Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

01.12.2017 10:55 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 01.12.2017 г.

Епархиальные чтения на земле иконописцев

Несколько дней назад, 23 ноября, Палех стал площадкой проведения четвертых епархиальных рождественских образовательных чтений. Это важное событие в духовной жизни оставило заметный след в душах тех, кто оказался к нему причастен, и, верится, оно даст добрые плоды в будущем духовном пространстве, создаваемом на территории палехской земли и личной территории всех, кто к этому прикоснулся.

Преодолев не один десяток километров, в Палех приехало очень много участников чтений — представителей духовенства, образовательных учреждений, органов власти, общественности. В зале Дома культуры, где проходило пленарное заседание, не осталось свободных мест. Программа чтений была очень насыщенной. Главная тема — «Нравственные ценности и будущее человечества».

Иммунитет против зла

Приветствуя участников чтений, епископ Кинешемский и Палехский Иларион подчеркнул, что нравственность — это основа дальнейшего существования человечества на земле, от уровня нравственности напрямую зависит наше будущее, без нравственных идеалов человек превращается в «умного зверя».

Владыка сосредоточил внимание присутствующих на тех вызовах времени, которые грозят человечеству сегодня.

Сейчас во всем мире вместо традиционных нравственных идеалов широко пропагандируются ценности неолиберализма. С точки зрения неолиберальной философии самым ценным является существование и функционирование рыночных структур. Соответственно неолиберализм культивирует такие жизненные ценности, как личная выгода и полная свобода личности. С христианской точки зрения свободой называется способность человека направлять свою волю либо к добру, либо к злу. Из-за стремления к личной выгоде, преобладающей над интересами общества, свобода переходит во вседозволенность. А вседозволенность неизбежно приведет к самоуничтожению человечества. Почему? Потому что доктрина либерализма допускает рассмотрение истины и лжи на одном уровне, полагая, что истины нет, а есть лишь плюрализм мнений: все возможно и все допустимо. При современных высокоразвитых технологиях зло получает неограниченные возможности. Это значит, что если мир не откажется от этой системы ценностей, то он (мир) просто перестанет существовать.

Вдумайтесь, какая страшная перспектива — ПЕРЕСТАТЬ СУЩЕСТВОВАТЬ! И сколько страданий за этим стоит…

А где же выход? Цитируя Евангелие и русских классиков, владыка Иларион напомнил, что самая высокая мудрость и самая могущественная сила на земле — это любовь, она же — основа всего. Добро — это проявление любви. Добро — это основа нравственности. Следовательно, основа нравственности есть Любовь. А все то зло, которое есть в нашем мире — это отсутствие в нас самих любви.

Мы пришли к тому, что сегодня уже никого не удивляет равнодушие и безразличие людей к тому, что не касается их личных интересов, к тому, что не приносит им выгоды. Произошло колоссальное падение уровня культуры и искусства до крайне извращенных и убогих форм, пропагандирующих идеи личной выгоды и вседозволенности.

Как свидетельствует история, не раз великие империи исчезали из-за всеобщего падения нравов. Разврат и вседозволенность приводили к деградации не только элиты и буквально уничтожали народ изнутри. Так погибла, например, Римская империя. Главной причиной того, что в России произошла гуманитарная катастрофа, епископ Иларион назвал попытку вытеснить православную культурную традицию из жизни народа. Это привело Россию к духовно-религиозному кризису, породившему кризисы в культурной, социальной, политической и национальной сферах. Он также привел яркий пример трагедии в Сербии. Повторяя святейшего патриарха Павла: «Если албанская женщина рожает семерых детей, а сербская делает семь абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным», владыка озвучил еще одну серьезную проблему времени — демографический кризис в России.

Что же касается системы образования, в школе усилия педагогов направлены в первую очередь на развитие интеллекта учащихся и усвоение знаний в строгих рамках различных программ. Воспитанию детей уделяется значительно меньше внимания, чем требуется. Получается, что сконцентрировавшись на образовательных программах, мы упускаем из виду душу ребенка, его ценностные ориентации. Ныне наступила эпоха власти денег — сложнейшая в духовно-нравственном отношении, а детей в основном воспитывают Интернет и улица. Родители заняты добыванием материальных благ и решением житейских проблем. В результате дети остаются духовно заброшенными, нередки случаи наркомании и самоубийств. Владыка отметил, что в этом есть наша общая большая вина и посетовал, что, несмотря ни на что, многие родители не выбирают для преподавания своим детям в школе предмет «Основы православной культуры», потому что не осознают его значения для развития ребенка. А между тем понимание православного кода русской культуры непременно помогло бы молодым людям сохранить духовную целостность и защититься от антигуманных вызовов современности. Преподавание «Основ православной культуры» помогло бы детям понять то направление, по которому движется современная Россия и каким должно быть ее будущее.

Выходом из сегодняшнего нравственного кризиса епископ Иларион назвал воспитание детей в семьях, в школах, в церковных приходах. Нравственные ценности должны формироваться с самого раннего возраста. И только тогда молодой человек, вступая во взрослую жизнь, будет иметь иммунитет против зла, будет способен побеждать зло добром.

«В церковь ходят за благодатью, только за благодатью. Так учили нас бабушки, потому что только через благодать можно что-то понять. А без благодати - это просто ЕГЭ, эрудиция, словеса пустые.

Вот была у нас такая тетя Шура Муравьева. Она говорила:

- Вот раньше всегда везде была благодать: и в поле, и в лесу, и в огородце, и дома на печке, и в печке, и под кроватью.

- А что под кроватью-то?

- Ну как, там тыквы.»

Из «притч» о. Виктора (Салтыкова).

При поддержке государственной власти

Принявший участие в чтениях председатель Ивановской областной думы Виктор Смирнов в своем выступлении подчеркнул, что сохранение национальных ценностей, в основе которых лежат нравственные идеалы православного христианства — фундамент будущего страны, её дальнейшего развития.

«Мир меняется, и мы тоже должны меняться. Но сутью всех воспитательных программ подрастающего поколения должны оставаться те вечные ценности, которые содержатся в десяти заповедях и заповедях, провозглашенных Спасителем в Нагорной проповеди. Ничего нового человечество за свою историю не открыло. Вечные ценности должны оставаться основой воспитания, и в этом плане органы государственной власти солидарны с духовенством», — сказал руководитель облдумы.

О важности сохранения традиционных ценностей человечества также говорили в своих выступлениях глава Палехского района Алексей Мочалов и и.о. главы городского округа Кинешма Александр Пахолков.

«Не нужно спасать природу - нужно самим спасаться.

Не нужно спасать Церковь - это она нас спасает.

Не нужно спасать Россию - ее надо любить.

И не нужно спасать деревню - в ней надо жить.

Господи! Спаси и сохрани!»

(Из фильма «Русский заповедник»).

Ловили каждое слово

Каждый из докладчиков приехал на чтения, наверное, с самым важным, самым сокровенным, что хотел бы поведать людям. Но по-особому проникновенным и запоминающимся было выступление настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Жарки протоиерея Виктора Салтыкова. Это известный в области, да и далеко за ее пределами человек. Фильмы с его участием «Русский заповедник» и «Трезвитесь» были показаны на телеканале «Культура» и широко обсуждались несколько лет назад. Многие после этого побывали в Жарках, чтобы лично побеседовать с отцом Виктором. Сейчас он к тому же является духовником епархии. Его выступление «Благодать русской православной деревни» было посвящено тем изменениям, которые произошли и происходят в последнее время в сельской местности. Как рассказал батюшка, в их Михайловском поселении за последние 40 лет отошли ко Господу 25 деревень, вместе с жителями. Осталось 14. Их этих 14-ти только в трех количество жителей превышает пять человек. В остальных по два — три человека в деревне. За 40 лет.., а деревням этим и селам около 700 лет. События поразительные. За 40 лет в историческом контексте — это как удар обухом по голове. И никто не хочет возвращаться в деревню. Вернее, сейчас можно видеть, что появилось настроение возвратиться в деревню, и оно, это настроение, усиливается. Но вернуться, оказывается, тяжелее, чем уйти. Построить дом в деревне можно, коттедж можно построить, а вот вернуться в деревню, которой уже нет, трудно.

При этом деревню продолжают называть душой России, возможно, не всегда осознавая, что же с ней происходит. Эти предрождественские дни напоминают нам, что и Господь, Спаситель наш Иисус Христос, родился в деревенском хлеву, среди животных, где запах сена и молока. Всплеск эмоций в зале вызвал и отрывок из фильма «Русский заповедник», снятого известным документалистом и кинорежиссером Валерием Тимощенко, а потом о. Виктор рассказывал (как маленькие притчи) истории о людях, простых, истинных сельских православных жителях, с которыми ему довелось общаться за годы служения. Рассказывал он так, что зал ловил каждое слово пастыря. Батюшка обратился к служителям церкви, чтобы они собирали такие истории нашего «деревенского патерика». «Их надо собирать. Это и есть наш золотой запас. Та самая нравственность, которую мы ищем», — обратился к служителям церкви о. Виктор. 

«Деревенский баянист умер. Любили его все, и он всех любил, само сердце деревни. Умер, что делать, не причащался, не соборовался по церковным правилам. Стали совещаться, где его отпевать: в храме, на дому или на кладбище. Позвонили владыке. Он сказал: «Я его отпою. Господь наш - не свод законов, он - любовь сама!»… Так владыка и четыре священника отпевали Володю».

Из «притч» о. Виктора (Салтыкова).

По секциям

После пленарного заседания участники чтений объединились по тематическим секциям. В этом году их было пять:

- деятельность Церкви в сфере образования и катехизации;

- личность, общество и Церковь в социальном служении;

- церковь и молодежь;

- церковь и тюремное служение;

- православное краеведение, паломничество и туризм.

Выступлений было очень много и очень разных, но важно отметить, что все они были подчинены единой концепции: люди могут придти в Церковь разными путями, главное, чтобы они увидели и почувствовали благодатность богослужений, таинств, молитвы, и сами имели возможность, делом, помощью, заботой являть свою любовь к ближним, помогая этим себе и другим.

В этот день в Палехском художественном училище состоялась творческая встреча студентов училища и старшеклассников с военным писателем Виктором Николаевым. Его книги рассчитаны на молодежную аудиторию, но пользуются огромной популярностью и среди старшего поколения. В них писатель затрагивает темы нравственности, долга, веры и стойкости, терпимости, умения прощать, ждать и молиться, а главное — любить и верить. Автор привел яркие примеры любви и мужества молодых людей, наших современников, сражавшихся в горячих точках.

По окончании чтений желающие смогли в этот день совершить экскурсию по Палеху и посетить музей. Прозвучало очень много слов искренней благодарности в адрес районной и городской власти, всех организаторов этого содержательного форума, прошедшего в атмосфере братской любви и взаимопонимания. Кто-то впервые побывал на этой древней земле иконописцев, а кто-то по-новому открыл для себя Палех и пожелал чаще приезжать в эти гостеприимные места, где царит атмосфера творчества и православной духовности, доставшаяся нам в наследство от предков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44