Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

30.03.2018 11:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 30.03.2018 г.

По новым стандартам

Автор: А. Сиротина

Сегодня все мы, жители мира, переживаем период, который можно назвать информационным перенасыщением – объем входящего потока, который обрушивается на среднего жителя, намного больше пропускной способности его восприятия. Мы буквально тонем в обилии рекламы, новостей, обзоров, видео и прочего информационного шума. В такой ситуации неоценимой становится роль образования в жизни. Без помощи профессионалов этой сферы нашей жизни трудно определиться с выбором жизненного пути и даже осознать свою собственную личность. О том, как работает районный отдел образования в современных условиях, какие приоритетные задачи он ставит в своей деятельности, чем живут образовательные учреждения района и какие надежды педагоги связывают с детьми, которых они готовят к самостоятельной жизни, мы побеседовали с начальником Отдела образования администрации Палехского района Е.В. Жиляковой.

– Елена Валерьевна, совсем недавно Вы с Вашими специалистами подводили итоги года прошедшего. Расскажите, что меняется в системе образования и что она представляет собой в настоящее время.

– Развитие муниципальной системы образования направлено на решение системных задач по реализации Указов Президента Российской Федерации, повышению качества и доступности образования, улучшению условий организации образовательного процесса, эффективному использованию всех имеющихся в муниципальной системе образования ресурсов.

В районе функционируют 8 муниципальных образовательных учреждений: 3 средних школы, 1 основная, 3 дошкольных образовательных учреждения, Центр внешкольной работы. 3 общеобразовательных школы реализуют услуги дошкольного образования.

Различными формами образования охвачено 1233 человека. В сфере образования занято 266 человек, из них 117 педагогов.

Все учащиеся 1-7 классов обучаются по новым федеральным стандартам в современных условиях. Палехская средняя школа является региональной пилотной площадкой по внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в восьмых и девятых классах.

– Вряд ли кто поспорит, что материальная сторона очень важна в деятельности образовательного, да и любого учреждения. И все же самым важным, самым живым примером для ученика является учитель. Насколько «богаты» наши школы качественными кадрами?

– В образовательных учреждениях работают 74 учителя, 6 педагогов дополнительного образования, 32 педагога дошкольного образования. Высшее профессиональное образование имеют в школе 93%, в ЦВР – 33%, в ДОУ и дошкольных группах школ – 78%.

В 2017 году 8 педагогов района аттестованы на первую и высшую квалификационные категории, 13 педагогов прошли переаттестацию на подтверждение категории.

На 30 декабря 2017 года из 124 педагогических работников района 86 человек (69,4%) имеют первую и высшую квалификационные категории:

высшую – 48 человек (38,1%),

первую – 38 человек (30%),

соответствие занимаемой должности –30 человек (24,2%).

Не снижается средний возраст работающих педагогов – 47,7 лет (2016 г. – 47; 2015 г. – 46,4), хотя мал приток молодых специалистов. В 2017 году молодые специалисты не пришли в систему образования района (2014 г. – нет, 2015 г. – 3 чел., 2016 г. – 2 чел.). Всего в образовательных учреждениях района работают 15 специалистов в возрасте до 30 лет (13,4%).

В 2017 году в школах и детских садах района имеются только временные вакансии.

Ежегодно растёт число учителей, совмещающих преподавание нескольких предметов. Это вызвано объективными причинами: снижение учебной нагрузки по предмету у учителя вследствие уменьшения контингента учащихся.

– В последнее время большое внимание уделяется дошкольному образованию. Уже в раннем возрасте идет активное развитие детей. Кроме того, очень актуальна тема демографии. Что делается для дошколят в нашем районе?

– Развитие районной системы дошкольного образования является одной из приоритетных задач. В районе отсутствует актуальная очередь на зачисление детей в детские сады и дошкольные группы школ. Охват детей дошкольным образованием в Палехском районе составляет 81% от числа детей, зарегистрированных на территории района (2016 г. – 82,9%, по области – 86,5%). Всего на 1 января 2018 года дошкольное образование получали 353 ребёнка в 19 группах (на 1 января 2017 года – 371 ребёнок в 20 группах).

Продолжается работа по повышению качества услуг дошкольного образования: внедрению федерального государственного образовательного стандарта, обновлению образовательных программ, внедрению механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями учреждений.

– Всегда волнует вопрос величины заработной платы и, конечно, нагрузки педагогов. Что можно сказать об этом?

– При поддержке губернатора Ивановской области, регионального правительства, Ивановской областной думы, администрации района и Совета Палехского муниципального района средняя заработная плата воспитателей в 2017 году составила 17087,34 руб. (2016 г. – 16631 руб.), педагогов дополнительного образования – 20195,4 руб. (2016 г. – 18220,9 руб.). Средняя заработная плата учителей выше средней заработной платы в экономике региона и составляет 22350,7 руб. (2016 г.- 22604,2 руб.).

Что касается нагрузки педагогов, обеспечение доступности качественного образования остаётся приоритетным направлением и в 2018 году. В связи с миграцией населения в города прослеживается тенденция уменьшения контингента учащихся в сельских школах. Отсюда и сетевые проблемы: недостаточно детей соответствующих возрастов для наполнения школ и детских садов, трудно сформировать коллектив педагогов-предметников, содержать здание школы.

В 2017 году наполняемость классов в нашем районе составляла в Палехе 21,1 ученика (2016 г. – 22,9 чел.), на селе – 11,2 ученика (2016 г. – 10,5). Самая хорошая наполняемость на селе в Майдаковской средней школе – 16,2 человека.

Оптимальный показатель эффективности работы образовательного учреждения – 15 учащихся на 1 учителя. В Палехской средней школе на одного учителя приходится 16,5 ученика, по селу – 7,7 ученика, по району – 12,2. Самый низкий показатель – в Пеньковской школе (4,1).

В Палехском районе 4 муниципальных общеобразовательных школы, в том числе 3 сельские школы (75%), 2 из которых – малокомплектные. В них обучается 10,3% (2016 г. – 9,5%) от общего количества школьников.

– Что делается в школах для повышения качества образования?

– Отдел образования проводил постоянную работу по повышению качества обученности учащихся: всероссийских проверочных работ, совещания руководителей образовательных учреждений и заседания методических объединений в школах с участием специалистов и методистов, собеседования с администрацией образовательных учреждений. Итогом работы системы образования является стабильно высокое качество знаний учащихся в районе.

В 2017 году Палехский муниципальный район занял первое место в рейтинге муниципалитетов области по эффективности участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Среди выпускников 11-х классов школ района четверо медалистов, шестеро выпускников 9-х классов получили аттестаты особого образца.

Все более заметной становится проблема дифференциации школ по качеству образования. За последние годы определился сегмент общеобразовательных школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты образования. В таких школах мало отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении. Положение усугубляет негативная селекция – уход в другие школы наиболее перспективных учеников из благополучных семей и приход проблемных и неуспешных.

– А какие меры социальной поддержки применяются в образовательных учреждениях района, ведь не секрет, что многие родители, особенно в сельской местности, не могут найти работу или зарабатывают слишком мало? Как оберегается здоровье детей?

– Во всех школах реализуется проект автоматизированного мониторинга состояния здоровья школьников. Лицензированы медицинские кабинеты и в школах, и в детских садах. В целях сохранения и укрепления здоровья детей во всех школах организовано горячее питание, в 2017 году его получали 832 человека, что составляет 94,9%, причём двухразовое питание – 34,1%.

В детских садах и дошкольных группах в 2017 году на 93% выполнены нормы по продуктам питания (2016 г. – 94%).

Несколько слов по поводу обеспечения горячим питанием детей из малообеспеченных семей. Разработано специальное положение о порядке предоставления бесплатного питания детям из семей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Хочу сказать, что, несмотря на дефицит бюджета района, мы не отказываемся от предоставления горячего питания. Это, кстати, есть не во всех районах. Отбор детей проходит очень открыто. Каждый родитель может подать заявление на предоставление горячего питания. (Это горячие завтраки – 25 рублей). Мы предоставляем питание без официальных справок, считаю, это тоже хорошо. Но когда родители это заявление подают, к ним на дом должны выйти педагоги, психологи, классный руководитель, обследовать условия, как живет семья. К сожалению, особенно в деревнях, есть много безработных, неофициальных безработных. Представители школы выходят, обследуют условия, составляют соответствующий акт, потому что бывает так, что и заработков официальных не показано, но люди имеют современную мебель, машины, ездят отдыхать. Мы помогаем только тем, кто реально нуждается, и затем на управляющих советах мы этот вопрос рассматриваем. По ходатайству специальная комиссия отдела образования утверждает решение управляющего совета или может отправить документы на доработку, может и отказать. На заседание управляющего совета мы приглашаем родителей, чтобы выяснить, почему они, к примеру, не работают и не стоят на учете в ЦЗН, некоторые просто не знают, как воспользоваться своими правами. И были случаи, когда родители или устраивались на работу, или вставали на учет в ЦЗН и оформляли пособие после таких бесед.

Также бесплатное питание (завтрак и обед) предоставляется детям, которые обучаются по адаптированным программам. Это тоже за счет муниципального бюджета. Такие классы открыты в Пановской и Пеньковской школах. Мы очень благодарны нашим социальным партнерам – таким, как колхоз «Рассвет». Его руководитель С.Н. Гоматина оплачивает питание детям своих сотрудников.

– Не однажды родители Майдаковской школы высказывали просьбу открыть кружки и секции для детей, но, видимо, не было такой возможности? Как сейчас решен этот вопрос?

– В конце декабря прошлого года эта школа получила лицензию на дополнительное образование, поэтому дополнительное образование организовано не только в рамках внеурочной деятельности и в рамках федеральных государственных стандартов, но и в кружках и объединениях.

– В школах и садиках проводится множество всевозможных конкурсов, раскрывающих таланты ребят. Но, бывает, родители не согласны с мнением жюри, особенно родители детей из сельских школ. Им кажется, что при подведении итогов слишком часто отдается предпочтение палехским детям.

– Уже по опыту прошлых лет мы практикуем создание независимого жюри, приглашаем специалистов из числа наших социальных партнеров. Это Дом культуры, библиотека, музей, члены общественного совета.

Мы верим в то, что каждый ребенок хочет стать победителем или призером, но здесь, мне кажется, это именно еще и социальное воспитание, которое заключается в том, что если ребята уже вышли из школы на уровень района – они уже победители, потому что им представлена честь защищать свою школу на уровне района. В наших сельских, поселковых школах, мы очень бережем и любим своих детей. Это с одной стороны хорошо, а с другой – когда они от нас вылетают, уезжают за пределы района, поступают в профессиональные учебные заведения, то испытывают нередко очень большие затруднения, потому что выживает лучший, сильнейший. То есть конкурсы, соревнования необходимы, чтобы научить детей бороться за свое право быть первым. Понятно, что случаются и обиды, и слезы, но без этого не обойтись. Так они учатся бороться за свое место под солнцем.

– Елена Валерьевна, еще хотелось бы узнать о такой акции, как ЕГЭ для родителей? Как это было?

– Родителям была предоставлена возможность почувствовать себя в реальных условиях сдачи ЕГЭ. Участие в акции приняли родители из Майдакова и Палеха. Если коротко сказать о впечатлениях – очень полезно. Очень интересно и не трудно. Приятно, что нас принял пункт по сдаче ЕГЭ в Шуе. Мы побывали в реальных условиях – с металлоискателем, с видеонаблюдением и т.д. Хотелось бы, чтобы в этой акции участвовало больше родителей.

– Образование – такая сфера жизни, где задействованы, пожалуй, все члены общества: и преподаватели, и учащиеся, и их родители, бабушки и дедушки…

– Именно так, только сообща, во взаимодействии, можно достичь хороших результатов. Я бы очень хотела поблагодарить за работу коллектив образовательных учреждений, и бабушек и дедушек, и всех родственников, без их помощи нам не обойтись. Ну и, конечно, детей. У нас такие замечательные дети. Хотелось бы в заключение привести слова уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Т.П. Океанской, которые она сказала, побывав в нашем районе. Пообщавшись с детьми, нашими активистами, она сделала вывод: «Палех – культурная столица Ивановской области». Хочется, чтобы дети, обладающие таким высоким потенциалом, не разъезжались, работали в будущем на благо нашего замечательного поселка. И, конечно, чтобы у них здесь было больше возможностей для реализации своих сил и талантов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41