Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

27.10.2017 09:08 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 27.10.2017 г.

Возвращение домой. О тех, кого уважают на селе

Знаете, в некоторых хозяйствах праздники не гуляют, пока не сделают работу. Сначала на пашню, а потом уже за стол. Однако День работников сельского хозяйства, конечно же, не прошел для Палехского района бесследно. Благодарностями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации были награждены: инженер по механизации трудоемких процессов СПК «Подолино» Андрей Бабанов, тракторист-машинист Алексей Батлыгин и рабочая по уходу за животными СПК «Рассвет» Светлана Изувеченкова. Благодарности Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области были вручены трактористу АО «Паново» Владимиру Романову, водителю СПК «Рассвет» Виктору Медведеву и слесарю-ремонтнику животноводческих ферм Андрею Львицину.

Мы сели в редакционную «Волгу» и отправились на фермы, чтобы поговорить с награжденными, ненадолго прервав их привычный рабочий день. Не раз звучали в наших беседах названия деревень и сел, откуда родом наши герои. Я переспрашивал, названия мне были не знакомы, а они повторяли их гордо и с теплом. Почти также, как в фильме про советских космонавтов «Время первых», когда Королев (его роль исполняет актер Владимир Ильин) как бы укоряет космонавта: «Ну ты деревня!», а Леонов (играет Евгений Миронов) добавляет спокойно: «Село Листвянка, Кемеровской области». Перед вами небольшой рассказ о тех, на чьи плечи опирается молочное животноводство района.

Светлана Изувеченкова

Светлану уже фотографировали для газеты. Правда для шуйской, и говорилось там не про молоко и телят, а про ткачиху-многостаночницу, вот так. Нет, она из местных, просто уезжала, чтобы полжизни проработать в текстильной отрасли, и вернуться домой в 1995 году.

«Заболела мама, я приехала». До возвращения работала передовой «кадровой ткачихой» с 1980 года на одной из шуйских фабрик. «Коммунисткой была, многие теперь припоминают мне» — улыбается Светлана Викторовна, и глаза ее блестят от воспоминаний. Местный зоотехник, проходивший рядом, замечает: «Да всех хороших работников тогда брали в партию, в комсомол, это всегда так было у нас в стране». Не жалеет, что перешла в животноводство: уже более 20 лет опыта в подращивании телят.

Каждый день в 5 утра спешит на работу, первым делом «начинает чистить у телят», потом поит самых маленьких молоком, затем раздает корма тем, кто побольше. «Они, наверное, вас узнают?» — спрашиваю. «Да, еще как!». Год-полтора телята находятся в телятнике, а потом их увозят на ферму.

Дети Светланы, уехав в ту же Шую, вернулись в деревню. «Они, как веревочка, за мной все время, хвостом…» Сын сторожит, дочь до рождения ребенка работала со Светланой в телятнике. «В городе училась, вроде бы работать, а родила, значит, надо чтобы бабушка была у ребенка».

Ивановской ткачихой была и мама нашей героини, и точно также отработав в текстильном деле, вернулась в деревню, чтобы работать в телятнике. Теперь дети и внуки повторили ее судьбу: из деревни в город и обратно, домой. К своим, к себе.

Владимир Романов

«Как заморозит, так и сезон закончим, а так пашем, покуда плуг не полезет!» Раннее утро на пановской ферме. Владимир Викторович ловко запрыгивает на ступеньку трактора, подбоченившись, принимает выразительную позу для фотографии. «С 1976 года работаю, может, и награждали раньше — я ведь и не помню, не придавал особого значения!». Удивляюсь.

Тракторист вспоминает, как с малых лет хотелось работать ему с техникой: «Привык с мужиками вокруг трактора находиться. А поедет он — так вообще!». Эмоции эти и мне знакомы, и я застал эту радость, когда в детстве в улице есть выцветшие голубоватой краски трактора и можно иногда посидеть в кабине, забраться на огромное колесо.

Владимир родился в Малинове, сходил в армию, выучился в Сергеевском техникуме, вернулся домой: работы было полно. Большой колхоз, несколько отделений, два гаража с техникой. На этой же ферме отец Владимира «30 с лишним лет, наверное» трудился пастухом, а мать работала то в телятнике, то дояркой.

И жена из этих мест была. Где родился, там и пригодился, там и своих детей родил. Они хоть и навещают часто, но перебрались в город: старшая дочь живет в Родниках, у самой уже двое девчонок растет. Сын — десантник, служит по контракту в 98 дивизии.

Когда в 90-е началось: заросли поля, многие забросили прежнее колхозное занятие, оставшиеся верными делу перебрались на эту ферму. В числе этих людей был и Владимир Викторович.

Прошло время, сменилось руководство: «Новые хозяева стараются очень, есть движение». Теперь тракторист управляет новеньким красавцем — «КАМАЗом», оказалось, что под этой маркой выпускают неплохие трактора. Пытаясь объяснить мне отличия от прежних «МТЗ» поясняет: «В нем все на электронике сделано. Удобно. Разбираемся потихоньку, разберемся, наверное». И от этого произнесенного «разберемся, наверное» я понимаю, что все русскому человеку под силу: и трудности, и премудрости.

Алексей Батлыгин

Алексей Александрович работает практически без выходных. Последние шесть лет — на «миксере», так называют оборудование, которое мешает корма для коров. В прошлом он слыл ответственным трактористом: «то в поле, то где». Семьянин и немножко философ.

Рабочий день Алексея начинается рано, обычно до 9 утра он управляется с кормами, потом, как сегодня, посвящает время ремонту техники. «Все ломается, все надо доделать, иной раз усовершенствовать. Крепления сильно слабы», — Алексей показывает на «миксер», — На заводе, видать, не очень хорошо знакомы с нашими дорогами!».

Мать — доярка, отец — шофер, родом из Мелешина. Сын работает в Палехе. «Работал и он здесь — молодой, курсирует везде, хочется ему еще поискать. И я тоже был молодой после армии, везде скитался, а потом сюда вернулся, в деревню, да так и работаю с 1994 года».

Дома его ждет хозяйство, которое они ведут с женой: телята, куры («а как же без этого?»). «Куда уезжать? Все на плечи жены тогда повешу, не дело. Пока колхоз живет — работаем».

Андрей Львицин

Сижу в кабинете председателя колхоза Светланы Гаматиной, слушаю про молодого парня, который пусть и не местный, а каждое дело на работе у него спорится. И везде он помогает. «Приняли», — понимаю я.

Восемь лет назад Андрей Львицин приехал в Соймицы из Шуйского района. Жена местная, работает на той же ферме дояркой. Двое детей. «Зарплату платят, все нормально. Деревня живая, народ еще есть, пенсионеры крепкие!».

До жизни на селе этот парень на все руки работал в Шуе, Фурманове, Иванове, Владимире, Москве. «Страна была такая, что я особо не мечтал, кем стать, искал работу сразу», — рассказывает Андрей — «Лет 10 назад участвовал в реставрации Октябрьского моста в Шуе, того мощенного…». А сейчас ремонтирует все, что может поломаться на ферме: транспортеры, редукторы, вакуумные насосы.

«Вот сегодня ремонт намечается, катки поворотные менять, подшипники», — делится со мной Андрей, пока мы петляем между подсобками. «Ну, это на чем транспортер крутится!» — поясняет мне он в ответ на мой немой вопрос. «Перебирать надо его, готовиться к зиме, чтобы уже профилактику сделать, и избежать трудностей в холода», — раскладывает мне быстрым говором наш герой.

Да, готовь сани летом. Отец Андрея всю жизнь проработал трактористом, а мать — швеей, родители жены — трудились здесь на ферме. Так и рождаются династии, о которых мало чего понимают в городах, но уважают здесь, в деревне.

Андрей Бабанов

«Чтобы все исправно на ферме было — вот и весь смысл моей работы», — доходчиво объясняет Андрей Викторович. Впрочем, не только отладкой он занят, поскольку объем работы не велик (ферма-то одна осталась), развозит еще доярок с работы по домам.

Как и у почти всех наших героев, родители Андрея Викторовича работали в колхозе. Доярка и шофер. Раньше на подолинских просторах располагалось три отделения, и было рассыпано много молочных ферм. «У нас был Каманин Сергей, главный инженер, он предложил мне эту работу в 1992 году, я согласился». Андрей трудился в бригаде из пяти человек: ездили по всем фермам, обслуживали водопровод, и в целом все коммуникации. Пролетело 25 лет, и вот остался он один такой специалист во всем хозяйстве.

Три сына. Один работает в охране, другой — ездит на работу в Палех, третий в деревне ведет небольшое подсобное хозяйство. «Молодым в деревне работу сейчас найти трудно», — замечает Андрей. «Нашему председателю бы помочь, он третий год добивается новой фермы. Тогда бы и места рабочие были. Пока у него запал еще есть. Новые фермы — я видел их в Ярославле, Владимире — работать одно удовольствие!». «Все беленькое и чистенькое?» — спрашиваю я. «Все заняты своим делом. Доярки кормов практически не касаются, на двух сотрудниц — 400 голов скота. Да и у нас хорошо! Люди к нам приезжают — завидуют! По двору можно в тапочках ходить, не испачкаешься. Оборудование все новое, импортное...»

Действительно перед фермой словно парад: техника новая, разноцветная, «хорошо выручает». Смотрим на занесенные первым снегом стальные «рабочие лошадки»: «А потом у нас председатель не скупится, сломалось — съездили, новую деталь купили. И все — трактор опять в работе».

Виктор Медведев

- А где у вас Медведев?

- Где-где, за рулем. Подожди, сейчас приедет доярок забирать.

Через 10 минут останавливается «буханка», я подсаживаюсь в кабину, в которой тихонько играет радио, на меня смотрит и улыбается водитель.

«А на всем подряд ездил, пишите больше!» — шутливо выдает Виктор Борисович. Всем он управлял: и молоковозом, и самосвалом. А сейчас и вообще главный человек: людей на работу возит, и с работы. Водителей в колхозе двое, но раньше было под 30 шоферов!

«Встаю рано». — говорит. В этот момент оживают сидевшие до этого скромно пассажирки: «Он раньше всех встает, ему сначала до гаража надо дойти. Мы просыпаемся в половине шестого». Между делом вспоминаю свои семь утра, ближе к восьми, и чувствую разницу. Виктор добавляет: «Дойду до гаража, машину заведу, еду к перекрестку. Выходят барышни, забираю, и на работу». Поворачиваюсь к барышням, они: «Замечательно довозит, вопросов нет! Нигде не застревали». Вскидываю фотокамеру чтобы заснять доярок, они смущаются и прячут лица: ненарядные. Виктор смеется: «Попались!».

- А работаете до вечера?

- Да, до девяти.

- Сколько же вам платят денег?

- Мало, мне кажется! — не перестает шутить Виктор, и задний ряд смеется.

Понимаю, что всем пора домой, отпускаю веселую компанию после слов доярок: «Мы и позавтракать, и пообедать — все вместе».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

140