Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

08.11.2019 09:09 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 08.11.2019 г.

Ночь, посвященная искусствам

В стране акция «Ночь искусств» в этом году проходила уже в седьмой раз. Многие учреждения культуры: библиотеки и галереи, музеи и театры, консерватории и концертные залы — работали непривычно долго и подготовили необычные программы для своих гостей. Встречи с писателями, актерами, художниками и музыкантами; мастер-классы и лекции, концерты и кинопоказы, спектакли, выставки и многое другое.

В Ивановской области более десяти тысяч жителей региона посетили мероприятия этой Всероссийской культурно-просветительской акции, которые прошли в учреждениях культуры с 3 на 4 ноября. Библиотеки, музеи, театры, дома культуры и другие учреждения подготовили для жителей и гостей региона разнообразные концерты, экскурсии, выставки и мастер-классы.

В этом году Палехский район также присоединился к «Ночи искусств». Главной темой культурной акции, проходившей в Библиотечно-информационном центре и Музее иконы Государственного музея палехского искусства, стал образ России в русской иконе. Здесь читались лекции, посвященные национальному символу, работала выставка «Иконы русских святых», а квартет народной и духовной музыки «Во свете» под руководством Натальи Белышевой вновь услаждал слушателей прекрасным пением.

Сегодня мы предлагаем вниманию тех, кому интересны вопросы духовной культуры, познакомиться с лекциями, прозвучавшими в ходе «Ночи искусств» в Палехе. Но, поскольку площадь газетной полосы ограничена, они печатаются в сокращении.

Через индивидуальное – в универсальное

Жизнь человека постоянно окружают символы, то есть идеи, образы или объекты, имеющие собственное содержание и одновременно представляющие в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

В истории человечества известен не один десяток символов. Как правило, они противопоставляются по принципу «служения» темным или светлым силам, добру или злу, Христу или антихристу.

Для православных таким символом была икона.

Русская икона – один из способов отражения самосознания, общепризнанна как шедевр творческого духа Святой Руси. Икона – не официальный, но общезначимый символ России, служащий фиксатором ее национального самосознания. Несомненно, что русская икона является вершиной русского национального творчества. Нет в России другого предмета, являющего собой образец одновременно и духовной и материальной культуры, прошедшего через всю Российскую историю, сохранившего и возродившего интерес к себе и в XXI веке1.

В разные катастрофические эпохи нашей истории икона выступала как символ надежды, сила, противостоящая инфернальному началу. Примерами таких времен может быть Смута, война с Наполеоном 1812 г., Великая Отечественная война.

Так, в период Смутного времени русскому человеку являлись разные святые, но чаще всего – Сергий Радонежский. Кроме того, икона Казанской Божией Матери стала Путеводительницей Второго ополчения. После победы над интервентами Ее образ становится общерусским.

Во время Отечественной войны 1812 г. произошел такой случай. В столицу Российского государства вошли французы. Вечером император Франции вышел на одну из кремлевских стен. Вдруг, совсем неожиданно, Наполеон, указав на небо, произнес: «Невозможно воевать с русскими, потому что ими руководят святые». Впоследствии он пояснит свою фразу тем, что на небесах видением ему явился Сергий Радонежский…

В начале Великой Отечественной войны, когда Москве угрожала опасность, положение было действительно серьезным (немцы просматривали башни Кремля в бинокль), негласно столица была обнесена по воздуху иконой Божией Матери. Чем закончилось, вы знаете…

Среди множества икон очень популярными считаются:

- Икона Владимирской Божией Матери. Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

- «Троица» А. Рублева. За 600 лет ее подновляли пять раз, но после реставрации в 1919 г. снова был открыт авторский слой.

- Тихвинская икона Божией Матери. Именно ее заступничество помогло избавить Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов в 1613 г.

- Курская-Коренная икона Божией Матери. По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась». В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

- Икона Серафима Саровского. Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней2.

Говоря о роли иконы в жизни нашей страны, закончить выступление хочется словами из книги Н.А. Бердяева «Судьба России»: «Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества. В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через свое, индивидуальное он проникает в универсальное».

Антон Новиков, учитель Палехской средней школы.

Образ России в русских иконах

Ментальность русского человека такова, что он всё время ищет смысл жизни. Вот и в русской иконе нам важна не столько семантика, сколько поиск смысла жизни. (Не как живёт человек, а ради чего). Особенно поражает то, насколько русская иконопись согрета чуждой грекам теплотой чувства. Есть в русской иконе та несравненная радость, которую она возвещает миру. В русской иконе совмещается аскетизм с необычайно жизнерадостными красками. На русских иконах нет ни византийской роскоши, ни византийской монашеской суровости. В русских иконах много возвышенно-идеального, несбыточно прекрасного.

Учёность, знаковость есть в иконе византийской. Что-то, безусловно, перешло и в русскую икону (например, обнажённые ножки и пяточки Младенца, как символ жертвы). Русскому человеку важнее память о подвигах этих икон. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской – в победе над турецким войском в 1675 году;

Это иконы государственные. В свое время Д.С. Лихачев тонко заметил, что «летопись времен Андрея Боголюбского… строилась как цепь чудес Богоматери». Но даже поверхностное изучение летописных сказаний о чудотворных иконах (и упоминаний об иконах вообще – перенесение, написание, поновление, чудеса) приводит к выводу, что русское летописание вообще можно рассматривать как историю чудотворных икон, а сказания об иконах, в свою очередь, – как исторический источник. Бесспорно, история чудотворных икон – это история России.

«Как и прежде, – пишет иеромонах Филадельф, – ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери. Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство».

На русских иконах изображались русские подвижники, причисленные к лику святых: основатели монастырей, митрополиты, князья. И у каждого такого изображения своя история.

Икона сопровождает русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Наречение имени новому члену семьи состоятельные люди отмечали написанием так называемой «мерной» – по росту новорожденного – иконы, на которой изображался тезоименитый святой покровитель младенца. При трудных родах роженицу клали под иконы, в доме зажигали все лампады и свечи перед иконами. Близкие молились перед иконами Богоматери, св. Анастасии-Узорешительницы, Ангела Хранителя и других особо почитаемых святых о благополучном появлении на свет и здравии матери и младенца. Кроме мерной иконы, иконы святого покровителя, имя которого носил человек, семейных людей сопровождали по жизни «благословенные» образа, т.е. иконы полученные от родителей с благословением на брак. Образами благословляли молодых несколько раз.

Всегда на первом месте стояли иконы и в завещаниях, в том числе царских.

Свои святые покровители были практически у всех видов хозяйственной деятельности русского крестьянства. 1 августа – память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. По преданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севере Руси. Иконы их стояли во всех пчельниках. «Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья», – сложили поговорку пчеловоды. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всех случаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде, наводнении, когда не помогали молитвы, «поднимали» чудотворную икону, т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокруг деревни или на поле, где служили молебен перед ней.

Приобщаясь к византийской культуре, Русь вместе с тем, следует по собственному пути. Не имея, подобно Византии, в своих истоках греческой и римской античности с её высочайшими достижениями в области пластических искусств, языческой мифологии и философии, Русь избежала многих соблазнов соприкосновения с античными способами художественного мышления. Иосиф Волоцкий в послании иконописцу не даёт никаких рекомендаций. Его наставления касаются лишь духовной жизни.

Понять и осмыслить икону на Руси пытались во все времена. Главным смыслом иконы Иосиф Владимиров видит иллюстрации священной истории: евангелист повествует словами, иконописец красками. Ещё иконы называли Евангелием для неграмотных (это западная традиция). В IV веке свт. Василий Великий говорил: «Что повествовательное слово передает через слух, то живопись показывает, молча, через подражание». Позже на это мнение Василия Великого неоднократно ссылался прп. Иоанн Дамаскин: «Дело изображения и слова – одно», «образ, нарисованный красками, родствен начертанному словом».

Русской иконе посвящено немало трудов, авторы которых пытаются разными методами изучить её особенности, отличия. Из этих разных кусочков складывается не только картина, представляющая оригинальное искусство, но и вырисовывается образ того сообщества людей, кому это искусство предназначено. Русские иконы отражают русскую ментальность, а вернее, изначально формируют её.

Весьма сомнительны высказывания, что мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Но икона всё же не является исключительно церковным сакральным предметом. Икона не религиозна, а духовна. Её место в XX веке заняла палехская миниатюра и картины Павла Корина.

Ольга Колесова, директор Государственного музея палехского искусства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57