БАБУШКИНЫ КРУЖЕВА: крестьянская одежда, национальный колорит русского народного костюма всё больше входит в повседневный обиход современного человека
В Москве, Санк-Петербурге, Саратове, Твери, Сергиевом Посаде и других городах открыта сеть магазинов «12 праздников», где можно приобрести одежду для православных женщин — сарафаны, платья с вышивкой и кружевом по старинным образцам.
Модная женская одежда в рамках православных традиций сегодня очень востребована. Не только модельеры занимаются этой проблемой. Каждый художник ищет свой стиль не только в живописи, в изделиях декоративно-прикладного искусства, но и в своей одежде.
Коллекция платьев «Бабушкины кружева», авторская работа палехской художницы Ольги Станиславовны Субботиной, использовалась в анимационно-экскурсионной программе Палехского турцентра «Палех — Земля иконописцев», как концертная одежда, в которой исполнялись старинные свадебные, лирические, хороводные песни в новой гитарной обработке.
Гости из разных городов с удовольствием надевали вместо современных джинсов эти наряды, принимая участие в сценах посиделок и свадебных обрядов с хороводами и песнями.
Выкройки платьев — просты. Это крестьянский рубашечный покрой. Фольклорные детали — пояса, сумки-лакомники, девичьи повязки и кокошники хранят традиции русской национальной одежды. Эта коллекция — своеобразная интерпретация, вариации на тему крестьянского костюма.
Грудь, рукава, подолы платьев раньше очень обильно украшались вышивкой и кружевом, орнаменты которых несли огромную смысловую нагрузку. Особенно это касается узоров процветшего креста в вышивках полотенец и свадебных рубах, встречающихся в Палехе и его окрестностях.
Традиционный русский костюм всегда остаётся эталоном. Он, как неисчерпаемый источник, вдохновляет на новые идеи. Главная цель обращения к старине сегодня — внутреннее преображение женщины через внешнее — одежду, которая красива и целомудренна.
Не секрет, что в Палехе многие художницы — ещё и рукодельницы. Вспомните коллекцию вышитых полотенец В. Почаниной или оригинальные платья Г. Жиряковой. Да что говорить, кого ни возьми — откроются неизвестные таланты.
Коллекция платьев «Бабушкины кружева» была создана специально для программы «Палех — земля иконописцев», существовавшей при Палехском турцентре в 2007 — 2010 годах. В ней рассказывалось о традициях, быте, мужских ремёслах и женских рукодельях палехских иконописных семей конца 19-го — начала 20-го веков. Автор коллекции — художница О.С. Субботина.
Накануне проведения Крестовоздвиженской ярмарки в Библиотечно-информационном центре Государственного музея палехского искусства откроется выставка «В глубинке по старинке. Народный костюм земли палехской», где будут представлены и её изделия. Накануне мы попросили Ольгу Станиславовну ответить на несколько вопросов о предстоящей выставке и её увлечении.
- Ольга Станиславовна, интерес к шитью у Вас с детства?
- Несомненно, всё развивается в детские годы, ещё тогда, когда моя бабушка Александра Николаевна Батурина, родом из Костромских земель, давала мне первые уроки, прививала первые навыки — как вставить нитку в иголку, как наметывать швы, как завязывать узелки в конце строчки. Это азы рукоделия. Бабушка была замечательной кружевницей. Она оставила нам многочисленные изделия, связанные крючком. Некоторые из них я использую в своей коллекции платьев.
- По профессии Вы — художник. Это помогает в создании костюмов?
- Вообще я шить люблю больше, чем рисовать. По маминой линии все предки были портными. Сергей Степанович Клубов — брат маминой бабушки — имел в Москве швейную мастерскую.
В настоящее время многие художники создают свои коллекции одежды в стиле крестьянских традиций. Проходят фестивали, выставки, фотовыставки, посвящённые национальной одежде. И это замечательно!
Ношение её приводит к осмыслению хорошо забытых основ крестьянского быта, к представлению о жизни и мироустройстве.
Примеряя на себя лишь внешние формы народной культуры, мы перенимаем этнографический опыт изнутри, становимся неизмеримо ближе к национальным основам.
- Это ведь было совсем другое время с другим ритмом жизни, как это сочетается с днём сегодняшним?
- Конечно, народный костюм диктует другой ритм жизни, он добавляет степенности. Его невозможно надеть впопыхах, он требует внимания к каждой детали, к каждой складке, к каждому украшению.
Обращение к коллекции народно одежды имеет определённую цель. Цель эта — «вплести в канву своей жизни память о культуре, питавшей наших предшественников на своей земле, укрепиться в этой «почве», осознать глубокое и вневременное в фольклоре и этнографии.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.