Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

17.11.2017 10:28 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 17.11.2017 г.

Миниатюрист, реставратор, администратор - создатель уникальных произведений

Автор: Е. Любимова, ст. научный сотрудник Государственного музея палехского искусства

21 ноября исполняется 90 лет заслуженному художнику РСФСР Василию Николаевичу Смирнову. Почти 70 лет мастер отдал любимому делу — искусству палехской лаковой миниатюры.

На берегу живописной речки Палешки, протекающей по центру села, стоит дом, в котором живёт заслуженный художник РСФСР Василий Николаевич Смирнов.

Родился Василий Николаевич в деревне Бабино (ныне Лухский район) Иваново-Вознесенской губернии. Семья жила в достатке. Родственники занимались выделкой овчин (их называли овчинниками). Мать, Анна Васильевна, была второй женой Николая Павловича, отца будущего художника. От первого брака у него уже было трое детей. Мать у Василия Николаевича умерла рано, когда ему не исполнилось и четырёх лет.

Отцу приходилось очень тяжело. Заказов на выделку овчин становилось всё меньше.

Во время коллективизации семья не решилась вступить в колхоз. Им пришлось покинуть деревню и переехать в Иваново. Отец плотничал, работал с раннего утра до позднего вечера. Но одному прокормить большую семью оказалось не по силам. Тогда сын отца от первого брака Алексей взял детей к себе, во Владимирскую область, в село Меленки. Там Василий прожил два года. Когда мальчику исполнилось семь лет, его опять привезли в Иваново, где он пошёл в школу. Вскоре серьёзно заболел и умер отец. Родственники забрали подростка в Ярославскую область в город Рыбинск. Трудно было привыкать к новой обстановке. Он скучал, тосковал по родным. Недалеко находился авиамоторный завод. Шум, гул этого предприятия отвлекали мальчика от грустных мыслей. В Рыбинске он окончил три класса. Затем жил в селе Большие Соли (сейчас село Некрасовское) на Волге. Красота тех мест поражала мальчика. Василий Николаевич с раннего детства любил рисовать, в свободное время его тянуло на Волгу, где он любовался волжскими просторами и делал небольшие зарисовки. Пятый класс будущий художник окончил уже в Костромской области в посёлке Чухлома.

Из-за частых переездов, подростка решено было отправить на родину, в Лухский район. Эта поездка оказалась совсем не увлекательным приключением. Сопровождавшая мальчика женщина оставила его в Галиче. Семь дней он провёл на вокзале, прежде чем суровая кассирша выдала билет на Ярославль. Из Ярославля добрался до Иванова, а оттуда на местном поезде до Вичуги. Приехал в родные места уже весной: снег растаял, кругом журчали ручьи, а чёрные, как сажа грачи расхаживали по оживлённым улицам.

Брат с сестрой Василия Николаевича жили в Вичуге. Павел работал на заводе чертёжником, Зина — ученицей на ткацкой фабрике. Жить было тяжело, но брат помогал деньгами и продуктами. В начале июня 1941 года Павел отправил мальчика в Лух, к родственникам. Вскоре началась война. Павла забрали в армию (в 1941 году он погиб под Москвой). Подростку пришлось обратиться в Худынский сельсовет, где ему выдали справку, что родители умерли и направили в Лухский детский дом имени В.И. Ленина.

Более двухсот ребят в возрасте от восьми до шестнадцати лет, различных по характеру, из разных семей и со всех уголков страны собрала война в одном доме. Трудно было налаживать дисциплину. Многие воспитатели ушли на фронт. И только когда появился новый директор Ф.А. Сташевич, жизнь в детском доме стала меняться в лучшую сторону. «Я был в группе старших, и все мы прекрасно видели, сколько труда и заботы отдавали нам воспитатели. А ведь, кроме нас, у них были свои семьи, свои заботы», — вспоминает Василий Николаевич.

В детском доме мальчик продолжал заниматься любимым делом — рисованием. Он оформлял стенгазеты, украшал новогодние и другие праздники, которые устраивались для ребят. В детском доме была отличная библиотека, подаренная А.М. Горьким. Здесь юному художнику попалась на глаза книга Е. Вихрева «Палех», которая помогла определить будущую профессию.

После окончания семилетки Василий Николаевич решил поступать в Палехское художественное училище, но из-за проблем с документами ему пришлось отложить свою мечту на год. Только в 1945 году его зачислили на первый курс Палехского художественного училища. Какое-то время пришлось жить в палехском детском доме, где к воспитанникам также относились с большим вниманием и теплотой.

Это были удивительные годы. Встречи с интересными людьми увлекали, приносили творческие радости. Замечательные преподаватели Андрей Михайлович Корин, Иван Петрович Вакуров, Николай Фёдорович Вихрев, директор училища Михаил Иванович Шемаров стремились не только привить любовь к искусству, но своими советами помогали постичь особенности палехского стиля, освоить не только то, что уже сделано предшественниками, но и внести свой вклад в развитие лаковой миниатюры.

Свою дипломную работу Василий Николаевич назвал «Счастливое детство», которую посвятил детскому дому. В поисках образного решения он с теплотой вспоминал своих воспитателей, которые радовались успехам своих подопечных, помогали в трудные минуты.

В 1950 году Василий Николаевич Смирнов пришёл работать в Палехские художественно-производственные мастерские. Начинающий художник вдумчиво и кропотливо трудился над каждой композицией, постепенно приобретая собственную индивидуальность.

В 1952 году Василий Николаевич в составе авторского коллектива принимал участие в создании сложных многоклеймовых композиций на тему «Слава народов СССР», украсивших стенки и крышку ларца. В следующем году на республиканской выставке в Москве экспонировалась его миниатюра «Колхозные частушки».

Этапной для художника стала композиция «Горят костры далёкие», которая экспонировалась на выставке «30 лет искусства советского Палеха».

Наряду с современной тематикой В.Н. Смирнову близка тема героическая, былинная. Долго и упорно искал он яркое образное воплощение силы народной в произведениях лаковой миниатюры. Художнику удался образ Микулы Селяниновича (былина «Вольга и Микула»). К этой теме художник возвращался неоднократно, добиваясь нового оригинального её раскрытия. В 1955 году, на Всемирном фестивале молодёжи в Варшаве, его композиция на тему былины «Вольга и Микула» была отмечена дипломом и бронзовой медалью третьей степени, а на выставке декоративно-прикладного и народного искусства РСФСР в 1956-1957 гг. — дипломом первой степени.

За долгую творческую жизнь В.Н. Смирновым создано немало интересных знаковых произведений. Его миниатюры: «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Подмосковные вечера», «Конёк-Горбунок», «Красавица народная», «Первая борозда» и др., — отличаются оригинальностью, богатством цветовых оттенков, тонкостью письма. В каждой из них он настойчиво искал лучшего решения, не раз возвращаясь к тому, что уже сделано.

Творческое дарование мастера проявилось и в стенной росписи, и в написании больших лаковых панно для интерьеров общественных зданий, и в книжной иллюстрации.

В экспозиции Государственного музея палехского искусства много лет находится стол, оформленный Василием Николаевичем на сюжет знаменитой новгородской былины «Садко». Изображение подводного царства удачно дополняет затейливый тонкий палехский орнамент, в написании которого художник достиг высокого мастерства. И это — не единичный опыт Василия Николаевича в оформлении мебели.

В 1980 году палешане работали над созданием лаковых панно для Московского государственного детского музыкального театра Н. Сац. В.Н. Смирнову было поручено орнаментальное убранство предметов мебели, которая стала украшением комнаты бесед о музыке.

В 1956-1959 гг. в составе бригады опытных палехских художников, возглавляемой Н.М. Зиновьевым, он участвовал в воссоздании интерьера лакового кабинета дворца Монплезир в Петергофе, который был практически уничтожен фашистами. В этой новой для палешан работе ярко проявилось незаурядное мастерство художника, его пытливость и настойчивость.

В дальнейшем В.Н. Смирнов продолжил заниматься реставрацией. Он вспоминает, как в 1961 году палешане реставрировали наружную фреску палехского Крестовоздвиженского храма. Руководил работой Николай Михайлович Парилов. В состав группы входили не только опытные художники, но и молодые мастера. Из старшего поколения, кроме Н.М. Парилова, пригласили Н.М. Зиновьева, имевшего большой опыт реставрационных работ. В восстановлении фрески принимали участие Г.М. Мельников, А.В. Борунов, Б.Н. Парилов, В.Н. Смирнов, Ю.А. Виноградов. За качество работы отвечали опытные мастера, поэтому основную нагрузку взяли на себя Н.М. Парилов и Н.М. Зиновьев. Наружная фреска по горизонтали была разделена на две части. Верхнюю часть реставрировал Н.М. Парилов, он в основном прописывал лики святых. Г.М. Мельников и А.В. Борунов помогали ему в написании одежд. В нижней части фрески живопись восстанавливал Н.М. Зиновьев. Вместе с ним работал Ю.А. Виноградов, который поновлял элементы пейзажа. Голубой фон для композиции подбирал Б.Н. Парилов. Василия Николаевича Смирнова определили писать орнамент. Художник стал изучать декоративные элементы палехских росписей в главном летнем приделе Крестовоздвиженского храма. В оконных нишах его внимание привлёк удивительный орнамент, который он и воспроизвёл в наружной фреске. Несколько раз приходил Н.В. Дыдыкин, интересовался работой, оценивал, давал советы, делал замечания. В целях экономии средств для реставрации использовали масляные краски, к сожалению, не столь долговечные, как темпера. Был установлен срок сдачи заказа — всего один месяц, поэтому работали быстро. К празднику «Воздвижение Креста Господня» наружная фреска порадовала палешан яркостью, свежестью красок.

В 1960 году В.Н. Смирнов в соавторстве с другими палешанами успешно выполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Красные дьяволята» для драматического театра имени Н.В. Гоголя.

В 1975 году для ресторана «Палех» Василий Николаевич расписал три орнаментальных лаковых панно «Цветы и птицы», а через пять лет для ивановского ресторана «Сосны» выполнил живописное панно «Садко».

В 1983 году В.Н. Смирнов вместе с народным художником РСФСР А.Д. Кочупаловым участвовал в оформлении музея русского чая в южном курортном городе Дагомыс. Для этого музея он выполнил панно на сюжет пушкинской сказки о царе Салтане.

Художник испробовал свои силы и в книжной иллюстрации. Он оформил сувенирное издание поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В книге десять цветных иллюстраций, на которых в традиционной палехской манере представлен тяжёлый и подневольный труд крепостного крестьянства. В.Н. Смирнов — отличный мастер исполнения тонких орнаментальных деталей. Начало и конец каждой части поэмы он украсил цветным орнаментом, который хорошо вписался в общее оформление книги.

Наряду с творческой деятельностью В.Н. Смирнов вёл и общественную работу. Два года (1951-1953 г.г.) он возглавлял комсомольскую организацию своего коллектива. Член СХ СССР с 1957 года. На протяжении многих лет Василий Николаевич был председателем художественного совета Палехских художественно-производственных мастерских. Работа в совете требовала особой собранности, внимательности и чуткости в оценке каждого произведения, особенно начинающего художника, объективного знания сильных и слабых сторон каждого автора. Василий Николаевич говорил, что на художественном совете мы старались пробудить у мастеров ответственность за судьбу нашего искусства, за его дальнейшее развитие.

В 1971-1974 гг. В.Н. Смирнов был директором Палехских художественно-производственных мастерских. Он взял на себя нелёгкое бремя административно — хозяйственных забот. За бесконечными хлопотами мастер не забывал любимое дело. В свободное время, часто по вечерам, он садился за рабочий стол и по-прежнему создавал уникальные произведения. Василий Николаевич Смирнов — оригинальный художник, думающий и глубоко воспринимающий жизнь. Он впитал традиции основоположников Палеха: И.П. Вакурова, И.И. Голикова, И.М. Баканова, А.А. Дыдыкина. Вместе с тем, он старался обрести собственную индивидуальность, выработать свой творческий почерк, определить близкий круг тем и образов, что ему, несомненно, удалось. Работы Василия Николаевича хранятся во многих музеях страны, в том числе в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12» (Санкт-Петербург).

Художник на протяжении всей своей творческой деятельности следовал вековым традициям палехского стиля. Его отличало упорство, повышенная ответственность, стремление расти и развиваться, весь свой опыт он старался передать молодому поколению палехских мастеров.

Здоровья Вам, Василий Николаевич, бодрости духа, благополучия, счастья всем Вашим близким.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

609