Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

29.11.2019 09:47 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 29.11.2019 г.

Мастера уходят, искусство остается людям

Автор: С. Алова

Люди, о которых сегодня пойдет речь в этой публикации, после своего ухода, продолжают жить. Жить в памяти тех, кто их знал, и, конечно, продолжают жить в их произведениях, которые они оставили после себя, отдавая искусству свою любовь, свою душу и свой талант.

Еще не так давно, они бродили по этим тихим палехским улочкам, дышали необыкновенным здешним воздухом, который кружит голову и, кажется, сам по себе, внушает творцу замыслы и будущие сюжеты, беседовали с друзьями, обсуждая пути искусства… И вот пришло время, когда на доме, где проходила их жизнь устанавливаются мемориальные доски – дань памяти, знак вечности для новых поколений палешан и молодых служителей искусства, которые переняли эстафету поколений от мастеров.

6 декабря на доме № 32 по ул. Зиновьева, где жили и работали заслуженные художники Российской Федерации А.Н. Клипов и Г.Н. Кочетов, состоится торжественное открытие мемориальных досок. Будут присутствовать родные и близкие палехских мастеров кисти, официальные лица, представители художественной общественности.

Открытие состоится в 11:00 часов.

Однажды выбрав путь художника

Александр Николаевич Клипов – волжанин, родился 2 июня 1942 года в деревне Карманиха Пучежского района Ивановской области. Любовь к рисованию привела его в художественный Палех в 1968 году. Прямо в дверях художественного училища его встретил сам директор Вячеслав Иванович Астахов, первым делом огорчил, сказав, что приемные экзамены уже идут, но пригласил на завтра познакомиться, хотел посмотреть, на что способен абитуриент.

Несмотря на наплыв конкурентов из разных уголков страны, способного паренька оценили и приняли в студенты. Повезло и с учителями, уникальный палехский стиль ему прививали легенды Палеха – Н.М. Зиновьев, Б.М. Немтинов. Об этом счастливом времени молодости и постижения художественного мастерства он впоследствии рассказывал на страницах нашей газеты. В начале 2000-ых Александр Николаевич не раз приносил в «Призыв» свои воспоминания о студенчестве, работе в художественных мастерских, поездках художников в другие города, где они оформляли залы известных учреждений и дворцов культуры, писали театральные декорации. Его воспоминания – яркие картинки, герои которых его ровесники и старшие наставники. Эти словесные портреты ничуть не уступали его художественным произведениям – тонкий, добрый юмор, наблюдательность и выразительность подкупают и вызывают огромную симпатию к автору. За легкими, как взмах художественной кисти, строчками – великолепный портрет того поколения, увлеченного, активного, жаждущего жить в полную силу.

Окончив художественное училище, отслужив в армии, он пришел на работу в Палехские художественные мастерские в 1968 году и вскоре, благодаря природному таланту и любви к своей профессии, стал одним из ведущих художников. Он создал целый ряд уникальных произведений, которые опубликованы в десятках книжных и каталожных изданий. Его работы признавались лучшими на многих всероссийских и зональных художественных выставках. В произведениях ярко проявляется лирическое начало. Они отличаются выверенностью композиции, изяществом рисунка и гармоничной завершенностью. Как в зеркале в трудах художника отражалось и время расцвета социализма, послевоенного возрождения, устремления к счастливой и мирной жизни, где люди равны и свободны. В своем творчестве он не раз обращался к сюжетам из жизни ивановских текстильщиков: «Город – ткач», «Край мой ситцевый», «Песнь о Красной Талке», «Родина первого Совета». Много писал на темы пушкинских произведений. Близки ему были и песенные сюжеты. Иногда писал совместно с другими художниками. Например, шкатулка «И кто его знает» была выполнена в 1975 году совместно с Тамарой Ивановной Зубковой.

Александр Клипов участвовал в выполнении монументальных росписей кинотеатра «Руслан» в городе Пушкине и ивановском Дворце культуры и техники текстильщиков (в настоящее время – Центр культуры и отдыха), занимался театрально-декорационным оформлением.

Ему довелось творить в то время, когда государство ценило труд своих граждан и всячески поддерживало таланты. Александр Николаевич удостоен множества наград. Так, в 1970 году он был награжден медалью «За доблестный труд», 1978 году ему была присуждена премия Ленинского комсомола, в 1987 году живописцу вручили серебряную медаль Академии художеств СССР за цикл работ, посвященных А.С. Пушкину.

В 2014 году А.Н. Клипову было присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации. Кроме того, он был включен в энциклопедию «Лучшие люди России», изданную в 2008 году.

Множество работ художника находится в государственных музеях (ГМПИ, ГРМ, ПГИАХМЗ, ГИМ, ВМДПиНИ, ИОХМ (г. Иваново), Художественном Фонде РФ, Министерстве культуры РФ, а также и в частных коллекциях в России и за рубежом.

Александр Николаевич всегда был активным общественником. В коллективе мастерских он неоднократно избирался членом художественного совета, членом выставочного комитета, а также председателем комиссии по распределению работ и главным художником палехских художественно-производственных мастерских. В последние годы он часто выступал в качестве председателя, рецензента, а также члена комиссии на защите дипломных работ выпускников Палехского художественного училища.

Даже будучи больным, он продолжал интересоваться жизнью Палеха, его культурой и искусством. 5 лет назад, в холодном ноябре 2014-го после тяжелой, изнурительной болезни Александр Николаевич покинул этот мир, оставив в нём светлую память о себе.

Любовь к творчеству стала судьбой

Художественный талант Геннадия Николаевича Кочетова был замечен еще в школьные годы. Учитель рисования Старовичугской школы Б.Ф. Виноградов сразу обратил внимание на талантливого ученика, который с удовольствием рисовал, участвовал в оформлении стенгазет. Как оказалось, в его детстве не было ни карандашей, ни тем более красок, но было огромное стремление создавать красоту, отражать окружающий мир на листе бумаги.

Детство будущего художника выпало на трудные и голодные военные и послевоенные годы. Он родился 6 ноября 1941 года в семье ткачей. Детскую душу с ранних лет впечатляла окружающая природа – сосновый бор с вековыми деревьями, живописная речка Сунжа. В школу приходилось ходить пешком за 4 км до Старой Вичуги.

Казалось, сама судьба направляла его стопы на путь искусства. Поддержала его стремление к творчеству и классный руководитель Л.В. Мокшанова (Дыдыкина). Как оказалось, она коренная палешанка. Понимая стремление мальчика к творчеству, его усердие и прилежание в учебе, посоветовала ему поступать в Палехское художественное училище. Сыграло роль и то, что в то время палехских студентов обеспечивали и бесплатным питанием, и даже одеждой. Для бедной ткацкой семьи это много значило, у родителей не было возможности помогать сыну деньгами, к тому же подрастала еще и младшая сестра.

Закончив 10 классов, Геннадий поступил в Палехское училище в 1961 году. Новая, интересная, студенческая жизнь, опытные учителя – Н.М. Зиновьев, Ф.А. Каурцев, Б.М. Немтинов, В.М. Астахов. Директор Вячеслав Иванович Астахов, как бывший военный, много внимания уделял спорту – футбол, волейбол, лыжи. Геннадию это очень нравилось, спорт увлекал его с детства, воспитывал собранность, четкость движений и мысли, умение правильно строить свой распорядок дня. Он часто принимал участие в соревнованиях, защищая честь училища, района, области.

По завершении учебы, как и все почти его однокурсники, пошел на работу в Палехские художественные мастерские. Спортсмен, комсомольский активист, он был всегда на виду. От комсомольской организации мастерских его направили в молодежный палаточный лагерь «Березовая роща». Это было в 1969 году. Там он познакомился со своей землячкой из Вичугского района, завязалась дружба, и вскоре молодые сыграли свадьбу. Свадьба состоялась в художественных мастерских.

Свою любовь к рисованию, к спорту, здоровому образу жизни и огромное трудолюбие он передал своему сыну Игорю, который тоже закончил ПХУ, стал предпринимателем, организовал свою художественную мастерскую.

В трудовой книжке Геннадия Николаевича была всего одна запись: он всю жизнь проработал в палехских художественных мастерских до самого их закрытия. Работал он с необыкновенным рвением, отдавая творчеству все силы, постоянно совершенствуя свое мастерство. Много внимания уделял орнаменту. Его работы свидетельствуют о природном чувстве изящества и гармонии. Занимался также монументальной живописью (роспись фойе Ивановского Дворца культуры и техники текстильщиков им. 30-летия Победы (1975), Комнаты сказок в Детском музыкальном театре в Москве (1980), техникума молочной промышленности в городе Новомосковске Тульской области, Дворца пионеров в городе Белове Кемеровской области (1982, 1988)). Тематика его произведений разнообразна. Это и фольклор, и исторические темы, и литературные сюжеты, и многое другое.

С 1965 года, то есть практически сразу после окончания училища начал участвовать в выставках. На художественном поприще Геннадий Кочетов достиг больших успехов. Он – Лауреат премии Ленинского комсомола (1978), дипломант Академии художеств СССР (1987), Заслуженный художник Российской Федерации (2000 г.), член Союза художников РСФСР с 1974. Его произведения отмечены многими наградами. Они украшают частные коллекции и музеи – Плесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный музей палехского искусства, Ивановский областной художественный музей, ГРМ, ГИМ, ВМДПиНИ, а также Художественный фонд России, Министерство культуры России.

6 ноября 2009 года Геннадия Николаевича не стало. Мастера уходят, искусство остается людям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

181