Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

09.11.2018 09:29 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 09.11.2018 г.

Десятый, юбилейный!

Автор: А. Сиротина

Десятый год Палехская средняя школа становится площадкой межмуниципального общения педагогов. В этом году фестиваль педагогических идей «Вдохновение» в Палехе отметил свой первый юбилей. За 10 лет «ребенок» вырос, приобрел бесценный багаж знаний и мощный потенциал развития, устремленный в будущее.

Не случайно ведущая Ольга Юрьевна Гунаева назвала фестиваль праздником профессионального мастерства, и каждое слово в этом определении ключевое. В приветствиях многочисленных гостей на церемонии открытия многократно подчеркивался уникальный потенциал фестиваля, глава Палехского района Игорь Вадимович Старкин даже выразил надежду, что «Вдохновение» в скором времени, может быть, приобретет статус международного. Это вполне реальная перспектива. Присутствовавшая на открытии форума заведующая кафедрой управления образованием института развития образования Ивановской области Елена Васильевна Иванова подтвердила, что уже в будущем году планируется еще больше расширить границы фестиваля педагогических идей, пока не до международного уровня, но межрегиональный гарантирован, уже проведены успешные переговоры с Москвой и соседними областями по поводу участия. А ведь не так давно, всего лишь десять лет назад, первая встреча педагогов, желающих делиться своими идеями, собрала всего лишь 13 человек…

Так все начиналось…

Ровно 10 лет назад, 27 октября 2009 года 13 педагогов школ и детских садов Палехского района собрались на районное методическое объединение, для того, чтобы поделиться своими изысканиями, наработками. Так и начинался этот фестиваль, пока даже без названия. И цифра 13 тогда стала счастливой, так как получила такое многократное увеличение. Уже через год, в 2010-ом году, собралось 83 участника. Тогда организаторы решили пригласить коллег из других районов, в надежде, что и они согласятся поделиться своими новаторскими идеями. В 2011 году этот учительский форум впервые собрал педагогов из соседних районов, было уже 135 участников. Каждый год это число возрастало, а в этом ноябре их собралось уже около 300.

В 2013 году фестиваль, наконец, обрел свое имя, выбранное из десятков предложенных – «Вдохновение», все как-то единодушно решили, что именно такое название как нельзя лучше соответствующее его сути, задачам и результату.

Приятно, что фестиваль стал настолько популярным. Возможно, во многом благодаря тому, что и сама атмосфера нашего поселка и школы располагает к этому. Палехская школа в 2015 году была включена в 200 лучших сельских школ России, обеспечивающих высокий уровень образования учащихся. А в 2017 году вошла в престижный топ «500 лучших учебных заведений России».

На этот раз в Палех приехали представители учреждений общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования, а также издательства «Сентябрь». Фестиваль принял педагогов из 84 образовательных учреждений области: муниципальных районов Палехского, Ивановского, Кинешемского, Лежневского, Родниковского, Савинского, Шуйского, Южского, Пестяковского, Фурмановского и городских округов Иванова, Шуи, Кохмы, Кинешмы.

Участники горячими аплодисментами приветствовали почетных гостей – победителя регионального конкурса «Учитель физической культуры 21-го века» директора Парской средней школы Татьяну Викторовну Ларину и победителя регионального конкурса социальных проектов «Сто идей для развития детей» старшего воспитателя детского сада «Веснушки» г. Родники Татьяну Витальевну Золотову.

Праздники, юбилеи не бывают без подарков. На открытии руководитель районного отдела образования Е.В. Жилякова поблагодарила самых верных и преданных друзей, которые из года в год приезжают в Палех. Им были вручены благодарственные письма и памятные подарки.

Особые нотки торжества фестивалю придали концертные номера в исполнении квартета «Кладезь» Палехского Дома культуры, артисты исполнили красивые песни о любви к малой родине – палехской земле и учительской профессии. А детский театр моды Центра внешкольной работы «Модницы» настроил всех на полет творчества: наблюдая, как легко парят по залу юные «жар-птицы» в солнечных нарядах, участники форума наверняка представляли себя такими же волшебниками, только в своей любимой профессии.

В каждой секции – свои ассы

На фестивале на этот раз было представлено 220 идей, работали 22 секции. Участников двух из них – «Эстетическое воспитание» и «Дополнительное образование» – приняло Палехское художественное училище им. М. Горького. Остальные работали в аудиториях школы.

Руководили секциями учителя, имеющие высшие квалификационные категории, опыт, победы в профессиональных конкурсах и многие другие большие заслуги.

Как и в прошлом году, в фестивале приняло участие особенно много педагогов дошкольного образования. Из 22 секций 10 были посвящены именно этому направлению педагогического труда. В каждой из секций – от 7 до 11 докладов о лучших, новых, самых необычных идеях педагогов.

Только удивляться приходится, сколько знаний и навыков обязаны привить даже дошколятам – самым маленьким членам общества, их воспитатели, не говоря уж о старших учениках. И главное, надо знать такие волшебные слова, владеть особенными ключиками к детскому восприятию, чтобы объяснение было доходчивым и малыши могли прочно усвоить знания и навыки.

На своей юбилейной встрече воспитатели вели речь о нетрадиционных методах работы с родителями, ранней профориентации дошкольников, комплексном подходе к воспитанию экологических компетенций, музейной педагогике, организации театральной деятельности в детском саду и многом, многом другом.

Учителя начальных классов посвятили свои выступления игровым методикам развития одаренных детей, работе по формированию каллиграфических навыков у младших школьников, краеведению в начальной школе и т.д.

Кроме этого педагоги работали в секциях «Эстетического воспитания и дополнительного образования», где учат детей творчеству, секциях физического воспитания, гуманитарного цикла, физико-математического и естественно-научного циклов.

Невозможно было посетить все секции, но на некоторых выступлениях интересно было бы остановиться подробнее. В каждом образовательном учреждении есть что-то свое, особенное, что педагоги привезли показать коллегам. Их опыт, наверняка, будет востребован и обогащен другими.

В наш век умной техники и развивающейся компьютеризации учитель просто обязан держать руку на пульсе времени, чтобы говорить на одном языке со своими учениками. Хотя, наверное, иногда за ними уже и не угнаться. Важно организовать учебную деятельность так, чтобы она была не просто познавательной, но и интересной молодому поколению. Конечно, тут главное не знание компьютерных тонкостей, а вечные ценности: доброта, любовь к детям и тепло души, в котором в первую очередь нуждается растущая личность. А в помощь педагогам собрано огромное количество информации, которая сегодня, благодаря современным технологиям, доступна каждому. Надо только суметь подойти к делу творчески. В современной школе рождается множество новых методов и форм работы, о которых нынешние учителя, особенно старшего поколения, могли только мечтать. Тем не менее, они умеют организовать учебную деятельность в духе этого стремительного времени.

Класс, который снимает кино про себя

На секции гуманитарного цикла учитель истории Дьячевской средней школы Кинешемского района Нина Петровна Тюрина рассказала о реализации проектной деятельности средствами киностудии.

В первой видеосъемке участвовал весь класс, и каждый ученик в той или иной роли мог себя проявить. Были свои сложности. Не было самого необходимого – соответствующей аппаратуры. Но нашелся человек, который ее предоставил. Местный священник из Свято-Покровского храма, отец Александр (Завьялов), который сам увлечен фото- и видеосъемкой, дал семиклассникам в пользование свою дорогую великолепную технику. Учитель переживала, как бы ребята ненароком не сломали аппаратуру, но о. Александр сказал: «Это ведь только набор пластмассы, железа, а дети, если увлекутся делом, ведь гораздо дороже, чем все это вместе взятое».

Первый снятый фильм произвел впечатление во всей школе, и класс, который был не таким уж сильным в учебе, сразу стал заметен. На открытие Года экологии ребята сняли уже более серьезный фильм, посвятив его проблеме раздельного сбора мусора. Кроме того, чтобы содержание не было надуманным, школьники устроили субботник, очистив овраг от мусора, реально почувствовав на себе актуальность поднятой темы. Вскоре в школу приехали сотрудники Ивановской киностудии «Лютик», чтобы провести занятия и познакомить ребят с тонкостями и секретами киносъемки. Затем учащихся пригласили посетить и саму киностудию в Иванове, и это была не просто экскурсия. Кто-то из школьников выступал в роли диктора, кто-то оператора, кто-то режиссера, кто-то сценариста… Специалисты проанализировали снятые ребятами ролики, отметили сильные стороны и недочеты. Осенью прошлого года ребята сняли еще один довольно-таки серьезный фильм о родном городе «Променад по бульвару в Кинешме». Этот ролик был послан на конкурс, который проводил телеканал НТВ. Лауреатами не стали, но само участие – уже уйма положительных эмоций.

В результате реализации этой превосходной затеи повысилась самооценка детей, они обрели уверенность в себе и интерес к этой деятельности, повысились коммуникативные способности, улучшились навыки письменной и устной речи, сюда же можно добавить навыки с работой с различными источниками информации.

Конечно, и тут не без проблем: в школе есть маленькое помещение, но нет необходимого оборудования, что-то дети сами приносят из дома, монтировать тоже приходится дома. Оператор, который стал школьной легендой, поступил учиться в Нижний Новгород, теперь стоит задача вырастить нового, а на это нужно время. Но, главное, киностудия в школе есть, и дети ей увлечены.

Запрос времени

По всей видимости, возрастает необходимость в развитии инклюзивного образования и воспитания, то есть педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этому также была посвящена отдельная секция. Педагоги обсуждали работу с детьми с ОВЗ в группе развивающей направленности, говорили о поддержке детской инициативы через нетрадиционные техники изобразительной деятельности, а также и о самих проблемах инклюзивного образования.

Дефектолог детского сада № 14 комбинированного вида Оксана Сергеевна Виноградова привезла на педагогический форум наглядное пособие «Кольца Луллия». Вероятно, многие об этом еще не слышали, хотя работа с этими «кольцами», для особенных детей и не только, практикуется давно. В своей практике педагог использует их как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей с ЗПР.

Круги, или кольца, Луллия прочно заняли свое место в педагогике. Система была создана очень давно философом Луллием. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу и помогают решить такие задачи, как закрепление произношения поставленных звуков в речи; развитие фонематических процессов; уточнение и активизация словарного запаса; совершенствование слоговой структуры слова; формирование структуры предложений; совершенствование развития связной речи.

Кроме всего это пособие легко изготовить. Потребуется лишь стержень от старой пирамидки и круги из плотного картона разного диаметра. Кольца, разделённые на одинаковое количество секторов должны поворачиваться в любом направлении, создавая разнообразные комбинации. А все подробности о принципах работы с ними можно найти на просторах Интернета.

Инофоны – кто они?

Учитель русского языка и литературы Шуйской основной школы № 10 Татьяна Александровна Ставровская свое выступление посвятила формам и методам обучения русскому языку детей-инофонов.

Тема становится все более актуальной, поскольку миграционные процессы, происходящие в России в последние десятилетия, привели к тому, что в наших школах все больше появляется детей-инофонов, то есть тех, кто почти не понимает русского языка, для кого он не является родным. Обучать их в общеобразовательной школе очень сложно.

Татьяна Александровна разработала методику специально для занятий с такими ребятами, и главный акцент в ней ставится на то, чтобы такие ученики чувствовали себя комфортно на уроках, поскольку процесс изучения русского языка, по мнению педагога, зависит от атмосферы сотрудничества на занятиях. Важно найти путь к уму и сердцу такого ученика, и особенно актуальна ориентация на успех. Важно подбирать задания таким образом, чтобы ребенок-инофон мог себя проявить среди других детей.

Подводя итоги

По окончании работы секций, все участники вновь собрались в зале, чтобы высказать свои впечатления от услышанного и увиденного здесь и, по сложившейся годами традиции, украсить оперение палехской Жар-птицы перышками с пожеланиями на будущее.

Поскольку количество выступлений, как уже упоминалось выше, приближалось к тремстам, даже перечислить все темы невозможно в рамках газетной полосы. Наверное, на будущее организаторам стоит подумать и над тем, как построить видеоотчет фестиваля, в который вошли бы все выступления в каждой секции, с тем, чтобы потом весь материал можно было бы проанализировать, обобщить и распространить. Наверное, не все, но некоторые из выступлений действительно содержат бесценный опыт и просто выдающиеся идеи.

Хочется верить, что педагоги не устанут, не привыкнут и будут стремиться из года в год привозить сюда все самые лучшие открытия, которые они сделали на своих уроках, встречаясь каждый день с любознательными и доверчивыми глазами детства.

До новых встреч на 11-ом фестивале!

Гости и участники о фестивале «Вдохновение»

Е.В. Иванова, заведующая кафедрой управления образованием областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования института развития образования Ивановской области:

– Очень приятно, что это уже юбилейный фестиваль, а самое главное, он приобрел статус регионального. Каждый ребенок должен выйти из стен образовательного учреждения успешным. А успешного ребенка может воспитать только успешный учитель. Поэтому всем успеха.

Международного статуса, по крайней мере, на следующий год, мы не обещаем. А межрегиональный – обещаем. Уже прошли переговоры с Москвой и нашими соседними регионами, которые с удовольствием примут участие в фестивале. Так что слово региональный в скором времени заменится на слово «межрегиональный».

* * *

Г.А. Фомина, директор Палехской средней школы:

– Замечательно, что каждый год здесь собираются бескорыстные люди, готовые делиться своими идеями, и самое главное – вы становитесь еще богаче, потому что принимаете идеи своих коллег и воплощаете их в жизнь, для того, чтобы дети наши были успешными.

* * *

Т.В. Ларина, директор Парской средней школы, специальный гость, победитель регионального фестиваля «Учитель физической культуры 21-го века»:

– Мне было очень приятно вернуться в стены родной школы, снова выступить у школьной доски, почувствовать, что здесь так же, как и в годы моей учебы, царит теплая дружеская атмосфера, которая способствует усвоению знаний. Я очень благодарна организаторам фестиваля за приглашение, за теплый прием и желаю фестивалю и всем его участникам дальнейших успехов и процветания.

* * *

Н.К. Макушина, учитель начальных классов Пустошенской средней школы Шуйского района вновь выразила свои впечатления в поэтическом экспромте:

– Нас влюбил в себя фестиваль.

А сегодня он – юбилейный.

Значит все это было не зря

Раз в 10-й раз снова мы вместе.

Все идеи нас вдохновили

На решение новых дел.

Палех, школа, спасибо, родные,

За радушие вашей души.

Процветай, фестиваль, развивайся,

Статус новый свой обретай.

Под покровом иконы Казанской

Каждый год зал полней собирай.

Образ яркой, солнечной птицы

Взмахом сказочного крыла,

Нас задев, не спеши скрыться,

Новой встречи надежду даря.

* * *

Т.В. Золотова, победитель регионального конкурса социальных проектов «Сто идей для развития детей», старший воспитатель детского сада «Веснушки» г. Родники:

– У всех на лицах улыбки. Значит, все получилось, все удалось. А вы когда-нибудь вслушивались в звучание слова вдохновение? Вдох … Мы сегодня с вами получили огромный вдох. Вдох новых идей, новых задумок, новых свершений. И очень хочется, чтобы этот вдох получил дальнейшее развитие и все их мы смогли воплотить. На всех секциях мы доказали, что мы умеем творить, мы занимаемся творчеством. Всем желаю удачи и вдохновения в этом творчестве.

* * *

М.В. Рукавишникова, учитель истории Васильевской средней школы Шуйского района:

– Огромная благодарность принимающей стороне за этот объем работы по подготовке фестиваля и за то, что нам было комфортно, нам было интересно, нам было познавательно. И еще хочется сказать, что фестиваль «Вдохновение» обречен на международное поле. Вот этот посыл любви, профессионализма, желания поделиться наработками, он требует расширения границ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

216