Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.02.2017 14:11 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 03.02.2017 г.

«В небе висит, пропадает звезда - некуда падать»

Автор: Е. Лакеев

В Палехской центральной библиотеке прошло мероприятие, посвященное дню рождения Владимира Высоцкого.

Владимира Семеновича Высоцкого можно было бы чтить как великого поэта только лишь, к примеру, за «Песню о звёздах» — наверное, самую эмоциональную, но ёмкую правду о войне (учитывая то, что Высоцкий никогда не был в окопах).
Тем не менее, неоспоримо, что каждый раз он пел именно правду, вытаскивая из суматохи бегущего века настолько ясные образы, что его одновременно любили и в столицах, и в самой глубинке. Высоцкий, как он сам признавался в одном телеэфире, поначалу пел свои песни узкому кругу друзей (в той самой квартире в Большом Каретном переулке), среди которых были Василий Шукшин и Андрей Тарковский, и это исполнение дружественное, доверительное он перенес в дальнейшие годы на весь советский народ. Благодаря этой искренности автор Владимир Высоцкий стал любим, сначала интеллектуалами-друзьями, а затем всеми, кто понимает по-русски или теми, кто просто чувствует, что этот человек с гитарой поёт как в последний раз.
Он был поэтом, которого признал Иосиф Бродский. Дружбой с нобелевским лауреатом и вниманием с его стороны Высоцкий очень гордился. Бродский относился к бардам с предубеждением до того момента, пока не услышал Высоцкого. Единственное, что не устраивало опального поэта так это сопровождение гитарой: «Мне обидно, что он писал песни, а не стихи».
Бродского настолько пленила именно фактура песен Владимира Семеновича, что он не придавал значения какой-либо другой его деятельности. Известно, что вовремя парижских гастролей Театра на Таганке Иосиф Бродский совершенно не принимает постановку любимовского «Гамлета», не принимает и роль Гамлета в исполнении Высоцкого.
Эту роль не принял также и друг Высоцкого Андрей Тарковский. Кстати, в отличие от позиции Бродского Андрей Арсеньевич видел Владимира Высоцкого не автором стихов, а исполнителем песен. Гитаре режиссер придавал особое значение: «Исполняет собственные песни не виртуозно, но гениально». В одной из своих речей на смерть Высоцкого Тарковский не верил в жизнь творчества без самого творца: «Скоро выйдет книга стихов, мне известны многие его песни или даже стихи — это все прекрасно, но... Это требует голоса Володи Высоцкого, требует его гитары, какого-то скромного исполнения и очень искренней отдачи».
Пока спорили современники, народ попросту любил. Люди помнили каждую роль и слова в любимой песне.
Разумеется, такая величина как Владимир Высоцкий не требует моей оценки. Но я спешу похвастаться, что этот автор для меня еще не открыт, и я в предвкушении. Несмотря на то, что он смотрел на меня глазами Глеба Жеглова с черно-белого экрана в детстве, несмотря на то, что мы спорили с друзьями об уместности Безрукого в том самом фильме, несмотря на то, что в одном доме на моей родной улице стоял его портретик, и я ощущал это почти религиозное поклонение, — мне еще неизвестен Высоцкий. Поэтому я с радостью принял приглашение организатора вечера главного библиотекаря Нины Лебедевой и посетил в воскресный день литературную гостиную библиотеки. И вот мой небольшой репортаж с места событий.

Пришедших на этот импровизированный день рождения ждала интересная подборка книг на тематическом стенде, наверное, сейчас уже раритетные пластинки Владимира Семёновича, гитара (которая словно ружье по всем правилам должна была выстрелить, то есть зазвучать) и непременный спутник праздника — вкусное угощенье к чаю.
Собрались художники и учителя — представители нашей сельской интеллигенции, знакомые лица творческой группы «Непоседы», участники клуба по интересам при библиотеке «Современница». Как справедливо подметил еще один участник вечера бард Артем Щукин, каждому из присутствующих было что рассказать о Владимире Высоцком, поскольку для каждого это имя по своему близко.
Вечер был устроен так, что зрители постепенно узнавали подробности творческого и жизненного пути Владимира Семёновича. Руководитель библиотеки Маргарита Бахирева и ведущая вечера Нина Лебедева своими рассказами (и даже видеороликом) помогали путешествовать межу значимыми датами в жизни Высоцкого и тематическими гранями его таланта.
Зрители превращались в чтецов. Кто-то читал по памяти, кто-то брал книгу (все-таки чтение поэзии это ответственность, недопустимо забыть даже строчку). Алевтина Башмакова прочитала знаменитую «Балладу о любви» — стих-чудо, слова особенно значимые для влюбленных.
Самое знаменитое стихотворение автора «Я не люблю фатального исхода…», а также «Мой друг уехал в Магадан» и «Он не вернулся из боя» прочла перед публикой Наталья Гуняева.
Весь вечер в перерывах чтений звучала гитара. Артема Ивановича просила исполнить то одну, то другую песню классика. Благо палехский бард знает, как исполнять Высоцкого. «Если петь и играть, то надо быть кучей!», — шутя призывал всех зрителей петь песни хором, сообща. Превосходно солировала Любовь Казакова, по-простому, но искренне. «Высоцкий бы оценил», — комментировал Щукин на ходу.
Вспоминали и жизнеутверждающие, иронично фиксирующие быт произведения Владимира Семеновича. Редкий человек не знает «Утренней гимнастики» автора.
Хорош тот поэт, чьи песни — и повод для размышлений, и помощь при случае, если так надо улыбнуться. Таков и Высоцкий.
В следующем году грядёт юбилей поэта, страна будет готовиться к 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. Сотрудники библиотеки верят, что их литературная гостиная и через год соберет почитателей таланта Владимира Семёновича, исполнителей собственного творчества и всех местных талантов, которые зачастую скромно скрывают свои стихи, песни и потаённую в них силу и доброту.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

70