Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

04.08.2017 10:41 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 04.08.2017 г.

Сон наяву, или до Праги на легендарных «Явах»

Автор: Е. Лакеев

Интервью с палехским предпринимателем Юрием Федоровым об очередном совершенном им и его друзьями путешествии на мотоциклах. На этот раз байкеры отправились по маршруту Палех-Прага-Палех, преодолев его за 15 дней на мечте советских мальчишек, настоящей мото-легенде — чешских «Явах»!

— Наши читатели помнят, что в прошлом году Вы осуществили поездку на Урал на «Уралах» (мотоциклах). А как возникла идея поехать в Чехию на чешских «Явах»?

— Где-то после окончания сезона, когда становится больше свободного времени, то начинаешь строить какие-то планы. И вот мы вспомнили «Яву» — некогда легендарный мотоцикл в Союзе. У чехов есть только три авто-мотостроительных бренда: «Шкода» (легковые автомобили), «Ява» (мототехника) и «Татра» (грузовики). Мотоциклетный завод выпускал к 90-м годам более 400 мотоциклов в день. Для Чехии с ее небольшими размерами и 10 миллионами человек населения это было огромное производство. Что интересно, больше 95% всех мотоциклов попадало в Советский Союз, иными словами, мы были основными потребителями этой техники.

По воспоминаниям нашей молодости мотоцикл «Ява» был недоступной мечтой и являлся дорогостоящим дефицитом на всем советском пространстве.

— «Ява», как я понимаю, была на вершине мото-иерархии: самый желанный мотоцикл советского подростка.

— Да, желанный, потому что лучше мотоцикла не было, он отличался по качеству от своих отечественных аналогов. Когда мы реставрировали наши «Явы» для поездки, явно была видна высокая точность обработки деталей. Просто на порядок выше.
Чехи поставляли нам эти мотоциклы в больших объемах почти 40 лет. Это для них было хорошо с одной стороны, но с другой это и погубило завод. Существовал рынок сбыта и при этом полное отсутствие конкуренции. Делали хорошо, но технического прогресса не было, инженерная мысль не развивалась. Когда в 90-е «Явы» столкнулись с прямой конкуренцией, то, естественно, не смогли выдержать ее натиск. Завод попросту отстал от общемирового стандарта. Теперь он потихоньку сдает позиции, сейчас это уже чешско-китайское производство.

— Китайское?

— Мы посетили завод и там откровенно работают китайцы, ставят китайские моторы. А основной потребитель на сегодняшний день — Куба. Я думаю, что это последние времена для завода. Либо произойдет трансформация, либо он исчезнет. В Чехии довольно дорогая рабочая сила, содержать завод дорого, и китайцы его не спасут.

Похожая история была уже с мотоциклом «Минск». Белорусы тоже пытались сотрудничать с китайскими специалистами, но в последствии завод обанкротился. А ведь это был по-своему успешный добротный легкий мотоцикл.

— Тем ценнее оставшиеся экземпляры, ведь мечта юности о мотоцикле «Ява» некуда не делась.

— Когда мы первую «Яву» купили, я сел и сказал: «Жалко, что это было не 30 лет назад!» (улыбается).

— Обратил внимание, что вы посетили музей чешских мотоциклов.

— Кстати, он частный, не при заводе. Увлеченный человек собрал все модели «Явы» и «Чезета» в одном месте, и теперь можно на них посмотреть. Среди модельного ряда мы нашли и наши мотоциклы.

— Наверное, в коллекции есть свои «изюминки»?

— Да, были представлены капотированные мотоциклы — это, когда техника обвешивается ветровиками по всему корпусу. Еще был бело-золотой «Чезет», называется «Ватикан». Может быть, какое-то отношение имел к папскому кортежу.

— Предыдущий Папа был поляк. Почти чех.

— Чехи вот абсолютно не верующий народ, костелы стоят пустые, полуразрушенные. А в Польше (батюшка делился впечатлениями), он был удивлен, что в будние дни в храме было порядка 60 человек. Чехи же хулиганят. Поразило, что в Праге открыто продают марихуану. Мы не заходили, нам не интересно было, но два или три магазинчика попадалось.

— Видимо, для привлечения туристов у чехов все средства хороши! А что Вам понравилось в путешествии, если взглянуть на него глазами туриста?

— В Праге хорошо сохранилась местная архитектура, красивые виды, католические соборы, конечно, поражают своим величественным видом. Огромный собор Святого Вита, Карлов мост… Толпы туристов, и из всего этого потока, наверное, 80% — азиаты.

Еще один аспект нашего путешествия — мы держали путь через те места, где велись бои. Старались не забывать всю дорогу, какое количество русских людей полегло в Европе. Посетили Брестскую крепость. Когда-то я там проходил срочную службу.
Также мы заехали в Кубинку в музей бронетанковых войск. Там огромная экспозиция, всем читателям хотел бы посоветовать туда съездить, взяв с собой детей. Это самая большая коллекция танков всех эпох в мире. Американские, израильские, немецкие, французские машины, естественно, огромный павильон с советской техникой.

— Я видел фото-отчеты на странице участника поездки Анатолия Влезько, впечатляет. Было очень интересно следить за перемещениями колонны «онлайн». Теперь всегда будет такое медиа-сопровождение?

— «Крейзи-ТВ»! (смеемся) Почему нет, если найдется в команде человек, который специально будет заниматься такими репортажами. Мне это, к примеру, было не интересно в путешествии, а Анатолий Владимирович увлекся. Мы создали группу для обмена фотографиями, и он был нашим рупором, редактором: отбирал, комментировал и отправлял контент.

— Эмоции путешествующих передавались тем, кто следил за поездкой через подобные фото и видео-отчеты. И этот настрой хороший на дорогу, несмотря на проблемы, усталость, он чувствовался.

— Без здорового юмора нельзя отправляться в путешествие, а тут мы не первый год друг друга знаем. Такой шутливый формат всегда помогает пережить все невзгоды путешественника.

— Вы совершали молебны перед выездом и по приезду — это традиция?

— Да, это клубная традиция, всегда служим молебен на путешествие, а по возвращении — благодарственный молебен. У нас все люди были православные, из невоцерковленных был лишь один человек, наш товарищ с Нижнего. Кстати, с нами ехал батюшка.

— Священник с вами путешествовал на мотоцикле?

— Он наш друг. Знаете, с постом было трудно. Но путешественниками случилось послабление. Пару дней мы пытались себя помучить, но поняли, что в дороге трудно соблюдать пост. Впрочем, рулек каждый день тоже не было (смеемся).

— А что дает присутствие батюшки в команде?

— Мы его старались не воспринимать как священника. Он был рядовым членом нашей команды, поскольку у нас есть правила в клубе, что вероисповедание не обсуждается, если ты хочешь помолиться — выйди из-за стола и помолись. При этом на трапезе перед едой мы совершали молитву, какие-то такие простые вещи соблюдали. За столом поднимались темы христианские, что-то обсуждали, было интересно.

— Но без перевеса в ту или иную сторону.

— Да. И к тому же брани практически не было, это положительный момент!

— Семь человек, пять мотоциклов разных лет. Модели как-то отличаются по конструкции, или это по сути один и тот же мотоцикл?

— Абсолютно один и тот же. Его, говоря современным языком, слегка «апгрейдели» временами. Стандартное решение на «Яве» — это двухтактный 350-кубовый двигатель с воздушным охлаждением — как было представлено мировому сообществу в послевоенные годы, так и не менялось. В те годы Европа требовала дешевых простых мотоциклов.

В качестве примера: у нас в колонне была «Ява» 2010 года. Мы ее приобретали для батюшки, ни времени, ни сил реставрировать уже не было, и мы нашли более современную модель с небольшим пробегом. Как говорят механики, «перетряхнули» этот мотоцикл и поехали. На этой модели чехи, конечно, ввели ряд новшеств: дисковые тормоза, раздельная система смазки, электронное зажигание. Он бодрее выглядит, но по сути это та же «Ява». Внутренне мотоцикл 2010 года мало чем отличался от модели 1967 года выпуска.

Самое интересное, что эти два мотоцикла — самый новый и самый старый — “капризничали” меньше всего. Может, стечение обстоятельств, не знаю, как это объяснить. Понятно, что к новому нет вопросов. Но «Ява» 1967 года была самая экономичная, она быстрее всех разгонялась, что нас удивило. Мы потом присмотрелись к конструкции — меньше диаметр колес, легче. Эта модель меньше всех расходовала бензин, и по технической части с ней было наименьшее количество хлопот.

— Они еще красивые, эти старенькие «Явы».

— Да, обтекаемая форма, это, конечно, золотой век мотоциклостроения.

— Думаю, у каждого участника экспедиции была своя история, связанная с мотоциклом «Ява»?

— Любопытно, что владельцем этого легендарного мотоцикла из всей команды был только один человек — Михаил из Кинешмы. У него в юности была «Ява», на которой он катался еще до армии. Он был назначен механиком группы как самый опытный.
У всех остальных сохранились только такие детские воспоминания о том, что, да, была у соседа или еще у кого-то. Я вот помню, как Виктор Парамонов мне рассказывал, как он с кем-то из художников ездил на «Явах» на юг. Получается, некая традиция уже для Палеха! Да и расстояние примерно такое же: что до Черного моря, что до Чехии — одинаково.

— Мне кажется, мало кто из наших читателей представляет, каково это пересекать границу государств на мотоцикле.

— Там все очень просто, если ты имеешь опыт, на самом деле. Главное, подготовить правильно документы. Потребуются бумаги на мотоцикл, так называемая зеленая карта для транспорта, медстраховка на группу. Ты проходишь три точки контроля: таможенный контроль, пограничный и паспортный. Один раз на белорусской и на польской стороне, при этом. А дальше шлагбаум поднимается — и ты свободен. Между Польшей и Чехией нет границы, это Евросоюз. Ты спускаешься к реке Одер, там стоит указатель информационный «Добро пожаловать в Чехию» написано.

— У пограничников не возникло вопросов к ретро-технике? Я имею ввиду выхлоп, все эти нормы экологические.

— Россия входит в международную дорожную конвенцию, и если у тебя есть техосмотр на транспортное средство, то ты свободно проезжаешь. И как бы мотоцикл не выглядел, как бы он не коптил, вызывая ужас у горожан — проблем не будет. Мы брали диагностические карты на всякий случай. Примерно два часа уходит на прохождение границы, все очень дружелюбно.

Единственный вопрос, который задал нам польский «погранец»: «Нет ли у вас прокладки на двигатель с собой? У меня дома стоит такая же «Ява», но я не могу найти запчасть». Оказалось, что у него все же модель другая, а мы уже хотели ему подарить эту прокладку.

— Преодоление расстояний в России и преодоление расстояний в Европе — это разные вещи, да?

— Польша похожа на большую деревню, на такой хозяйский огородик, где все очень аккуратно распахано, рассеяно, посажено. Везде поля, сады, клубничные плантации… Такое ощущение от польских мест. Все дома вдоль дороги, страна густо населена, их около 40 миллионов там живет. Кажется, что постоянно двигаешься в населенном пункте, скорость соответствующая.

По России и по Беларуси едешь — это, конечно, размах. Передвигаешься гораздо быстрее, поскольку нет такого количества населенных пунктов и не приходится снижать скорость.

— Какие перемены вы подмечали по прохождении четырех стран?

— У белорусов отличные дороги! Природа практически неизменна, а вот ментальность людей меняется, и это четко заметно по тому, как они ведут себя на дороге. В России до сих пор все очень хаотично, преобладает агрессивный стиль вождения. В Беларуси она несколько спадает, а когда попадаешь в Европу, понимаешь, что там люди живут в каком-то другом измерении в плане соблюдения правил и уважения к участникам дорожного движения.

Языкового барьера с чехами, поляками, тем более белорусами особо не было — языки очень схожи. Различны, повторюсь, ментальность, мне кажется, чехи как-то по-другому относятся к себе и к тому, что их окружает. Газончики перед домами, и такое ощущение, что они соревнуются в этом во всем: цветы выращивают, дома украшают. Все вокруг очень ухожено. К нам попадаешь… Мы, конечно, по-другому воспринимаем мир.

В Чехии очень много еловых лесов, дубрав. И вся страна засеяна ячменем для пива. Ячмень такой красивый, золотистого оттенка. Домишки, такая некая европейская сказка.

— Вопрос про знаменитое чешское пиво возник сам собой. Оно идеальное?

— Я был в Германии и во многих странах, славящихся пивными традициями, но мне кажется, чехи превзошли всех. Мы были на заводах крупных раскрученных брендов, а потом заходили в маленькие пивоварни при ресторанах. Все-таки глобальный мир он убивает продукт. То, что продается в маленьких пивоварнях, несравнимо лучше. Это потрясающий напиток, пена, на которую можно монетку положить! После каждого глотка на кружке остается кружочек и видно, как еле плывут пузырьки вверх, сопротивляясь густой плотности напитка. Я думаю, вода плюс натуральные ингредиенты делают свое дело.

— А кухня?

— Кухня простая, сильно мясная. Вепрево колено, или по-нашему рулька, гуляши (чувствуется австро-венгерское влияние), кнедлики. Я удивился, что вся еда острая (может быть, это, конечно, для пивных ресторанов?), перченая. Естественно, там у них традиционно много колбасок.

В каждом меню было блюдо под названием «Татарский бифштекс». У нас в компании был человек из Татарстана, и однажды мы решили попробовать. Оказалось, маринованное мясо, пропущенное через мясорубку со специями. На хлеб с чесноком намазываешь и ешь.

— Что-то восточное, в понимании чехов.

— Да-да. Оно такое полусырое.

— Польша и Чехия не особо различаются по кухне?

— В Польше супов побольше, бульонов, похожих на наши. А чехи любят такие густые похлебки. Но не сильно разнятся, это славянские народы. Европа, наверно, на Балканах чуть отличается — там овощей больше.

— Каково это, когда 15 ездовых дней позади?

— Неделю ехали до Праги, пять дней ехали обратно, потому как уже получили опыт, появилась слаженность в действиях, и техника перестала мучить нас. Тяжело, конечно, мы переборщили с расстоянием и временем. Расстояние большое, а времени мало. Мы все люди физически здоровые, да и с опытом — мы каждый день падали без сил. Заправки, прохождение границы, неполадки, ты по 10 часов в седле.

— То есть по ночам был самый здоровый сон.

— Да! Вечерний вопрос «во сколько мы будем вставать?» всегда вызывал дискуссию, поскольку народ выматывался, и когда кто-нибудь предлагал встать в шесть часов, все кричали, что раньше восьми не проснутся! (смеемся).

— Сколько получалось в день проехать?

— 500 км. Плюс-минус полсотни.

— А что ломалось в мотоциклах?

— Все, что касается двигателя, подвески — не ломалось, в основном барахлила система питания и электрика. Наверное, из-за старости. Реле, диодные мосты... По механической части мы за все время только подтянули цепи и все, нареканий не было. Это говорит о том, что «Ява» качественный и надежный для своей эпохи мотоцикл. У меня большие сомнения, что продукт нынешней китайской мотопромышленности выдержит такие нагрузки и пройдет несколько тысяч километров, не ломаясь. Мотоциклы, одним словом, порадовали.

Ехали мы все традиционно в защите, шли в шахматном порядке. В очередной раз убедились, что экипировка работает, случались и дожди, и довольно холодно было временами.

— Традиционный вопрос о том, какие планы на будущее? Наверняка, понемногу усталость от последнего путешествия уходит.

— Мы хотим доехать до Магадана. Пока планируем следующим летом, хотим пройти по новой магаданской дороге, а вернуться по старой. Еще не выбрали транспортное средство, не думаю, что это будет ретро, потому что не те условия и расстояние. Скорее выберем современные мотоциклы, но какого класса — пока вопрос. Наверное, возьмем машину сопровождения, с запчастями и на случай эвакуации. Планы есть и, даст Бог, мы их реализуем.

Про усталость… Безусловно, такие путешествия — это отдых для увлеченных мотоциклами. Любой человек далекий от темы, попав к нам в поездку, скажет, что мы сумасшедшие, и совершенно не поймет, зачем все это нужно, когда билет на самолет до Чехии стоит 200 евро. Слетал, посмотрел, выпил пива и вернулся назад. Но нам близко именно преодоление сложностей группой друзей, это дает огромный положительный заряд на весь год. Правда, к мотоциклам до сих пор подходить не хочется! (смеемся).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

503