Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

10.01.2020 10:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 10.01.2020 г.

Палех, Ленина, 33… (Встреча ветеранов Палехских художественных мастерских «По волнам нашей памяти»)

Автор: А. Сиротина

Многие культурные мероприятия прошедшего 2019 года так или иначе были посвящены 95-летнему юбилею палехского искусства лаковой миниатюры. А в самый канун новогодья в литературном салоне центральной библиотеки состоялся вечер-встреча ветеранов Палехских художественных мастерских – тех, кому в разные годы посчастливилось быть частью этого легендарного коллектива. И саму атмосферу встречи, выражаясь стихами поэта Андрея Вознесенского, можно назвать «ностальгией по настоящему», настоящему, которое осталось в безвозвратном прошлом. И чем дальше и быстрее время бежит вперед, тем отчетливее ощущается значимость и самобытность того мироустройства обетованного художественного Палеха.

В строках истории

К назначенному времени в зале было многолюдно. В первую очередь, художники плотным полукругом собрались у выставки фотографий, рассказывающих об истории художественных мастерских. Было что вспомнить, поэтому эмоции били фонтаном.

Вечер открыла и провела директор библиотеки Ирина Барышева. На экране сменяли друг друга фотографии разных лет, а ведущая напоминала о событиях, происходивших в стенах дома художников, где с самого момента основания бурлила интересная и особенная жизнь творческого коллектива.

В давнее прошлое уходит корнями и история самого здания.

Художественно-производственные мастерские располагались в доме, который был построен на средства купцов Коровайковых, бывших крепостных, получивших вольную в 1840 году.

В 1907 году на средства Коровайковых была возведена иконописная мастерская. И в этом качестве в дореволюционной России здание просуществовало около 10 лет, впоследствии было национализировано.

После революции 1917-го года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.

5 декабря 1924 года семеро палехских художников Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков, Александр Зубков, Александр и Владимир Котухины объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев. Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

В 1935 году артель преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954 году образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Так все начиналось.

Первым директором мастерских был Александр Григорьевич Баканов (1910-1979).

В 1970-80-е годы Палехские художественно-производственные мастерские становятся самой успешной организацией во всей системе Союза художников России. Имеют стабильное финансовое положение. Более 90% всех произведений лаковой миниатюры экспонировалось за границу – в США и Европу.

Первоначально все художники работали в одном небольшом здании этого старинного Коровайковского дома. Не хватало рабочих мест. За столом сидели по трое. Пришедших из художественного училища молодых художников, пересаживали с места на место, на места тех, кто уходил в отпуск. Поэтому был построен новый корпус, который примыкал к старому зданию.

Места стало хватать всем. Весь коллектив был разделен на бригады. Бригадирами были наиболее опытные художники. В большинстве случаев молодёжь подсаживали за стол с бригадиром, так осуществлялись преемственность мастерства, наставничество. В то время для молодежи все опытные художники были авторитетами.

И творческая, и производственная деятельность были чётко отлажены. За творческую выставочную деятельность отвечало правление Палехского отделения. За всю творческо-производственную деятельность, финансовую, за реквизицию выпускаемой продукции, за благополучие коллектива – директор. Все художники жили одной большой творческой семьёй.

Здание мастерских «утопало» в цветах. Внутреннее убранство соответствовало приёму гостей любого уровня. Автобусы туристов и интуристов выстраивались в очередь. Здесь принимали таких высоких гостей, как председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, одобривший строительство нового здания мастерских, послы иностранных государств, космонавты, известные деятели культуры, как Тихон Хренников, Юрий Силантьев, Людмила Зыкина и многие другие. Очень тёплые отношения сложились с узбекскими коллегами.

Можно ещё долго рассказывать о том, какие встречи и на каком уровне проходили у нас в Палехе, и каждый визит привносил что-то позитивное, важное, открывающее новые перспективы. Строилось жильё для семей. Начал застраиваться новый корпус художественно-производственных мастерских.

На строительство новых Палехских художественно-производственных мастерских после посещения Палеха Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, Председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым строительство было взято под особый контроль правительства. Строительство шло полным ходом. Распоряжение Совета Министров облицовка здания производилась самым лучшим клинкерным кирпичом, изготовленным в Латвии. Было выделено и направлено в Палех 2000 квадратных метров красной листовой меди на кровлю здания, внутренность здания должна была быть облицована гранитом, мраморным керамическим изразцом. Строители приступили к монтажу коммуникаций, к установке оконных блоков.

… Но началась перестройка, поменялось правительство.

В результате перестройки все предприятия художественного фонда оказались нищими. Финансирование остановилось, недостроенные новые мастерские оказались брошенными. Никто не принял никаких мер по консервированию недостроенного здания и его охране. Всё что можно было украсть и выломать – украдено и выломано. (Фильм об этом смутном времени принес на встречу художник Юрий Голиков).

Так печально закончилась история мастерских, прославивших Палех на весь мир. Эти события не могли не повлиять и на атмосферу в художественной среде, и само состояние палехского искусства. Страсти кипели, но с годами, когда все улеглось, свидетели тех событий оценивают все произошедшее в разрезе истории, стараясь сохранить и объяснить новым поколениям важные истины сохранения традиций.

Слово участникам встречи

Глава района Игорь Старкин, который присутствовал среди гостей этой встречи, сообщил приятную весть, что само по себе здание художественных мастерских на Ленина-33, которое долгие годы было, можно сказать, бесхозным, разрушалось и разорялось, теперь обретает новую жизнь. Там предполагается (и работы уже идут) сделать культурный центр для художников, где можно будет проводить подобные встречи, музыкальные вечера и различные досуговые мероприятия. А вся прилегающая территория будет использоваться как арт-зона.

- Наша задача говорить о Палехе, чтобы он был услышан на самых разных площадках страны, и сейчас вновь наблюдается всплеск интереса к палехскому искусству как в нашей стране, так и за рубежом, судя по визитам иностранцев в Палех и появившиеся статьи в иностранных изданиях, – сказал Игорь Вадимович. – В декабре произведения палехских мастеров были выставлены в главном универсальном магазине страны – ГУМе. Палехские работы расположены по кругу фонтана (сейчас на его месте новогодняя ель) в четырех витринах, или, как их называют, кубах. Это оказалось удачной возможностью разместиться на московских площадках, и, более того, на следующий год палешанам пообещали в ГУМе уже тысячу кв. метров. Во время визита в Москву экспозицию посетил губернатор Станислав Воскресенский и остался ею доволен.

Художники с душевной теплотой делились воспоминаниями о проведенных в стенах мастерских годах молодости.

Н.П. Лопатина:

- Когда я рассказываю молодежи, как мы работали в мастерских, они слушают, как сказку. Мы с увлечением работали и очень весело отмечали все праздники в коллективе, устраивали спектакли, показы мод, конкурсы букетов, тортов, много ездили в различные поездки. Это была очень интересная жизнь, где все время появлялось что-то новое и необычное. Все были личностями, и каждый вносил что-то свое. Мы чувствовали себя счастливыми.

А.В. Дудоров:

- Я бы хотел назвать несколько цифр. Художественные мастерские на момент распада насчитывали 325 человек. Это был дин из самых больших коллективов в Палехе. Полное название звучало так: Палехские художественно-производственные мастерские Ордена Знак Почета. Ордена в то время просто так не раздавали.

Коллектив был действительно очень заслуженный, творческий, активный. Все друг друга знали, все делали сообща. А сегодня мы, встречаясь с молодыми, уже не знаем, кто художник, кто нет, кто чем занимается, также и они ничего не знают о ветеранах. И это для Палеха очень плохо, потому что обязательно должна быть преемственность для сохранения школы и традиций. Наверное, никто так дружно не жил, как художники. Все вместе отмечали дни рождения, свадьбы, все праздники, провожали в последний путь. В стенах мастерских было три кукольных театра, свой хор, театр миниатюр, ансамбль «У Лукоморья», всего и не перечесть. Все были очень дружны, ездили вместе на рыбалку, за клюквой, за грибами, на озера… Очень любили отдыхать на природе, шутить друг над другом. Очень жаль, что не стало такого большого коллектива.

Ю.А. Щаницын:

- Я очень увлекался спортом еще со студенческих лет. Было много у нас сильных спортсменов. А потом любовь к спорту как-то перешла в любовь к природе. У нас была бригада охотников и рыбаков. Как-то весной нас попросили сделать посадки в лесу. Там была одна порубь, где все перепахано, исковеркано, лес вырублен. Мы подумали, вряд ли тут, что вырастет. Но мы засадили эту территорию сосенками. Через неделю пришли, там ничего нет: пришел начальник и все саженцы выдергал, велел сажать елочки. Ну, засадили елочками. Теперь, весь Палех это место знает как брусничную порубь, столько там бывает брусники… А еще построили избушку в лесу и подписали – ХПМ (художественно-производственные мастерские)… Люди радовались, там всегда были сухие дрова у печки и можно было отогреться и отдохнуть… Такие раньше были художники.

О.С.Субботина:

- Я очень хочу поблагодарить Федора Степановича Критова за его фильмы, фотографии. Это ведь был такой труд подвижнический, и он такую бесценную память увековечил. А сейчас это для нас всех такая ностальгия по тому времени. У всех хранится много фотографий в домашних архивах, и если все их собрать вместе в одну книгу, это будет настоящий гимн нашим родным мастерским. Родным, потому что там проходило становление художника, у каждого своя история, свои наставники, и в то же время это общая для нас история.

На протяжении всего вечера художники смотрели эти фильмы Федора Критова и не уставали делиться впечатлениями. С течением времени они действительно приобретают все большую ценность. Сотрудники библиотеки даже где-то сумели отыскать кинокамеру «Красногорск-3», точно такую, какой Федор Степанович снимал тогда свои бесценные кадры. Вот это был сюрприз в «черном ящике»!

Вечер продолжался долго, ведь друзьям-коллегам есть о чем вспомнить, и так приятно было вновь вместе петь песни, которые пели на праздниках в мастерских. Многие из присутствующих в литературном салоне рассказывали о своих студенческих веселых годах, которые, кстати, проходили, в стенах здания современной библиотеки (а в помещении сегодняшнего литературного салона был спортзал), но это уже другая история, заслуживающая отдельного места и времени.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

99