Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

21.04.2017 11:10 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 21.04.2017 г.

Дорогая Кристина Сергеевна

Автор: Е. Лакеев

Главное сердечно рассказывать
о строении сердца и сосудов.

В среду на этой неделе в палехской школе состоялся День открытых дверей. В остальное время случайный человек просто так в храм знаний не зайдет: вахта начеку, и даже строгий (но справедливый) директор встретит у ворот и задаст вам (вопросы). А что делать, в такое время живем, требования безопасности.

Однако, кого-кого, а молодых учителей в школу пускают, их там ждут, холят, лелеют. По крайней мере, такое впечатление сложилось в ходе беседы с героиней этого интервью. Преподаватель биологии Кристина Пещерова — родом с подолинской стороны, одна из четырех учителей в нашей школе в возрасте до 25 лет, самая младшая из них. Поговорили с Кристиной Сергеевной о занятиях наукой в подмосковной лаборатории, о несовершенствах Палеха и о достоинствах современных школьников.
Итак, Кристина Пещерова о большой любви, об ответственности, о том, как получить именную стипендию, о газончиках, и о том, когда лучше смотреть любимые фильмы.

- Почему такой выбор? Какая-то история есть?
- Есть история! Уже с начальных классов я любила играть дома, так скажем, в школу. С какими-то журналами, оценки всем выставляла. С пятого класса я хотела стать учителем. В девятом классе мое мировоззрение поменялось, я уже шла по увлечению — мечтала попасть в научную сферу. И пошла на биолого-химический факультет ИвГУ.
- А как тема диплома звучала?
- Вы спросили, да (смеемся). Работа не была связана с педагогикой. Я изучала противоопухолевые препараты, которые еще тестируются, но уже близки к применению в медицине. Практиковалась в университете проблем физической химии под Москвой.
- Лаборатория что ли какая-то?
- Да. Мне выделили отдельный блок экспериментов, которые проводила только я.
- Подождите… А почему вы не пошли в науку?
- Скажем, что большая любовь меня вернула в родную сторону (улыбается).
- Ясно! Большая любовь — это я понимаю. И сейчас ваша мечта, она как-то перенаправлена? Мечтаете, к примеру, стать директором школы теперь?
- Да нет, далековато мне до директора. Конечно, хочется профессиональной карьеры, достичь результатов, в конкурсах поучаствовать, меньше ошибок допускать по педагогической части.
- В старших классах вы поняли, что биология интересна. А чем?
- Я не ходила на олимпиады по биологии даже… У меня мама медик, она меня всю жизнь отговаривала: «Ни в коем случае не иди в медицинскую сферу — это тяжелая профессия, и не всегда благодарная».
- А учительство — ну самый легкий путь, действительно!
- Да уж! (смеемся). И вот помню, как подумала: «А почему не биология?». Позвонила маме и сказала: «Мама, пусти меня в Мед». Она колебалась, но потом ответила, что, мол, твоя жизнь — иди. И параллельно документы лежали в Госе. Я была у них в пятёрке лучших. Но я упорно полгода ждала Меда. А потом: маху, ладно. И поступила на биохимию в ИвГУ. Многие кстати переводились в мед, а я не стала. Хотя начала заниматься противоопухолевыми препаратами.
- То есть это не просто лабораторные опыты, а совершено реальная история, результаты которой пошли в жизнь?
- Да, их постепенно внедряют. Там весь институт работал над этим. Это история про лечение самой опухоли. Она появляется — и её лечат.
- Сейчас такой интерес к онкологическим проблемам. В том плане, что об этом стали говорить, наконец, не шепотом. Тема-то очень важная.
- Надеюсь, что в скором времени деньги будут тратить также на поиск причин возникновения рака, а не только на его лечение. В лаборатории кто-то работал с мышками, я — именно с клетками опухоли. Кстати, хотела вам похвастаться. Во время моей учебы, одна фармацевтическая компания из Ярославля проводила конкурс на получение именной стипендии. В нем участвовали магистранты, старшие курсы. Я была на 2 курсе, и единственная такая маленькая выиграла эту стипендию.
- Как вам это удалось? Вы там жили, что ли в этом университете? Хорошее подспорье студенту получать такую стипендию.
- Да, и денежку платили и, знаете, всё равно гордость за себя была. После магистратуры-аспирантуры меня ждали в наукограде под Москвой, говорили: «Мы тебя возьмем, ты у нас лучшая студентка из всех по России». Наверное, так считали, потому что я не только теорию знала, но и могла выполнять экспериментальную работу. Я могла бежать довольная, что у меня всё получилось!
- Да, по вашему рассказу дорога вам лежала в науку. Я думаю, руководство школы очень обрадовалось, когда вы пришли. Как сейчас мотивируют молодых учителей?
- Как молодому специалисту мне доплачивают. Есть льготы по коммуналке, какие-то привилегии, если надумаю ипотеку.
- Школа в детстве и нынешняя школа — это одинаковые системы?
- Две разные. Раньше как было: двух человек спросят, дальше пишем под диктовку весь оставшийся урок. Сейчас делаешь всё, чтобы ребята сами тему вывели. Если учитель даёт весь материал сам — это плохо. Он должен приучить ребят анализировать прочитанное, ну и делать поправки. Я не учу, а обучаю детей, как они должны учиться.
- Это очень важные слова. А нагрузка, получается, увеличилась на детей?
- Нагрузка точно увеличивается. Новая система обучения устроена так, что большая часть класса уже уходит с урока с минимальными знаниями. А раньше как: записали и забыли.
- И как вы, справляетесь?
- В плане педагогики, не все идеально, случаются ошибки. На мои уроки ходят и директор, и завуч, делают какие-то подсказки, методика выстраивается постепенно.
- Как устроен рабочий день учителя?
- В среднем у меня 6-7 уроков, работаю 4 дня в неделю, дело в том, что сейчас я езжу из Южи, мы там временно живем. Всю программу учителя раскидывают на весь год. И далее идут строго по этому плану. Каждый вечер я готовлюсь к урокам: пишу конспект, планирую задания для учеников.
- А как вы отвлекаетесь от работы?
- Семья меня успокаивает (улыбается). Цветы выращиваю, у меня дома садик небольшой на подоконнике. Рукоделием занимаюсь: вязанием, вышиванием. В свое время ходила в зал, бегать я не люблю, а вот гимнастика, шпагаты и растяжки — это моё.
- Как вам Палех? Вы же были в научных городках, в Иванове жили, в Юже сейчас. Вы соотносите наш поселок с тем местом, где бы вы хотели провести ближайшее десятилетие? Может развлечений не хватает?
- Вот как скажу. В самом Палехе, в центре района, я не хочу быть. Думаю о домике рядом с Палехом в какой-нибудь деревне. А по поводу развлечений, я и сама себе их создам (улыбается). Да и никто не мешает — сел и поехал в город за впечатлениями.
Хочется спокойствия, чтобы никого не видеть, не слышать, несколько часов отдохнуть.
- Понимаете, многие всеми правдами и неправдами стремятся уехать в городок покрупнее.
- Нет, я не такая, всё-таки я в деревне выросла. Даже если бы в городе осталась, предпочла бы жить на окраине города, в частном доме. И в наукограде я любила районы с частным сектором.
- Обратили, наверное, внимание как в академгородке чистенько.
- Ой, вы не представляете… Газончики, дороги, тротуары. Там много научных заведений и вся территория города распределена между людьми. Раз — и все выходят, весь город, и прибирают улицы! Абсолютно все участвуют в уборке. И там люди спокойнее. Двери не закрывают, нет воровства, а город раз в пять больше Палеха.
- Конечно наука град — это особая история, научная интеллигенция, только вот у нас тоже своя есть — творческая.
- Можно и у нас так сделать, распределить территории поселка.
- Я бы сказал распределить ответственность за эти участки.
- Да, именно. Почему бы не подстригать газончики. Кстати, в Юже летом каждую пятницу кино показывают под ночным небом. Про Палех я такого не слышала. Все приходят с пледами, вкусностями и смотрят, к примеру, «Любовь и голуби». Знаете туда ходят, скажем так, трудные подростки, которые матерятся и всё такое. И может быть, так помаленьку, это окажет на них влияние, изменит их в лучшую сторону.
- В основном все хают администрацию и редкий человек скажет, о том что пора наконец выйти на улицу и навести порядок в поселке, погрести немножко, но регулярно. Вы родились в деревне, и, значит, выросли в труде, да?
- Конечно. Никакого газа не было, дрова заготавливали. Овцы, огороды.
- А вы проводите параллель между вашими успехами и тем, что вы были заняты всё детство? Эта привычка к труду — ведь у многих горожан ее нет. Они любят проводить время в досуге. Вы учились с разными людьми, я думаю, представляете.
- Я знаю, знаю таких!
- Мы с вами люди деревенские — и в этом ничего обидного я лично не вижу. Может быть, вы втайне стыдитесь деревни? Это народное (назовем это так) происхождение — оно помогает или наоборот?
- Нет, не стыжусь! Есть, наверное, какая-то закалка, трудолюбие. И еще я старшая в семье: нас было трое, сейчас уже четверо!.. Была ответственность не только за себя, но за других. Раньше вернувшись из школы, я должна была свои уроки выучить, уроки с братом, посидеть с маленькой сестренкой, да и ещё дела по дому сделать.
- Да у вас уже был класс! (смеемся)
- Иногда приходилось себя уговорами заставлять: «Вот вырасту, и я насмотрюсь всех фильмов». А помните, как маленькому хочется посмотреть фильм. Где-то себе отказать в чем-то — это трудно, но до сих пор помогает.
- Да, горожане все-таки себя не обидят.
- Да уж.
- Я не очень люблю последние фильмы Никиты Михалкова (за ранние ему спасибо), но он интересную историю рассказывал про то, как отец научил его очень простой вещи: развязывать пакет, а не рвать его. Терпению научил, и выкраиванию времени для важного. И во многих из нас этой любви к труду нет. А у вас есть. Вот я размышляю. Не будь этого детства деревенского — той ли вы стали?
- Я может быть и другая была бы, потому что отдохнуть люблю! Полежать! (смеемся) После трудной рабочей недели, могу и целый день пролежать.
- Это скорее про потехе час. Пару слов о школьниках современных.
- Мне кажется, мы в свое время не все могли грамотно выразить мысль. Не знаю, человек 6 из 30 могли, остальные — с трудом. В нас была неуверенность, мы постоянно смотрели на учителя. Те ребята, что теперь сидят за партой — совсем другие. Сказывается новый образовательный подход, они могут выразить свои мысли, они могут что-то доказать. Неуверенности нет, речь поставлена. У них своя точка зрения на всё происходящее, дети живо реагируют на события вокруг. Что-то произойдет в обществе, в политике — они обсуждают. Мы были спокойнее.
- Другие, да.
- Раньше было страшно сказать, что у учителя штанина в мелу. Весь класс видел, все молчали. Сейчас они тебе всё скажут! (Смеемся). Расспросят относительно внешнего вида. Всегда готовы дать свои комментарии и вслух, и перед всем классом. Они более вольные.
- Видимо это рифмуется с системой образования, это же двусторонний процесс.
- Вольности — это свидетельство культурных изменений. Ценности поменялись наши, то, что раньше нельзя было делать или говорить — теперь можно. В былые времена страшно было работу поменять, таких людей «перелётники» называли, к ним заведомо плохо относились. А сейчас если ты меняешь работу — ты хороший, ты знаешь, что тебе надо, ты, оказывается, можешь искать лучшее.
- Как проблема с телефонами, с «интернетами» в школе сейчас решается?
- Ругаемся. Объясняем родителям, что телефон и урок не очень-то совместимы. Можно пожаловаться классному руководителю, директору. Это, при условии, если нарушитель злостный. В старших классах это настоящая проблема. Дети приходят на урок с телефоном в руке. Страшно то, что у них экзамены скоро. Они могут на экзамене случайно достать, а там удаляют за такое. Среди пятиклассников есть пару зависимых от телефона, погружаются с головой, звонка не слышат.
- А вы им объясняйте с биологической точки зрения, описывайте их зависимость на уровне рефлексов, знания-то располагают.
- Пытаемся всеми путями! (смеемся)
- Да, надо чтобы всё-таки отпустило ребят немного.
- Дети оживают, когда ты немного уходишь в сторону от материала, учебный план важен, но такими отступлениями ты можешь заинтересовать, вовлечь класс. Рассказывать на примерах из собственной жизни. Дети очень любопытны, могут по 2-3 вопроса до начала урока успеть задать. Из разряда таких, например, что было первее — курица или яйцо? И так далее. И всё им интересно!
- Человек растет, задает вопросы. Кнопок-то на стуле еще не находили?
- Не было еще! (смеется).

В кабинете биологии вы всегда под присмотром
Полка юного биолога
Урока не хватает на все вопросы

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

232