Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

23.10.2020 10:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 23.10.2020 г.

Мордовия и Палех в одном сердце

Автор: А. Зайцева

Алексей Осипович Почанин – один из известных художников современного Палеха, продолжатель традиций палехского искусства. Его знают как художника палехской лаковой миниатюры и искусного портретиста. В его работах лаконично сочетается изящная техника палехского письма и мордовских мотивов. Это связано с тем, что в его сердце живут две любви – любовь к малой родине в Мордовии и любовь к Палеху.

Сегодня Алексею Осиповичу исполняется 80 лет, а он полон жизненных сил, неиссякаемой творческой энергии и строит планы на будущее.

Алексей Осипович Почанин – член союза художников Российской Федерации, Заслуженный художник Республики Мордовия. С 1973 г. участник областных, зональных, всесоюзных и зарубежных выставок.

Первая персональная выставка мастера прошла в Палехе в 1967 г.

Через 20 лет, в 1987 г., работы Алексея Осиповича экспонировались в г. Саранск. Выставка была посвящена 70-летию Великого Октября. В этом же городе в 2005 г. прошла еще одна персональная выставка, посвященная 65-летию палехского художника.

В 1996 г. в Республике Кипр в г. Лимасол состоялась персональная выставка произведений А.О. Почанина под названием «Я и моя семья».

Кроме того, работы мастера экспонировались на выставках в г. Иваново, Плес, Рязань, Тольятти, Москва, в США.

Родился Алексей Осипович 23 октября 1940 года в поселке Зеленый Курган Ульяновской области. Воспитывала его мать, отец рано ушел на фронт и не вернулся. Жили очень бедно, но воспоминания художника о детстве играют яркими красками. «Живописные рощи и дубравы, поляны с благоухающими весенними цветами подснежников создавали окружающую красоту мира там, где я родился, – вспоминает Алексей Осипович. – Я с детства очень любил мордовский край из сосен и берез, с красными осенними осинами и желтыми лесными кленами. Природа завораживала мою детскую душу и воображение. Я до сих пор помню сосну с раскидистыми ветками, которая стояла недалеко от нашего дома. На ней жила сова, которая очень пронзительно кричала». Возможно, этот живописный край зародил в душе мальчика любовь к рисованию. Он постоянно просил у матери карандаши и кусочки бумаги, рисовал, а затем вывешивал свои картинки на уличной стене дома. В те времена еще не было телевизоров, и единственным развлечением селян были прогулки по поселку. Около дома Почаниных зачастую собирались женщины, которые рассматривали вывешенные Алешкой рисунки. Многие удивлялись: «Ну надо же, какой мальчишка растет!» В школе юноше хорошо давалась математика, а вот русский язык и литература шли очень тяжело. Бывало, зададут на дом выучить стихотворение. Он учит, учит, а на уроке не может рассказать, поставят ему двойку. А мальчишка от досады идет домой за пять километров и плачет всю дорогу. Плохая память у Алеши была из-за скудного питания. Семья жила очень бедно. Ели лебеду, крапиву, щавель (все это варилось) и никаких добавок, и так три раза в день. От голода спасал лес – собирали ягоды, грибы, орехи, желуди; грузди солили, орехи сушили, ягоды замачивали и настаивали в бутылках. «Очень много было ягод костяники, – рассказывает Алексей Осипович. – Кисло-сладкая ягода хорошо утоляла жажду в жару. Клубника росла на больших полянах, а лесная земляника так и просилась в мордовский горшок. Так и выживала в послевоенное голодное время вся Россия, а вместе с ней и Мордовия».

Алексей служил в Заполярном крае в ракетном полку. Как и все солдаты нес воинскую службу, а в свободное время, по разрешению командования, продолжал заочное обучение. Так он прошел все три курса обучения, был рекомендован в военную студию им. Грекова. Но учиться в ней не довелось, у Алексея не было среднего образования. Демобилизовавшись, он вернулся в совхоз Глушицкий. Алексея Осиповича пригласили работать учителем рисования в среднюю школу. Сначала он стушевался: «Ну, какой из меня учитель!», но потом согласился. Мечта получить художественное образование не покидала его, а для этого нужно было учиться. Вот так и получилось, днем Алексей Осипович учил детей, а вечером сам садился за парту, учился в школе советской молодежи.

Заветной мечтой был Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Но чтобы поступить туда, нужно было иметь средне-специальное образование. Выход был один – надо срочно поступать в художественное училище. Алексей стал искать, где есть такие учебные заведения. Его взор остановился на Ивановском крае. Холуй, Мстера, Палех…

Чтобы поступить в Палехское художественное училище, нужно было направить свои рисунки и получить вызов на вступительные экзамены. Так и сделал Алексей, он сложил рисунки пополам, положил их в конверт и отправил в Палех. Время шло, а вызова не было. Алексей решил ехать в Палех. Накануне поездки ему приснился сон, что идет он по дороге, а впереди перекресток, и ему нужно свернуть со своего прямого пути. Проснувшись, он рассказал сон матери, а она предугадала, что жизнь юноши скоро кардинально изменится.

И вот он, без вызова, в Палехе, в кабинете секретаря училища Лидии Алексеевны Семайкиной. Именно здесь случилась та роковая встреча с директором художественного училища Вячеславом Ивановичем Астаховым. Алексей рассказал ему, что приехал поступать, но вызова почему-то ему не прислали. Вячеслав Иванович, посмотрев на его рисунки, пожурил начинающего художника за сложенные вдвое работы: «Ну, разве так можно?» и разрешил сдавать вступительные экзамены. Не остался равнодушным директор училища и к экзаменационным работам Алексея. Так Алексей Осипович стал студентом Палехского художественного училища.

«Студенческие годы – это лучшие годы моей молодости», – признается художник. Алексей Осипович всегда с восхищением вспоминает время учебы в училище. Он с благодарностью отзывается о своих преподавателях: В.И. Астахове, Н.Ф. Вихреве, В.Т. Бондаренко, А.В. Ковалеве, А.В. Борунове, В.И. Голове. И всегда с очень большим поклоном и любовью относится к Н.М. Зиновьеву, В.И. Астахову и Н.Ф. Вихреву.

Студенческие годы (1964-1969 гг.) прошли как одно мгновение, но оставили в памяти много ярких моментов, скорее всего, тогда к нему пришло осознание, что он влюблен в Палех и не хочет с ним расставаться никогда. Всех однокурсников Алексей Осипович воспринимает большим братством, многих уже нет в живых, но память о них хранит союз студенческого единения.

На защиту диплома выпускник подготовил работу «Бухенвальский набат», за которую получил оценку отлично. Алексей Осипович окончил училище с похвальным листом.

Будучи студентом, в стенах училища Алексей встретил свою будущую супругу Валентину Андреевну Волкову. Вместе с ней в браке они прожили 40 лет, воспитали двух дочерей Варвару и Анну, которые также обладают художественными талантами.

В то время все выпускники художественного училища поступали на работу в Палехские художественно-производственные мастерские, та же судьба ожидала и Алексея. Александр Григорьевич Баканов, директор мастерских, и Григорий Михайлович Мельников, председатель правления мастерских, очень тепло приняли юного тогда художника. Бригада, где начал работать Алексей, состояла из опытных художников, которые много лет участвовали в художественных выставках разных уровней. «Начало было сложное, никак не мог войти в ритм работы», – рассказывает Алексей Осипович. Художественные советы и первые шаги творчества напряженно ложились на повседневные простые приемы. Но упорство возобладало над трудом. Появились первые творческие работы: шкатулки «Купец Калашников», «Страда», «Раз в Крещенский вечерок», «Солнце, Месяц, Ворон Воронович» и др.

Любовь к малой родине, все же тяготила. Алексею хотелось создать что-то новое, личное, свое. Посоветовавшись с Н.М. Зиновьевым, в начале 70-х годов он начал ездить на родину в Мордовию в г. Саранск. Здесь, в Республиканском краеведческом музее, он изучал культуру своего народа – фино-угорского. Так установилась тесная связь Алексея Осиповича Почанина с Мордовией.

В Мордовском республиканском краеведческом музее прошла первая персональная выставка художника. На ней было представлено 45 работ мастера. Так зародилась добрая дружба между художником Палеха и этносом угрофинов с республикой Мордовия. Эта дружба открыла для Алексея Осиповича большой творческий путь. Специально по заказу музея художник выполнил несколько работ по национальным мотивам: декоративное блюдо «Гулянье в мордовской деревне», шкатулка «Пляска «Умарина», пудреница «Мордовская пляска», две шкатулки «Пляска».

В благодарность за творческое сотрудничество Алексей Осипович подарил искусствоведу Тамаре Корабельщиковой пудреницу «Посиделки», которая теперь хранится в фондах Краеведческого музея. Также особым украшением музейной коллекции являются шкатулки «Мордовия» («Земля-кормилица»), «Юность отцов», «Как у новых у ворот Ульяна стояла», «Семик» и многие другие работы. Некоторые работы Алексея Почанина были выполнены в соавторстве с супругой Валентиной Андреевной.

Встав на большой творческий путь, Алексей Осипович не боялся браться за серьезные работы, его не страшили трудности. Собранный материал позволил мастеру написать одну из значимых работ, посвященной малой родине, крупномасштабный триптих «Край Мордовский». В центре – «Хлеб Родине», по бокам – «Непокоренные» и «Рожденная Октябрем». Многие искусствоведы отмечают, что именно эта работа показала, что художник вступил в пору зрелого мастерства.

Позднее, у мастера появляется идея воплотить в лаковой миниатюре сказы мордовского эпоса «Сияжар». Так появляются замысловатые орнаменты, берущие свое начало от древнерусских, оживают заглавные буквы в тексте, рождаются сюжеты сказов.

В своем творчестве Алексей Осипович обращался к портретной миниатюре. Им был написан портрет его кумира «С.Д. Эрзи». Художник считает, что между ними есть некое родство, что-то общее.

За большой вклад в сохранение культурных традиций Мордовия удостоила мастера звания «Заслуженный художник Республики Мордовия». Участвуя в выставках, Алексей Осипович награжден золотой медалью Союза художников Российской Федерации.

Несмотря на солидный возраст Алексей Осипович Почанин полон сил и энергии. В его голове рождаются все новые и новые сюжеты будущих работ. К примеру, сегодня он трудится над триптихом «Колыбель моего детства». Композиционно – это динамичное повествование о его жизни. На центральной пластине изображена Мадонна с младенцем на руках – это мать – Екатерина Осиповна Почанина, которая одна вырастила и воспитала сына. Снизу два ангела. Один несет палехский этюдник, а другой – живописный ангел. Они сулят будущее младенцу – Алексей останется в Палехе и будет палехским художником. Вверху летят еще два ангела, у них в руках покров и икона Казанской Пресвятой Богородицы. По словам художника, именно эта икона всегда его защищала. «Пластина будет называться «Мадонна. Благословление», – поделился с нами Алексей Осипович. Работа, которую предстоит выполнить мастеру очень большая, но мы уверены, что она будет завершена и порадует зрителя своим композиционным и колористическим решением. В ближайших планах мастера новая персональная выставка в Библиотечно-информационном центре ГМПИ п. Палех. Ждем приглашения.

От имени редакции поздравляем Алексея Осиповича с юбилейным днем рождения и желаем ему здоровья на многие лета, новых творческих свершений, неиссякаемой энергии, тепла и благополучия.

«Колыбель моего детства» – триптих, над которым трудится мастер сегодня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

70