Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

25.10.2019 10:48 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 25.10.2019 г.

«От Илиады до Фауста»

Автор: М. Буракова, научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

Западноевропейская литература в лаковой миниатюре Палеха

Любовь к искусству, напряжённый труд и природный талант помогали палешанам создавать миниатюру как с незатейливыми сюжетами, так и со сложными в композиционном плане изображениями. Вначале популярными были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В дальнейшем источником вдохновения для бывших иконописцев при поиске новых сюжетов в миниатюре стали сказки, стихи и поэмы Пушкина, которые оживали в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев и горок, а также сюжеты из былин, русской истории и современной жизни.

С.Д. Солонин (1892-1952). Женитьба Фигаро. 1936 г.

Искусство палешан сразу же привлекло внимание европейцев на выставках в Париже, Милане, Вене и Берлине. Они высоко оценили и миниатюрные композиции по произведениям русских классиков, и так называемый агитлак, работы художников, впитавшие в себя краски новой идеологии. Однако нужны были новые темы, хорошо знакомые европейским почитателям палехского искусства.Неоценимую помощь в выборе сюжетов палешанам оказывали искусствоведы А.В. Бакушинский и Г.В. Жидков. Они направляли художников, давали необходимые рекомендации и разъяснения. Так С.Д. Солонин в 1935 году напишет шкатулку «Женитьба Фигаро» по комедии Бомарше специально для музея. Сначала он обратился к Жидкову с просьбой о помощи в поиске новых тем. Учитывая характерные особенности стиля художника, Герман Васильевич рекомендовал ему взять тему, связанную с XVIII веком, с эпохой рококо. Началась долгая кропотливая работа: изучение текста, подбор материалов, просмотр иллюстраций, раскрывающих облик эпохи. В результате С.Д. Солониным было написано несколько вариантов композиции.

Это был не первый опыт обращения художников Палеха к европейской литературе. Ещё до образования Артели в 1920-е годы И.И. Голиков, работавший декоратором в Шуйском театре, оформлял постановки «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира и «Лекарь поневоле» по комедии Мольера. Он написал на стекле анилиновыми красками живописные композиции, которые в световой проекции можно было использовать в качестве декораций. Иван Иванович взял за основу эскизы декораций художника Л.М. Бранловского, помещённые в книге Ф. Комиссаржевского «Театральные прелюдии».

Палешане всегда любили читать. Чтение открывало им окно в мир и предоставляло неограниченные возможности для изучения других людей, эпох и нравов. Книги, как художественные так и по искусству, они брали в библиотеках или покупали в магазинах, устраивали чтения в семейном кругу и с друзьями. Многие палешане выписывали различные журналы и книги ещё до революции. Их также бережно хранили. Так появлялись семейные библиотеки, в которых насчитывались десятки и сотни книг.

В 1932 году Палех получил от А.М. Горького в дар солидную библиотеку, насчитывающую более 3000 различных изданий. Это событие дало толчок к разработке многих новых сюжетов. После первых удачных композиций по произведениям западноевропейских авторов, палехские художники стали активнее обращаться к подобным темам.

И.И. Зубков (1883-1938). Блуждающие огни. 1936 г.

Зарубежная литература была особенно востребована палешанами в период подготовки к участию на международной Парижской выставке 1937 г. Советский павильон оказался самым впечатляющим. Здание, выстроенное по проекту Бориса Иофана, представляло собой 150-метровую галерею. В зале, посвященном искусству, экспонировались картины, гравюры и скульптуры, а также макеты театральных постановок, произведения прикладного искусства, среди которых и лаковая миниатюра Палеха.

Работали над композициями для выставки не только старейшие мастера, но и представители нового поколения палехских художников. Эскизы будущих произведений утверждались сначала на художественном совете в Палехе, потом на заседании жюри в Москве, во «Всекохудожнике». Председателем и членами жюри были Я.С. Ганецкий, И.В. Колесов, И.И. Василевский. Высокую оценку чаще получали композиции по произведениям Шекспира и Бомарше.

Д.Н. Буторин, работая над шкатулкой «Дон-Кихот», заимствовал типажи у известных художников Антуана Ватто, Рубенса, Ван Дейка.

П.Л. Парилов обратился к философской драме «Фауст» Гёте. Сочинения Пьера-Жана де Беранже «Блуждающие огни», «Волшебная лютня», «Чудесная скрипка» легли в основу произведений И.И. Зубкова. В Государственном музее палехского искусства хранятся эскизы этих миниатюр.

Д.М. Турин (1899-1945). Жорж Данден, одураченный муж. 1936 г.

Художник Д.М. Турин, выбрав сюжет из комедии «Жорж Данден, одураченный муж» Мольера, привлёк в качестве исходного материала репродукции произведений живописи XVII века, откуда им и были почерпнуты мотивы костюмов, архитектуры, типажа людей. Декоративная яркость, свойственная произведениям Турина, очень удачно вяжется со стилем мольеровской комедии. Вся работа над данной композицией проводилась при постоянной консультации со стороны сотрудников музея. Стоит отметить, что художнику никак не удавалась фигура Жоржа Дандена в задуманном им ракурсном положении. Он многократно перерабатывал её, пока результат не удовлетворил строгую комиссию.

Высшую награду Парижской выставки 1937 г. получила миниатюра Н.М. Зиновьева «Ужасы войны» или «В огне». На декоративной тарелке представлены события Первой мировой войны. Передать кистью ужасы войны, её разрушительную силу помог художнику прочитанный роман «Огонь» известного французского писателя Анри Барбюса. Зиновьев, сохраняя подлинную палехскую традицию, изобразил и массу погибших, и калек, возвращающихся с войны, и встречающих их потрясённых матерей, жён, детей.

Палешане нередко обращались к произведениям Уильяма Шекспира. Творчество великого драматурга отличается широтой интересов и размахом мысли. Это богатство фантазии, стремительность действия, сила страстей, типичных для эпохи Возрождения, вполне созвучны стилистике палехского искусства.

В карандашном эскизе «Ромео и Джульетта» А.В. Котухина мы видим самую прекрасную и грустную историю любви в мировой литературе. Темой для миниатюры И.А. Першина послужила комедия Шекспира «Мера за меру». Особым образом на шкатулке прописан архитектурный пейзаж с многочисленными декоративными элементами, свойственными ренессансу и барокко. Консультировали художника Г.В. Жидков и Ф.Л. Лукашова.

Драматический сюжет пьесы «Король Лир» актуален во все времена. История о трагичной судьбе британского короля и трёх его дочерей, ставшая классикой мировой литературы, представлена в эскизах М.И. Сперанского.

Театральные постановки по произведениям зарубежных классиков всегда были востребованы публикой и получали высочайшие отзывы. Людям важно было увидеть не только захватывающее событие, но и погрузиться в историю и быт эпохи. Художники Палеха в своём творчестве также использовали собственные зрительные впечатления от увиденных спектаклей.

В палехской миниатюре встречаются сюжеты, повествующие о Грюнвальдском сражении, крепости Астар, рыцаре Тоггенбурге, об эпохе правления английского короля Ричарда III, о немецком бароне Мюнхгаузене, о средневековом нидерландском воине, ловком и неутомимом Тиле Уленшпигеле.

Основой классической литературы является античная мифология и античная драма. Мифология оказывает влияние на литературу через сказку, героический эпос, а также через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества. Мифами обозначают и ложь, и иллюзию, и веру, и условность, и фантастику. В лаковой миниатюре Палеха разных лет можно увидеть Ундину, Леду, Афродиту, Персея и Андромеду, Спартака и Одиссея.

К числу лучших образцов мировой сказочной литературы, без знакомства с которыми невозможно разностороннее воспитание детей, принадлежат сказки французского писателя Шарля Перро, немецких писателей братьев Якоба и Вильгельма Гримм, классика датской литературы Ханса Кристиана Андерсена и английского писателя Редьярда Джозефа Киплинга. Художники Палеха с удовольствием представляют этот удивительный мир сказок в своих миниатюрах.

Привлекательным для творчества палешан стало и захватывающее событие – Венецианский карнавал, яркий праздник в «городе на воде». Композиции на шкатулках и пластинах, созданных палехскими мастерами погружают в атмосферу красочного торжества: таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыканты.

Выставка «От Илиады до Фауста» раскрывает всё многообразие тем и сюжетов из истории западноевропейской культуры, получивших отражение в искусстве Палеха.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32