Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

01.02.2019 15:11 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 01.02.2019 г.

Времена и судьбы

Автор: И. Сафонова

Раиса Ивановна и Федор Петрович Доброхотовы со старшим сыном Евгением, г. Санкт-Петербург, 8 июля 1912 г.

Этот краеведческий материал в редакцию газеты прислала наша давняя знакомая Ирина Александровна Сафонова. Это необыкновенная история, написанная самой жизнью, пусть будет примером мужества и героизма. Автор приурочила ее публикацию к памятной дате: 27 января – День воинской славы России, День снятия блокады Ленинграда.

В жизни людей иногда происходят такие события, что и писателю-романисту не придумать. В книге «Многоликий Палех» упоминается, что в семье иконописца Ивана Васильевича Зубкова было шесть дочерей и два сына. О судьбе одной из дочерей, Раисе Ивановне Зубковой, рассказала мне ее внучка Галина Михайловна Лосева, живущая в настоящее время в Санкт-Петербурге.

История рода Белоноговых – Доброхотовых

Татьяна Андреевна Доброхотова со своими детьми. Слева Федор, выше стоит Петр, самый младший Николай, справа – Павел. 1894 г.

Ее прабабушка Татьяна Андреевна Белоногова была дочерью питерского купца. Когда ей пришла пора выходить замуж, отец просватал жениха из купеческой семьи, но дочь категорически отказалась от этой партии и вышла замуж за обедневшего дворянина Петра Доброхотова. Вскоре у них родились сыновья: Федор, Петр, Павел и Николай. Муж прабабушки оказался большим любителем выпить и погулять. Татьяне Андреевне в приданое отец дал имение в Южской волости (недалеко от Южи), куда ее муж Петр стал частенько уезжать, чтобы покутить, погулять на «широкую ногу». Он забирал с собой приятелей и цыган, по дороге забавы ради иногда поджигал дома, сараи или бани в селах, через которые проезжал. Взамен Петр, не считая, швырял деньги на их восстановление – как компенсацию. До поры, до времени ему все сходило с рук, но из одной из таких поездок он не вернулся. К тому времени состояние жены было почти полностью промотано. С сыновьями Доброхотовых занимался гувернер, немец по происхождению. Одновременно он был любовником Татьяны Андреевны. Когда пропал ее муж, любовник предложил ей уехать с ним в Германию и купить там меховую фабрику. Однако, было условие – она поедет одна, без детей. Татьяна Андреевна отказалась, но денег на покупку меховой фабрики любовнику все же дала. О своем отказе она потом жалела, так считал ее старший сын Федор. Все сыновья Доброхотовых получили хорошее образование.

Семейная жизнь Раисы Зубковой

Раиса Ивановна Доброхотова и Валентина Николаевна Сафонова перед войной на ст. Горская под Ленинградом, май 1939 г.

Повзрослев, Федор стал одним из первых наведываться в имение матери. Однажды, проезжая через Палех, он заметил молоденькую, очень симпатичную девушку. Узнав, что она дочь иконописца Ивана Васильевича Зубкова, он пришел к ним свататься. Но мать Раисы посмеялась и сказала, что дочери всего 15 лет и она еще играет в куклы, к тому же уже просватана за художника Корина. Но Федор Доброхотов через год выкрал Раису. Увез в Петербург, где они обвенчались.

Вскоре один за другим пошли дети. В 1910 году у них родился сын Евгений, затем Игорь, который умер в шесть лет от дизентерии. В 1918 году родилась дочь Валерия, которую почему-то всю жизнь звали Лира (мать Галины Михайловны). В 1922 году на свет появилась Фаина, в 1924 – сын Игорь, в 1926 – Олег. Семья была большая, но жили в достатке, так как Федор Петрович был редактором одного из ленинградских больших журналов.

В это время в их семью и была взята двоюродная сестра Раисы – Валентина Николаевна Софонова. В семье ее отца Николая Григорьевича Софонова было девять детей. Это были послереволюционные годы разрухи, в Палехе царил голод и поэтому Валентина согласилась на предложение Раисы. Она стала в их семье своим человеком, помогала по хозяйству, нянчила детей.

В 1927 году наступили трудные времена, так как семья потеряла кормильца.

В редакции, где служил Федор, платили не ежемесячную зарплату, а гонорары за проделанную работу. Суммы выплат были одновременными и большими. В день одной из получек Федор не пришел домой. Через несколько дней старший сын Евгений нашел его в морге. Узнал отца по одежде и рукам, так как лица не было. Вскоре нашли убийцу. Им оказался шофер той же редакции, который подкараулил Федора и машиной прижал к стене дома. Похоронен Федор Петрович Доброхотов на Охтинском кладбище, где было семейное захоронение Белоноговых.

Семья начала бедствовать. В молодости Раиса Ивановна окончила курсы медсестры, но опыта не было и потому на работу не брали. Ей пришлось пойти на тяжелую физическую работу при железной дороге, на которой она быстро утратила женскую привлекательность и быстро состарилась. С детьми и по хозяйству управлялась Валентина Николаевна, которая стала родным, незаменимым человеком в семье Доброхотовых.

Мать Федора Петровича Татьяна Андреевна жила на Петроградской стороне. На улице Зеленина у нее была большая светлая квартира. С самого начала она не признавала брак сына с Раисой Зубковой, считая, что деревенская девушка крестьянского происхождения не ровня Федору, который имел дворянские и купеческие корни. До его смерти она даже внуков своих не видела, но когда его не стало, бабушка стала их приглашать к себе в гости. К тому времени материальное положение Татьяны Андреевны было тяжелое, но тем не менее, она всегда красиво накрывала стол. Ставила старинный чайный сервиз, обязательно накрахмаленные салфетки, хотя на столе ничего не было кроме чая и сухарей. Из всех детей бабушка больше всего любила внучку Валерию (Лиру), так как она была спокойная, воспитанная, послушная девочка. Младшая внучка Фаина (Фаня) шустрая, подвижная не любила слушаться. С ней постоянно происходили какие-то казусы. Так, опекая детей, Татьяна Андреевна помогала семье погибшего сына.

Всю войну не знал о судьбе семьи

Семья Богатенковых: Валерия Федоровна и Михаил Александрович, их дети Игорь и Галина. Палех 1954 г.
Галя Богатенкова (в замужестве Лосева) и Еня Вихрев. Палех у Ильинской церкви, август 1954 г.

Дети Доброхотовых подрастали, учились. Семья снимала дом на железнодорожной станции Горское, вблизи Финского залива. В Ленинград на учебу приходилось ездить на паровозе. Валерия училась в техникуме связи имени Бонч-Бруевича. В 1938 году после 3-го курса ее направили на практику в военную академию имени С.М. Буденного. Там она встретила слушателя этой академии Михаила Александровича Богатенкова, который вскоре стал ее мужем. После окончания академии Михаила направили на службу в город Великие Луки, куда он поехал с молодой женой Валерией и своей матерью Евдокией Тихоновной. Там в 1939 году у них родился сын Игорь. Вскоре Богатенкова перевели в Витебск, затем в Гродно, где они и встретили войну.

Валерия потом рассказывала дочери Галине, что в воскресенье 22 июня 1941 года муж прибежал утром из штаба округа и всем-всем срочно велел собираться в эвакуацию и снова поспешил в штаб. Но Гродно уже начали бомбить. На месте штаба были горящие развалины. Все собравшиеся военные двинулись в лес, где у них был летний лагерь. Лагерь так же был разбит и остатки части оказались в окружении. Решили пробиваться к своим. По дороге к ним присоединялись военные из соседних разбитых частей. Шли избегая селений. Немцы их преследовали, травили собаками, иногда часами приходилось отсиживаться в болоте. Когда оставшиеся в живых военные вышли из окружения, они все были крайне истощены, одежда превратилась в лохмотья. Те, у кого сохранились документы, избежали репрессий и после восстановления сил были отправлены на фронт. Тех, у кого не было документов, отфильтровывали и куда-то отправляли. Больше этих людей Михаил никогда не встречал.

Он прошел всю войну и ни разу не был ранен. На Сталинградском фронте получил тяжелую контузию, после которой начались проблемы со слухом. Он заслужил много орденов и медалей. В 1944 году был направлен в Финляндию для работы в Союзной Контрольной Комиссии.

Всю войну Михаил не знал о судьбе семьи. Он не верил, что их нет в живых. До него доходили слухи, что семьи военнослужащих были эвакуированы из Гродно, но поезд разбомбили, и мало кому удалось выжить. Михаил продолжал писать запросы во все инстанции и в конце концов нашел свою семью в Белоруссии. Он съездил за ними и отвез в Палех, а сам вернулся в Финляндию. Семья Богатенковых поселилась в доме у Ивана Ивановича Голикова, так как в доме Зубковых, на то время, была большая семья. В январе 1946 года появилась на свет дочь Галина.

Блокадный Ленинград

Супруги Павленко: Фаина Федоровна и Иван Миронович.
Ленинград, кладбище на ст. Тарховка, где в братской могиле похоронена Раиса Ивановна Доброхотова (Зубкова). У могилы: (слева направо) В.Ф. Богатенкова, рядом с ней Галя, Ф.Ф. Павленко, на руках у Е.Ф. Доброхотова Алла Доброхотова (дочь И.Ф. Доброхотова), Л. Доброхотова (жена И.Ф. Доброхотова), О. Доброхотова (жена Е.Ф. Доброхотова), 1952 г.

Младшая сестра Валерии Фаина (Фаня) с матерью и Валентиной Николаевной Сафоновой не успели эвакуироваться из Ленинграда. К тому же, Раиса Ивановна работала на железной дороге и, в такое время, оставить работу никто бы не разрешил.

В январе 1941 года началась блокада Ленинграда. Осенью Фаину послали на рытье окопов, где часто целый день приходилось быть в сырости и в холоде. Это привело к тому, что потом она не могла иметь своих детей. Выживать в блокадном Ленинграде становилось все труднее. Выжить семье на маленький кусочек блокадного хлеба, пришлось не всем. Зимой 1942 года одновременно слегли Раиса Ивановна и Валентина Николаевна. Одна умирала в одной комнате, вторая – в другой. Кроме голода был еще и страшных холод. Все книги и мебель были использованы для отопления. У Раисы Ивановны распухли ноги от голода и она уже не могла ходить. Понимая, что умирает, она рассказала дочери Фаине, все, что знала о родственниках мужа Белоноговых и Доброхотовых, так как раньше говорить о дворянских и купеческих корнях рода было опасно. Она просила дочь не тратить ее продовольственные карточки на похороны, но Фаина не послушалась и купила гроб, чтобы похоронить мать по-человечески. Выбиваясь из последних сил, она довезла гроб до Тарховского кладбища на берегу озера Разлив. Передав гроб могильщикам увидела, что все гробы вскрывали и умерших сбрасывали в братскую могилу, чтобы как можно больше захоронить за один раз.

Валентина Николаевна несколько дней была без памяти, не понимая где она и что с ней, умерла. Фаня была настолько слаба, что не могла везти ее на кладбище. Она завернула тело в простыню и попросила каких-то мужчин выкопать могилу на пустыре за домом и похоронить тетю, отдав им за это ее продовольственные карточки. Потом всю свою жизнь Фаина испытывала угрызения совести, что не смогла похоронить ее на кладбище. И каждый раз, вспоминая Валентину Николаевну, не могла сдержать рыдания.

После того, как потеряла своих близких, обессиленная и совсем одна девятнадцатилетняя Фаина получила приглашение от соседей ближайшего дома пожить у них. Девушка приняла приглашение, не догадываясь, чем это для нее обернется. На деле оказалось, что эти люди отобрали у нее документы, продовольственные карточки и выгнали на улицу умирать. Сил у Фаины совсем не было. Она присела, прислонившись к стене какого-то дома, и отключилась. Здесь ее и подобрала команда девушек, собиравших трупы на улицах для захоронения. На краю братской могилы она очнулась, слышала голоса, но не могла произнести ни слова. А когда ее уже спустили в могилу, кто-то заметил, что она открыла глаза и пошевелила рукой. Ее быстро подняли вверх, отвели в больницу, где ее привели в чувства. Это было воскрешение от смерти.

Ожив, Фаина узнала, что на Финляндском вокзале в Ленинграде набирают молодых людей для работы на телефонном узле и решила туда добраться. Идти было не один десяток километров. Туда шло много молодых истощенных людей, но дошли единицы. Когда Фаина дошла до цели, она от слабости потеряла сознание. В себя пришла через несколько дней в больнице. Так ей повезло второй раз. В больнице ее поставили на ноги, помогли устроиться на работу в телефонный узел.

После того, как была прорвана блокада, Фаину Федоровну Доброхотову перевели на работу в Таллин. Там ее встретил и полюбил Иван Миронович Павленко. Он был министром связи Эстонской ССР. Его жена погибла во время войны, оставив трех детей. Вскоре они поженились и жили счастливо. Детей Ивана Мироновича Фаина Федоровна вырастила, выучила, воспитала как своих родных. После Эстонии Иван Миронович был переведен в Порт-Артур, куда уехал вместе с семьей. В 1951 году семья Павленко вернулась в Ленинград.

27 января исполнилось 75 лет со дня окончания блокады Ленинграда. Жители Санкт-Петербурга отмечают этот день с тем же настроением что и самый главный праздник нашей страны – День Победы. Очень важно, чтобы молодое, подрастающее поколение знало, через какие страшные годы, какие трудности прошел наш народ. Чтобы молодые люди гордились мужеством и стойкостью дедов и прадедов и хотели быть похожими на них. И тогда никакие внешние блокады, никакие санкции не разрушат нашу великую Россию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

289