Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

08.02.2019 14:12 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 08.02.2019 г.

«Моя бабушка была ведущей солисткой хора!»

Автор: Е. Лакеев

Может быть, от того, что Наталья Белышева родом из деревни с названием Тёплово, она и занимается таким тёплым делом – исполнением народной песни? Разве что-то может тронуть сильнее сердце русского человека, чем звучащая старинная мелодия?

Впрочем, героиня этого интервью, давно уже не ограничивается одними лишь сольными выступлениями. Под её руководством ансамбль «Палиха» подтвердил звание народного хора. При том, что в новом составе палехские хоровики занимаются всего один год. Другое детище Натальи Белышевой – квартет духовной музыки «Во свете», (наверное, самый традиционный и по костюмам, и по исполнению, хор во всей Ивановской области), с фольклорных конкурсов и фестивалей без побед не возвращается. «Во свете» всегда берёт или гран-при, или лауреатов первой степени.

Мы решили познакомить читателей с Натальей поближе. Ведь с одной стороны, её знают все и любят, как исполнительницу и талантливого руководителя коллективов, без которых не обходится ни одно значимое событие в районе. А с другой стороны – мало, кто знает о подробностях её творческого пути.

– Как бывает, родители, например, художники, зачастую хотят преемственности и стараются направить детей по своим стопам. Наталья, а у Вас как было? Есть ли в вашей семье музыканты?

– Моя бабушка пела в народном хоре, но я об этом узнала только когда сама петь начала. Мне об этом не рассказывали, говорили: «В кого ты такая? У тебя же в роду нет таких!». Но потом выяснилось, что бабушка была певуньей. Может быть, как-то генетически мне передалось, я не знаю. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, где бабушка выступает. Она рассказывала, что у них в Мелюковке (деревня в Шуйском районе) был хор. Говорят, бабушка очень хорошо пела и была ведущей солисткой!

– Как звали бабушку?

– Татьяна. Бабушка участвовала в хоре в молодости. Когда она вышла замуж, дедушка запретил ей петь. Наверное, чтобы никто не засматривался.

– Можете вспомнить тот момент, когда Вы впервые испытали желание петь?

– Есть такое воспоминание. Когда я была маленькой, мама уходила из дома по делам (в огород ли еще куда-то), и она, чтобы мне не было страшно одной, включала магнитофон. Из репертуара – песни Лены Василёк* «В роще пел соловушка», «Володенька»… Мама очень любила слушать эту исполнительницу, группу «Дилижанс»** еще. Конечно, и я слушала эту же музыку. Я брала в руки расчёску и на кухне, как будто бы в микрофон, пела. Родители не знали об этом, это была моя небольшая тайна.

А дальше… Во втором классе я убежала в музыкальную школу!

– Подождите, как это «убежали»?

– Музыкальная школа находилась в Майдакове, а я еще тогда жила в Тёплове. Ничего не сказав родителям, не предупредив их, я отправилась в село. Пришла в школу и поступила на аккордеон. В это время меня искали всей деревней! Когда вернулась домой, я, конечно, «получила» за то, что убежала. Мама сказала, что музыкальной школы не будет, но не потому, что я устроила побег из дома, а потому, что меня некому водить на занятия. Никто бы не разрешил под ночь за несколько километров одной возвращаться домой восьмилетней девочке. Так и кончилась моя музыкальная карьера! (смеемся).

– Музыкальной школы не случилось.

– Не случилось. Когда мне было 10 лет, мы переехали в Майдаково. ВИА «Ровесник» как раз набирал группу. Мама мне говорит: «Иди, ты всегда хотела петь». Но я не пошла. И не пошла потому что у меня уже появились первые подростковые комплексы: «А у меня не получится, а меня не возьмут».

– То есть во втором классе Вы были готовы идти через поле, через лес, а тут…

– Да, это обычно у всех детей бывает – страхи, волнения, сомнения. Но история не закончилась. Я продолжала слушать музыку, в основном это были народные песни. Петь в расческу, правда, перестала. Летом меня отправили в детский лагерь. Вожатые никак не могли найти девочку-солистку для исполнения нескольких песен. Они ходили по комнатам и устраивали прослушивание. Меня тоже послушали. Я им спела «На Тихорецкую состав отправится…». Со мной в лагере был мальчик из Майдаково – Саша Стрункин. Он как раз был участником ВИА «Ровесник». Саше понравилось, как я пою, и он предложил петь вместе с ним в «Ровеснике». Я согласилась, но с условием, что меня буквально приведут за руку, сильно боялась.

Руководителем ансамбля был Алексей Викторович Елохин – с него всё и началось. Алексей Викторович принял меня в коллектив, я стала потихоньку заниматься, петь. Впервые я вышла на сцену в 14 лет, исполняла все ту же «На Тихорецкую состав отправится…». Постепенно я начала исполнять свои любимые песни – народный, фольклорный репертуар.

С песней «Школьная пора» Татьяны Овсиенко я приехала на районный конкурс в Палех. Меня заметила Марина Владиславовна Кочеткова. Позднее в Майдаковской школе раздался звонок – спрашивали про меня. Со мной хотят заниматься… Я была счастлива безмерно! Не я хочу заниматься с кем-то, а со мной хотят!.. Я выпросила у папы, и он стал меня возить на занятия в Палех.

– Что привнесли в Вашу жизнь занятия с Мариной Владиславовной?

– Она ценила во мне умение петь и как «академист», и как «народница». Марина Владиславовна дала мне очень многое, как преподаватель. Началась сольная карьера. Правда, я всё же не планировала связать свою жизнь с музыкой, мне нравилось мое увлечение, но не более. Я хотела стать медиком, поступить на фельдшера. Не знаю, как так получилось, но я помню, что Марина Владиславовна предложила поступить в музыкальный колледж. И меня взяли.

– Выходит, Вы поступили в колледж без обучения в музыкальной школе.

– Я получила все необходимые знания от моего преподавателя. Нотную грамоту объяснила мне Марина Владиславовна, а сольфеджио и другие предметы, которые обычно проходят в музыкальной школе, в колледже я изучала в течение первого курса. Это было сложно!

– Есть такое мнение, что музыкальная грамотность может как помогать, так и мешать музыканту. Вы долгое время занимались самостоятельно, что-то поменялось после изучения теории?

– Чем больше знаешь, тем больше к себе критики. Начинаешь вспоминать предыдущий опыт и осознавать, что можно было сделать лучше. До колледжа у меня был не такой развитый слух, пела, я скажем, не гениально. При прослушивании моих старых записей хочется заткнуть себе уши (улыбается). В музыкальном колледже у меня начал развиваться гармонический слух. Когда ты себя слушаешь, то подмечаешь… на профессиональном языке это называется расхождение голосового и слухового аппарата, когда ты слышишь свои недочеты, но не знаешь, как их исправить. Чем больше учишся, тем лучше слух.

– Каких специалистов готовит Ивановское музыкальное училище?

– У меня такая запись в дипломе – артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива. Я могу работать в музыкальном театре, могу преподавать музыку в школе, могу вести фольклорный кружок в музыкальной школе, могу руководить хором.

В колледже преподавала Любовь Кимовна Шагалова, именно она показала мне всю силу и жизнь русской песни. Она руководит ансамблем народной песни «Купель», в который я тоже входила все 4 года. Любовь Кимовна раскрыла во мне «народный» голос, она мне его поставила. Образно выражаясь, Алексей Викторович открыл мне дверь в мир музыки, Марина Владиславовна распахнула её широко, а Любовь Кимовна меня ввела в это царство. Повезло с преподавателями!

– Когда мы договаривались об этом интервью, я узнал, что у Вас сессия. Вы продолжили обучение?

– Да, я учусь в двух местах: в Костромском государственном университете (Институте культуры и искусств) и в Духовной академии на регента. Мне очень нравится! В колледже я изучала все, связанное с народной музыкой, в институте я получаю знания о музыке в целом – теория музыки, сольфеджио и т.д. По окончании я получу право преподавать в музыкальном колледже или музыкальной школе.

– Квартет духовной песни «Во свете» – это ваша инициатива?

– Когда я пришла работать в палехский Дом культуры, моей первой задачей стало создание нового коллектива ансамбля народной песни «Палиха». Всё получилось, но в основном состав «Палихи» – это взрослые люди. А я всегда мечтала заниматься с молодыми девчонками! Познакомилась с Аней Духаниной, Альбиной Гончар, Машей Гусаковской, они оказались теми людьми, которые знают и понимают музыку, которую я люблю. Понимаете, «Палиха» – это ближе к эстрадному жанру. «Во свете» – это духовные песни и самобытный фольклор. Девочкам из квартета нравятся не только подлинные, нетронутые современными аранжировками песни, но и вся настоящая старина. Мне интересно работать и в «Палихе», и в квартете – это разный опыт, это разные аудитории.

А вообще у меня четыре коллектива! Детская студия «Жар-птица», ансамбль народной песни «Жаворонушки», «Палиха» и «Во свете».

– На мой взгляд, коллективы, которые сейчас занимаются в России народной песней, можно разделить на два лагеря. Одни – это те, кто по крупицам собирает народные напевы и исполняет их так, как они звучали 100, 200 лет назад. Другие – я бы назвал их «клюквой», скорее используют образ народных музыкантов, и зачастую не обращают внимание ни на историческую достоверность, ни на верность традиционному звучанию. Вы поддерживаете мое мнение?

– Мне по душе, конечно, ближе всё аутентичное, исконное народное творчество. Коллективы, которые можно отнести, как вы выразились, к «клюкве», тоже нужны. Сейчас такое время, что до слушателя тяжело достучаться, не просто заинтересовать его народной культурой. Очень тяжело работать с подростками, которые не знают своих корней и погружены в чуждую культуру с головой. Им можно донести ценность и красоту народной музыки через современную аранжировку.

– Массовый интерес к народной песне требует компромисса.

– Главное не коверкать народную традицию. Даже если я обрабатываю песню на современный манер, то стараюсь подходить к этому бережно. Благодаря таким коллективам, как «Палиха», люди начинают интересоваться народной культурой, в последствие стараются узнать и понять больше о русской песенной традиции.

– Чего бы Вы хотели достичь? Есть желание покинуть Палех?

– (пауза) Периодически посещают такие мысли. Объясню, почему не уезжаю: во-первых, в больших городах есть куча кружков и секций, а в деревне, на селе – ничего нет! И я хочу, чтобы и в деревнях для детей было больше разнообразия в увлечениях. Во-вторых, я люблю своих родителей. Они для меня самое главное в жизни, гораздо важнее работы.

Планы – будем растить смену!

*поэт и композитор Лена Василёк, прежде всего солистка группы «Белый День», сочиняет и исполняет песни в эстрадно-народном жанре.

**группа «Дилижанс» была создана в конце 90-х в городе Борисоглебск Воронежской области братьями Сергеем и Алексеем Саяпиными. Творчество группы можно охарактеризовать как попытку представить народный фольклор в современной обработке.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

392