помощником резчика. Набравшись опыта, через три года работы молодой человек решается обосновать собственную мастерскую. Снимает небольшую комнату в частном доме, на скопленные деньги приобретает необходимое оборудование и начинает искать заказчика. К этому моменту в арсенале молодого мастера уже были определенные наработки, увидев которые первый же работодатель поверил в талант молодого человека. Выполнив свой первый серьезный заказ, Михаил было снова настроился на поиски работы, но в этот раз желающие не заставили себя ждать. Весть о талантливом, добросовестном молодом резчике быстро распространилась и на долгое время обеспечила его работой. Резные колонны, оклады для икон, киоты, распятия, резные ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, все подвластно резцу мастера. Через какое-то время стабильный, хороший заработок позволил приобрести собственный участок земли с домом под мастерскую. Там Михаил ставит для себя новые цели и упорно изучает все ступени изготовления иконной доски, осваивает работу позолотчика и азы художественной чеканки по сусальному золоту.

В это время главный редактор «Призыва» А. Сурин пишет: … Изготовить киот Михаила попросили церковные служители из Подмосковья. Уже и туда дошла добрая слава о золотых руках молодого столяра-резчика из Палеха. …Мастерская у него – обыкновенная изба, инструмент для ручной работы, но Михаил без обиняков говорит: «А что? Не только киоты, но и небольшой иконостас здесь в одиночку могу соорудить».

…Когда киот уже был готов, заказчики попросили наложить на узор позолоту. Мастер справился и с левкасом, и с покраской, лакировкой – всеми подготовительными операциями, а потом наложил сусальное золото.

В период с 2005 по 2011 год работы было много, большие заказы и маленькие сроки, все говорило о том, что пора звать помощников. Михаил обучил людей, и работа закипела. Днем он трудился над заказами, а к вечеру принимался за строительство своего жилого дома. Интенсивный график работы и тяжелые физические нагрузки сделали свое дело. Михаила все чаще стала беспокоить боль в ногах, в конце концов, к 2010 году ему понадобилась срочная операция по замене тазобедренного сустава. Михаила направили в госпиталь Санкт-Петербурга, где ему и была проведена сложная операция, а в следствие и присвоена третья группа инвалидности.

Но даже эти обстоятельства не заставили мастера отказаться от любимого дела, время, проведенное в больничных палатах, он коротал изучая тематическую литературу по своему ремеслу, кроме того, работа в его мастерской не прерывалась ни на минуту. Ежедневно он созванивался со своими рабочими и контролировал темпы и качество текущих заказов, он четко понимал, что в этой работе ошибки недопустимы, во что бы то ни стало необходимо было держать марку.

После выписки Михаил не мог долго усидеть дома. Передвигаясь при помощи костылей, спешил в свою мастерскую, где ему предстояло воплотить в жизнь новые идеи и закончить имеющиеся проекты.

В марте будущего года исполнится 20 лет с того дня, когда увлечение молодого человека переросло в настоящее дело жизни, и Михаил официально зарегистрировал свою деятельность и приобрел статус частного предпринимателя.

Благодаря упорству и трудолюбию мастеру удалось сохранить свое дело даже в самые непростые времена всероссийского кризиса, когда многим, даже крупным предприятиям нелегко было удержаться на плаву, Михаил продолжал ежедневно приходить в свою мастерскую и с раннего утра принимался за работу. К тому времени рабочих пришлось распустить.

Сегодня Михаил продолжает трудиться в одиночку, его работы украшают храмы по всей России. Заготовки под иконы пользуются спросом как у местных художников, так и у иногородних заказчиков, с многими из которых мастер работает уже около 20 лет.

Во время небольшой экскурсии по мастерской внимание привлекло, на мой взгляд, красивейшее зеркало размером в человеческий рост в деревянной оправе, украшенной удивительной красоты резьбой в виде виноградной лозы. Почему оно находится здесь? – задала я вопрос мастеру, – ему самое место в доме, где им могли бы полюбоваться многие. На что Михаил ответил: «Это одна из моих первых работ, на ней, как говорится, я набивал руку. Когда-то и мне она казалась хорошей, но, с течением времени, для меня это зеркало стало примером того, как делать нельзя, и именно с этой целью оно висит здесь».

Сейчас Михаил трудится над одним из больших заказов – три заготовки под ростовые иконы для местного ряда иконостаса, для них мастер самостоятельно изготовил деревянные щиты, положил нужный левкас и сусальное золото, сейчас делает чеканку. Как только Михаил закончит свою работу, заготовки отправятся к художнику и ему останется лишь написать образ, который потом займет свое место в центральном пределе храма Свет неугасимой свечи г. Углич. В этом храме уже находится несколько его работ.

Несмотря на многолетний опыт, каждый раз принимаясь за новую работу, Михаил изучает много информации о традициях и убранствах православных храмов, пробует новые приемы. Каждое изделие для него особенное, у каждого есть своя история и привязка к месту, где оно будет находиться. Все это важно учитывать во время изготовления и нанесения орнаментов. Вот как например с этой последней работой. Храм восстанавливается, и заказчику важно, чтобы внешний вид икон гармонировал с уцелевшими образами и вписывался в общий интерьер храма.

Сколько работ уже сделано сегодня и не припомнить, но Михаил знает точно, ни одну из них ему не стыдно было сдавать заказчику. Главный принцип его работы: все должно быть сделано на совесть. Поручиться за свое изделие он готов всегда и полностью, ведь все этапы работ, которые в больших мастерских выполняют отдельные специалисты, Михаил научился делать сам.

Сегодня молодой мужчина с благодарностью вспоминает тот день, когда в юности переступил порог студии резьбы по дереву, людей, которые делились с ним опытом, учили и наставляли.

Был такой момент в жизни, когда Михаилу хотелось возродить в Палехе работу студии резьбы по дереву при местном Доме ремесел. Он готов был выделять из своего графика время на занятия с ребятами, пока реализация этих планов зависит не только от него. Но кто знает, возможно, и им суждено сбыться с течением времени.

Первые шаги к мастерству. Михаил на фото справа. (Фото из архива редакции)

Богатая оправа для иконы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

195