Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

22.02.2018 09:27 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 23.02.2018 г.

Масленица-2018: к слову о традициях и туристах

Автор: Е. Лакеев

В минувшую субботу в Палехе состоялось предвесеннее народное гулянье – Масленица. Наш корреспондент также принял участие в проводах зимы, что и привело его к ряду размышлений, приведенных ниже.

Как и прежде Базарная площадь стала главным местом проведения праздника. Привычные декорации и сцена, чучело зимы, столб и торговые палатки. Словом, все также, как и на прошлогодней Масленице, за исключением солнца: день выдался не по-предвесеннему пасмурным. Человека, посетившего наши палехские зимние проводы, на мой взгляд, должно было не покидать чувство «дежавю». Или ощущение того, что все это уже было увидено, как минимум не один десяток раз. Может в этом году сожгли самое большое чучело? Нет. Тогда, может, съели рекордное количество блинов – опять не так. Некоторые читатели могут заметить – на традиционном празднике и не должно быть ничего нового. Но давайте разберемся, так ли традиционна палехская Масленица?

Первый шашлык комом

Первое, что бросается в глаза – вы удивитесь, но это практически полное отсутствие главного символа праздника – блинов! Стоит принять тот факт, что культура поедания блинов в праздник, на свежем воздухе, уходит. Да, все пекут блины по домашним кухням, тестируют начинки, штудируют новые рецепты из Интернета. Все любят блины, но не готовы за них платить. Это подсказывает нам торговля, в которой король – кавказский шашлык.

Дурманящий запах дыма и мяса давно стал главным ароматом не только Масленицы, но и всех остальных праздников в Палехе (да и в стране) – майских, дня города, ярмарки, Нового года, любой встречи друзей. Вот и статистика последнего праздника неутешительна: одна блинная сковорода на три шашлычных мангала, один ценитель блинов (и традиций) на три очереди за шампуром шашлыка. Бесспорно, мясо на костре – это вкусно, но блины на Масленице – незаменимы. Блины – традиционное блюдо.

Вот что вспоминает очевидец праздничных гуляний на Масленицу в довоенные годы:

– В воскресенье в масленицу мы ходили к бабушке в село. Она пекла и угощала нас блинами. Я всегда просил ее испечь мне блин «с хрустом». На этот блин насыпался лук, поливался льняным маслом, и поджаривался до хруста. Она всегда и с удовольствием исполняла мое желание. Блины чаще всего ели с мороженным молоком. Готовилось оно заранее. Наморозят целый таз, а потом наскоблят, разотрут, и оно становится как сметана. Вкуснятина!

А мы с вами шашлык из пластиковых тарелок вилками белыми ковыряем. Понятно, голодные 90-е годы, культ мясного, все эти «блины я и дома поем». Мы сами делаем выбор, и нет в этом забвении традиций ни вины «шашлычников», ни вины организаторов праздника. Именно мы, посетители, привыкли жить по инерции, особо не вдумываясь. Научились делать вид, не вникая в суть, и это примета времени.

Как возрождали Масленицу?

Выше, там, где про блины «с хрустом», я процитировал Константина Бокарева. В своем время в начале 2000-х годов он написал статью-воспоминание о том, как было принято гулять на Масленицу в прежние времена. Говорилось там и о ее запрете в СССР. Конечно, в деревнях через костер прыгали, да блинами угощали соседей по старой традиции в прощеное воскресенье. Но на официальном уровне действовал запрет на все религиозные празднества, и языческая по характеру Масленица подпадала под него несколько десятков лет. «Хрущевская оттепель» это положение изменила:

– В начале 60-х годов в Палехе впервые решили отметить Масленицу, но уже под названием «Проводы русской зимы». Заранее составили план проведения праздника. На каждом предприятии любители готовили свои выступления, шили карнавальные костюмы, делали маски.

На стадионе бульдозерами сгребли в одно место снег и сделали из него большую эстраду для выступлений. Был врыт очень высокий столб, чтобы наверху повесить главный приз праздника. Художники украсили ворота и ограду стадиона картинами и поздравлениями, а наверху ворот – красочное изображение петуха. В конце стадиона, ближе к реке, было для костра сделано большое сооружение из дров, досок.

… Вот из Ильинской улицы показался длинный кортеж запряженных лошадей. Украшенных лентами, как на свадьбу, а впереди тройка. На тройке – Весна-Красна. Это художница Тамара Мосаренко. Она приветствует и поздравляет жителей Палеха и гостей с праздником русской зимы. Затем весь этот кортеж двинулся дальше на-рысях – вверх, мимо Крестовоздвиженского храма, далее по улице Баканова и по Пушкинской вниз, и снова вкруговую по Палеху.

После веселого катанья все устремились в распахнутые ворота стадиона. В левую сторону протянулись столы с разными яствами. А какая масленица без блинов? Работники чайной напекли горы горячих блинов и угощают желающих, рядом – большой самовар разливающий горячий чай. По правой стороне от ворот книжный магазин торгует книгами и картинами. Они были тогда очень дешевыми.

… с тех пор в Палехе стали ежегодно устраивать праздник проводов русской зимы. Потом он переместился на Базарную площадь. Правда не стало ни троек, ни вообще лошадей.

Справедливости ради, стоит заметить, что в этом году лошади были. И даже одна пони. Но как удивился бы автор статьи, не обнаружив на Масленице в избытке традиционные блины.

При прочтении этих воспоминаний невольно создается образ праздника, который объединяет всех в Палехе – художников, артистов, зрителей, предпринимателей. И мы задаем себе вопрос: а сейчас так?

Видимо, праздники имеют особенность отражать дух времени. Так, например, в 90-е в программе Масленицы можно было обнаружить такое:

– … катание на лошадях и в микроавтобусе «Газель».

Или придыхание перед уже не воспринимающейся сейчас в диковинку ресторанной культурой:

– … с 10 часов утра открыты двери нашего ресторана, где вы можете по достоинству оценить искусство поваров и кулинаров, отведать фирменные блюда.

Это всего лишь Масленица

А знаете, что еще бросается в глаза? Молодежи на празднике нет. Ребята 20-40 лет – это поколение, чьи ценности и взгляды в скором времени будут задавать тон во внутреннем туризме.

Читатели могут упрекнуть автора этих строк в пустой болтовне: почему нас должно заботить какое-то народное гуляние? Других дел не в проворот. Заботить должно, мы часто любим говорить о туристическом потенциале Палеха.

Какой турист к нам поедет, если мы сами гулять не умеем? Не для кого не секрет – что событийный календарь города – это инструмент привлечения гостей (и если быть до конца честным – денег в местный бюджет). Жители российских городов и сел как могут использует его. Иногда в муниципалитетах ничего не придумывают и выезжают на чудаковатости происходящего и чествование какого-нибудь, к примеру, овоща. И даже в таком случае что-то получается.

Мы, конечно, особенные. Палех – село со своими богатыми культурными традициями. Здесь всегда умели – и торговать (два раза в год собирались крупные Крестовоздвиженская и Масляная ярмарки) и делать красивые качественные вещи.

К тому же, если верить рассказам старожилов, то и отдыхали палешане широко и делали это умело. Да так, что гости сами к нам ехали, что в XIX веке, что в XX-м. В веке нынешнем пока еще настраиваемся: и на работу, и на отдых. Так давайте же вместе стараться не забывать традиции. Ведь все новое – это хорошо забытое старое.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66