Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

07.12.2018 10:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 07.12.2018 г.

Общий дом палехских художников

Автор: Е. Лакеев

Говорим об истории здания (бывших) палехских художественно-производственных мастерских на Ленина, 33.

«То там, то тут из бревенчато-избяных дворов возвышаются двухэтажные каменные дома. Здесь на каждый десяток деревянных изб придется один каменный дом, — пропорция, которой позавидует любой уездный город. Да, святые имеют способность принимать строгие, вполне материальные формы. На мощах Анны Кашинской, Феодосия Черниговского, Серафима Саровского — выросли эти здания. Мощи распотрошила революция, палешане давно не пишут этих святых, а дома долго еще будут стоять, украшая старинный бревенчатый Палех. Как знакомы мне эти здания. Стены их для меня прозрачны и я вижу людей в каждом здании».

Ефим Вихрев, «Родники».

Первую известность Палеху принесли работы местных иконописцев. Наследие многовековой традиции иконописания лежит в основе и относительно «молодого» искусства палешан — лаковой миниатюры. Впрочем, палехские художники никогда не ограничивались миниатюрой. Палехский художественный стиль, сделавший Палех всемирно известным, проявился не только в авторских произведениях на папье-маше, но и в книжной графике, монументальном искусстве, сценографии и украшении фарфора. Большую часть советского периода в истории палехского искусства двухэтажное кирпичное здание по адресу Ленина, 33 было для художников местом работы и обмена опытом, школой вызревания молодых мастеров, хранилищем традиций, творческой лабораторией и общим домом.

* * *

Архивные фотографии помогают восстановить близкий к первоначальному вид палехских мастерских. Кованное крыльцо, невысокий заборчик по фасаду (или, скорее, палисадник), высокие распашные ворота, входившие в ансамбль кирпичного забора, крытого железом. Эта преграда скрывала от глаз внутренний двор здания. Позднее кирпичный забор был разобран. Вероятно, это произошло, когда здание было дополнено пристройкой, и парадный вход был перенесен во внутренний двор.

«Насколько я помню, перед фасадом здания рос кустарник, и он оживлял общий вид мастерских. Без него сейчас здание выглядит бедно и сиротливо. Не уверен, но и справа от здания, вдоль стены, кажется, тоже была какая-то зелень, отсутствие которой сейчас подчеркивает заброшенность и сиротливое одиночество этого исторического для Палеха сооружения» (из воспоминаний В.К. Рудюка).

Судя по одному из довоенных снимков, на котором можно разглядеть крышу — довольно долгое время мастерские отапливались печами. Чугунный балкон каслинского литья, скорее всего, был единственным балконом в дореволюционной каменной архитектуре Палеха. Здание, которое ранее славилось, как иконописная мастерская с хорошими условиями труда, принадлежала семье палешан Коровайковых. Палехских художникам — Артели древней живописи — здание досталось несколькими десятилетиями позже, во многом благодаря поддержке Максима Горького.

Работники столярного цеха, 1938 г. (Фото: «Каким был Палех»).

В мастерских, 1938 год. (Фото: «Каким был Палех»).

* * *

Бывшие крепостные Коровайковы, вольная которым датирована 1840 годом, были одними из первых в Палехе купцов. Занимались Коровайковы не только иконным делом. Семья владела винными и пивными заводами. Купеческая династия Коровайковых построила в Палехе не один дом. В каменном здании, который принадлежал одному из сыновей купца второй гильдии Трифона Николаевича Коровайкова, долгое время размещалось Палехское художественное училище, (сейчас там находится районная библиотека).

В 1907 году на средства Коровайковых была возведена иконописная мастерская. «Мастерская Коровайкова была построена, в отличие от других, по-новому: высокое светлое здание, с большими окнами, со светлым помещением для работы, с отдельными каморками для хозяина и для приказчика, с отдельными столярной, грунтовальной и олифельной» (Н.М. Зиновьев, «Искусство Палеха»).

В дореволюционной России здание в качестве мастерской иконописцев просуществовало около 10 лет. Будучи в последствии национализированным, бывший дом Коровайковых в советский период служил главным зданием Палехских художественно-производственных мастерских. Последние три десятилетия здание пребывало в запустении. Историческая математика: один век, три периода, три разных этапа в жизни здания, в жизни палехского искусства.

В архиве Государственного музея палехского искусства сохранился Акт обследования Артели древней живописи от 10 марта 1930 года: «Артель имеет собственный дом. Здесь помещается контора, правление и 11 комнат занято производством. Артель имеет премии, золотые медали, почетные дипломы за работы на выставках в Париже, Монце-Милане, Венеции».

* * *

В послевоенное время художественно-производственный коллектив мастерских начал быстро расти. На средства Художественного Фонда РСФСР в 1957—58 годах к старинному зданию, было пристроено новое, площадью около 2000 кв. м. Пристроенное здание просуществовало в течение 60 лет, половину из которых пустовало.

В 1971 году мастерские награждаются высокой наградой — Орденом «Знак Почёта». Основным заказчиком на тот момент были госструктуры — «Новоэкспорт» заключала договора с иностранными фирмами за рубежом, «Росинвалютторг» осуществлял торговлю на валюту внутри страны. Более 90% продаж осуществлялось за границу!

В 70–80-х годах Палехские художественно-производственные мастерские стали самой успешной организацией во всей системе Союза художников России. Мастерские имели стабильное финансовое положение. На средства Художественного Фонда РСФСР для работников мастерских строились многоквартирные жилые дома. Мастерские были оснащены собственным здравпунктом, обширным автопарком, что по тем временам являлось исключительным для предприятий сельской местности. При поддержке правительства решались многие вопросы жизни коллектива, в частности, учитывая специфику труда художника (миниатюрная живопись), проводился ежегодный осмотр зрения столичными специалистами. Всем нуждающимся в лечении предоставлялись путёвки в санатории.

«По решению Правительства начинается строительство нового здания, рассчитанного на 300 художников. За проект боролось 17 архитектурных институтов. Выиграл проект Льва Павловича Катаева. Посмотреть, как идёт строительство, приезжает Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин».

По словам очевидцев здания мастерских буквально «утопали» в цветах. Внутреннее убранство соответствовало приёму гостей любого уровня — главы Советского правительства, ведущие учёные страны, первые космонавты, послы многих государств, ведущие деятели культуры и искусства. Автобусы туристов и интуристов выстраивались в очередь.

С началом «перестройки» государство перестало поддерживать художественный Палех. Было заморожено строительство нового здания мастерских. На фоне этого в творческом коллективе назрел раскол между последователями строгой традиции коллективного творчества и сторонниками индивидуализма. В течение конца 80-х — начала 90-х художники постепенно покинули здание.

Уникальность палехских мастерских состояла в том, что в отличие от других художественных промыслов, в одном общем доме на протяжении 65 лет за одним столом в равных условиях работали опытные мастера и начинающие художники, выпускники Палехского художественного училища. Этим обеспечивалась преемственность мастерства, традиций палехского искусства.

Будущий арт-центр. Начинается реконструкция.

* * *

Осенью этого года здание бывших мастерских начали реконструировать. Будущее некогда успешной иконописной мастерской, переоборудованной в последствие в крепкое предприятие, пока еще только приобретает очертания. Власти пророчат зданию судьбу творческого центра, места для общения палехских художников. Новое время требует новых подходов к работе с наследием Палеха, как с архитектурным, так и с художественным. Хочется верить, что новые идеи продолжат жизнь, которая более ста лет кипела в стенах здания по адресу Ленина, 33, и Палех получит славу места, в котором дорожат своим наследием.

Использованы материалы сайта «Палехские художественные мастерские: Интервью и документы» (авторский проект Александра Куркина и Николая Ковалева).

Посетить сайт: masterskie.artpalekh.ru

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

172